Виды монархий в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение видов монархий в современном мире.
Задачи работы:
 определить теоретические основа монархи как формы правления;
 рассмотреть виды монархических государств в современности.

Содержание работы

Введение 3 1 Теоретическая основа монархии как формы правления……………………………...5
1.1 Понятие и сущность монархии 5
1.2 Исторические формы развития монархии 6
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления 12
2 Виды монархических государств в современности 14
2.1 Конституционная монархия Великобритании 14
2.2 Монархические государства Европы и Азии: отличия и особенности 20
Заключение 24
Глоссарий 26
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Преступления в сфере экономической деятельности.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, в течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей  системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и  регулярная смена кабинета в зависимости  от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом. Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным "гнилым местечкам" с незначительным числом жителей посылать в палату, общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход, в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах. Изменить такую избирательную систему были призваны избирательные реформы XIX в.

     Избирательные реформы и дальнейшая эволюция формы государства

     Согласно  Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей  были лишены представительства в  парламенте. Тридцати небольшим городам  с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам — двух депутатов вместо четырех. В итоге высвободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы— с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе.

     Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы. Хотя избирательный корпус увеличился почти вдвое, правом голоса после реформы пользовалось менее 5% всего населения. Борьба за более демократическую реформу избирательной системы стала одной из важнейших черт политического развития Великобритании в 30—60-х гг. XIX в.

     Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. Избирательное право в городах было распространено не только на собственников, но и на нанимателей (арендаторов) квартир, если стоимость найма составляла не менее 10 ф. ст. в год. Это увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза.

     В период избирательных реформ 30—60-х  гг. XIX в. произошла организационная  перестройка двух главных партий. Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократии и финансовой верхушки. Партии стали теперь называться "либеральная" и "консервативная". В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность

     партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.

     Развитие  парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в  центре и на местах, Прежние коронные должности были преобразованы в  министерские, хотя и сохранили старые названия. Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.

     Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа, однако, не затронула вопросы управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.

     В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы  правления и политического режима произошли изменения в государственном  устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент  распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

     Реформа местного управления, проведенная в  Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту  задачу выполнила реформа 1888 г., заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы — советы — 'для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием "административной опеки" со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континентальной (французской).

     В конце XIX в. была проведена важная реформа  судебной системы. Серией актов 1873—1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских "ветвей" прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

     Модернизация  политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительства стала основой "Вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

     В настоящее время существуют также  доминионы — монархии — бывшие английские колонии. В доминионах, или  королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании (ныне правящая королева), представленный генерал-губернатором.

     2.2 Монархические государства Европы и Азии: отличия и особенности

 

     Наиболее  сильны монархические тенденции  в Грузии. 8 февраля 2009 года в Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони – Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.

     На  Украине также есть монархические  тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые  другие.

     В Беларуси политические организации, имеющие  цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены. Нелегально действует Литвинская Национально-Монархическая Партия - Партия Литвинцев, однако она слишком малочислена и не имеет опоры в народе. Кроме того, руководящие органы партии располагаются в Литве, что затрудняет сотрудничество между членами.

     Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют  некоторое влияние монархические  партии. В то же время в европейских  монархиях есть сильные республиканские тенденции. В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.

     С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская  партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие  демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.

     В странах, которые с момента образования  до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы  правления не ставится.

     Европейские монархии:

  • Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
  • Бельгия — король Альберт II (с 1993)
  • Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
  • Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
  • Дания — королева Маргрете II (с 1972)
  • Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
  • Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
  • Монако — князь Альберт II (с 2005)
  • Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
  • Норвегия — король Харальд V (с 1991)
  • Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

     В Азии

     Монархисты  сильны в исламских странах.

     В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические  взгляды диссидентов связаны  с антикоммунизмом. В Камбодже после  свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.

     В Непале в 2007—2008 гг. монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также готовят революцию. В Таиланде в ответ на попытку ограничить монархию начались антиреспубликанские выступления по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.

     Ныне  существующие монархии Азии:

  • Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)
  • Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1968)
  • Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • Иордания — король Абдалла II (с 1999)
  • Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
  • Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • ОАЭ — президент Халифа бен Заид аль-Нахайян (с 2004)
  • Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
  • Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • Япония — император Акихито (с 1989)

Информация о работе Виды монархий в современном мире