Виды современных политико-правовых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Государство и право – сложнейшие, взаимосвязанные явления. В своей повседневной жизни мы постоянно соприкасаемся с ними в процессе осуществления наших прав, свобод и обязанностей. Однако руководствуясь предписаниями государства, мы зачастую не задумываемся, в силу каких причин они возникли и существуют и какова их внутренняя природа. Для не юриста это вполне естественно, но для специалиста непростительно. Гражданин, избравший профессию юриста, обязан знать, что из себя представляет государство и право. Какова их роль в жизни общества, механизм взаимодействия и функционирования?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Происхождение понятия «политический режим»
1.1. Основные исследовательские подходы………………………………………..6
1.2. Современное определение политико-правового го режима как формы государства…………………………………………………………………………...9
Глава 2 Виды современных политико-правовых режимов.
2.1. Сущность видов политических режимов…………………………………….14
2.2. Демократические режимы…………………………………………………….15
2.2.1.Либеральная демократия…………………………………………………….19
2.3. Недемократические режимы………………………………………………….20
2.3.1.Авторитаризм…………………………………………………………………20
2.3.2.Тоталитаризм………………………………………………………………....23
2.3.3.Фашизм………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список используемой литературы………………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

    Таким образом тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.    

 

2.3.3.Фашизм.

    Правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

 

Вывод по второй главе.

    Итак, в этом исследовании преимущественное внимание было отведено классификации политических режимов на демократические, авторитарные и тоталитарные. Такой подход вполне обоснован, учитывая то место, которое данная классификация занимает в политической науке. Тем не менее следует еще раз подчеркнуть, что это — лишь рамочная классификация, помогающая организовать многообразие имеющихся в политической науке концепций, сформулировать самое общее представление о том или ином политическом устройстве.

Заключение. 

    Итак, в заключение данного исследования подведем итоги по проделанной работе: 

    Категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:         

1) конкретные формы государства  взаимосвязаны с определенными  политическими режимами (демократическое  государство не может быть  абсолютной монархией, в авторитарном  режиме нет парламентаризма);         

2) политический режим показывает  действительное содержание той или иной формы государства (с точки зрения государственного устройства и России, и США относятся к федерациям, но Россия как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства);         

3) Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь влияя на форму правления.

    Политический режим – это сложная, многоплановая категория, охватывающая своим объемом целый ряд динамических аспектов государственной жизнедеятельности общества. Данным обстоятельством и объясняется возможность классификации политических режимов по самым разным критериям. Так, например, в соответствии с принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти можно выделить режим слияния властей и режим разделения властей; по статусу и роли армии в обществе – военный и гражданский режимы; по типу менталитета, социокультурному комплексу – “западный” и “восточный”; по характеру взаимоотношений государства и церкви – теократический (клерикальный) и светский режимы и т. д. Общепринятой же является классификация политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества, степени проникновения государственной власти в другие сферы социальной действительности и частную жизнь граждан. Исходя из этих критериев, обычно выделяют демократический, авторитарный и тоталитарный виды режимов.

    Всякий реально существующий политический режим представляет определенное сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений – авторитарности и демократизма. Авторитарные тенденции выражаются в стремлении государственных институтов к односторонней властности, к установлению жесткой дисциплины и ответственности граждан, их безоговорочному подчинению законам и распоряжениям властных структур. Демократизм, напротив, предполагает равноправие сторон, их соглашение, свободу выбора и политический плюрализм в общественной жизни. Как свидетельствует практика, мера соотношения этих тенденций не остается постоянной и тем более не всегда соответствует какой-либо “пропорции”, установленной некоторой теоретической схемой. По сравнению с формой правления или государственного устройства политический режим способен “перемещаться” в рамках той или иной “обобщающей модели”, проявляясь в ее различных “модификациях”. Следовательно, предлагаемая коассификация содержит в себе элементы известного упрощения. Тем не менее, она дает возможность систематизировать и упорядочить многообразие, представленное сегодня более чем 180 режимами во всем мире.

    Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии, как обычно предполагается, обеспечивают в этом процессе решающую в конечном счете роль народа. Иначе говоря, демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся всеобщие выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Считается, что такой порядок - и в этом видится чуть ли не главное достоинство демократического политического режима - обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем. Что ж, преимущество немаловажное, особенно если учесть, сколько кровавых страниц имеется в книге под названием "История"!

    Переходы от одного типа режима к другому — сравнительно новая для науки проблематика, еще в 1960-е даже 70-е годы не пользовавшаяся заметным влиянием. В настоящее же время в нашей стране завершается этап перехода к современному политическому режиму. И не будем спешить охарактеризовывать его как «демократический». Российский политический режим еще находится в динамике. Однако с уверенностью можно сказать, что тоталитарный режим уже далеко позади, а то, что будет впереди – покажет история! Заключение Политический режим как способ функционирования той или другой политической системы определяется как социальными факторами соответствующего государства, так и нравственными, моральными и мировоззренческими устоями общества. В абсолютно чистом виде политические режимы, как правило, редкость. Поэтому при их характеристике используются двойные понятия: либерально-демократический, демократически-авторитарный и т.п. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ в целом и каждого человека в отдельности. Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом сообществе конца XX века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. В этой связи возникает надежда, что следующее столетие станет окончательной ее победой.

Следовательно, и типология политических режимов  уйдет в прошлое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран. / В.Е. Чиркин – М.: Юристъ. – 1999.

2. Грачев, М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. / М.Н. Грачев, В.Ю. Ирхин – М. 1996.

3. Цыганков, А.П. Трансформация политических режимом. / А.П. Цыганков – М.: Фонд «Открытое общество». – 1995.

4. Цыганков, А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков (учебное пособие) 1995.

5. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л. В.

6. Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Корельского В. М.

7. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права. Учебник / Л.И. Спиридонов – М.: Юридическая литература, 2000

8.   Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / В. Н. Хропанюк  М.: Интерстиль, 2000.

9.  Комаров, С.А. Общая теория государства и права Учебник – 4е изд., переработанное и дополненное. / С.А. Комаров – М.: Юрайт 2000 год.

10. Нерсесянц, В.С. Философия права М. / В.С. Нерсесянц ИнфраМ Норма 1997год.

11. Василика, М.А. Политология. Учебник для вузов М. / М.А. Василика 1999.

12. Зеркин, Д. П. Основы политологии: курс лекций./ Д. П. Зеркин Ростов н/Д: Феникс, 1996. 544с.

13. Князев, С. Д. Основы государства и права. «Учебное пособие для абитуриентов».  1992. 184с.

14. Лазарева, В. В. Общая теория права и государства Учебник / В. В. Лазарева 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 1996. – 472с.

15.  Марченко, М.Н. Курс лекций по теории государства и права. / М.Н. Марченко  М.: БЕК. – 2001. – с.193.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ. – 1999. – С.179.

2 Грачев М.Н., Ирхин В.Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – М. 1996. – С. 72.

3 Цыганков А.П. Трансформация политических режимом. – М.: Фонд «Открытое общество». – 1995. – С.14.

4 Грачев М. Н., Ирхин В. Ю. Актуальные проблемы политической науки: коллективная монография. – 1996 – С. 157.

5 Циганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика (учебное пособие) – 1995. – С.18.

6 Теория государства и права. Учебник / Под ред. Спиридонова Л. В. – С.138.

7 Теория государства и права. Учебник для вузов. / Под ред. Корельского В. М. – С.88

8 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Юридическая литература, 2000 – С. 53


Информация о работе Виды современных политико-правовых режимов