Виды тайн в Российском законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 08:02, реферат

Описание работы

Цель данной работы - дать четкое определение общего понятия тайны и на этой основе выработать понятия отдельных видов тайн, охраняемых законом.
Актуальность избранной темы заключается в том, что в Уголовный кодекс включены новые, неизвестные прежнему уголовному законодательству нормы, предусматривающие ответственность за посягательство на коммерческую и банковскую тайну. Введена ст. 137 «Нарушение неприкосновенности частной жизни», непосредственно направленная на обеспечение права граждан на тайну частной жизни. Внесены существенные дополнения в ст. 138, в соответствии с которыми предусмотрена ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных и иных сообщений граждан с использованием служебного положения и специальных технических средств негласного получения информации, а также за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта указанных специальных технических средств.[4]

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…4
1 Правовое понятие тайны………………… .………………..……………5
1.1 Коммерческая тайна……………………………………..………….…..6
1.2 Государственная тайна…………………………………..………..…….7
1.3 Должностная служебная тайна……………………..………………….7
1.4 Следственная тайна……………………………..…………………..…..8
1.5 Свидетельская тайна………………………………………..…..………8
1.6 Коммерческая тайна……………………………………...……………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….....………16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….18

Файлы: 1 файл

Виды тайн.docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

 

1.6 Коммерческая тайна

 

 Обязательство о неразглашении  информации может быть оформлено  как записью непосредственно  в тексте трудового договора (контракта), так и в виде отдельного  документа, являющегося приложением  к трудовому договору (контракту). Форма и содержание соответствующего  раздела трудового договора (контракта)  или отдельного приложения к  нему в части, касающейся сохранения  информации, составляющей коммерческую  тайну, имеют большое значение. В случае разглашения работником  информации, составляющей коммерческую  тайну, эти документы составят  юридическую основу для привлечения  такого работника к ответственности  и взыскания причиненного ущерба.

 Вариант оформления  обязательства о неразглашении  коммерческой тайны в виде  отдельного документа следует  признать более предпочтительным. Не все работники организации  допускаются к коммерческой тайне.  Поэтому большинство из них  будет свободно от обязательств  по ее сохранности, если это  обязательство является элементом  должностной инструкции. Во-вторых, в случае снятия грифа "коммерческая  тайна" с такого рода информации  обязательство не только утрачивает  юридическую силу, но и может  быть без особых сложностей  аннулировано. Кроме того, прекращение  указанного обязательства не  влечет за собой необходимости  вносить какие-либо отметки непосредственно  в трудовой договор (контракт), что позволяет говорить о таком  немаловажном факте, как относительная  простота юридического оформления  принятия соответствующего обязательства  и его прекращения. [8]

 Одним из наиболее  часто цитируемых нормативных  правовых актов является Постановление  Правительства РСФСР от 5 декабря  1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять  коммерческую тайну" 

 В документе сказано,  что "Правительство РСФСР постановляет:

1. Установить, что коммерческую  тайну предприятия и предпринимателя  не могут составлять:

 - учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

 - документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;

 - документы о платежеспособности;

- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах:

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

2. Запретить государственным  и муниципальным предприятиям  до и в процессе их приватизации  относить к коммерческой тайне  данные:

- о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

- о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы) в уставные фонды совместных предприятий;

- о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РСФСР и заключенных им договоров;

- о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

3. Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью, руководители государственных  и муниципальных предприятий  обязаны представлять сведения, перечисленные в пунктах 1 и  2 настоящего Постановления, по  требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных  органов, других юридических лиц,  имеющих на это право в соответствии  с законодательством РСФСР, а  также трудового коллектива предприятия. 

4. Действие настоящего  Постановления не распространяется  на сведения, относимые в соответствии  с международными договорами  к коммерческой тайне, а также на сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну"

 В настоящее время  законодательством Российской Федерации  не установлен закрытый перечень  сведений, которые не могут являться  коммерческой тайной. Например, Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 13 октября 1999 года N 1156 "Об утверждении  порядка образования и использования  внебюджетных фондов федеральных  органов исполнительной власти  и коммерческих организаций для  финансирования научных исследований  и экспериментальных разработок" указано: "Информация о движении  средств внебюджетных фондов  федеральных органов исполнительной  власти и коммерческих организаций  не может быть отнесена к  информации, составляющей коммерческую  тайну."

 Принципиальными новеллами  для правового регулирования  подряда являются статья 726 ГК РФ "Обязанность подрядчика передать информацию заказчику" и статья 727 ГК "Конфиденциальность полученной сторонами информации". Первая из них устанавливает обязанность подрядчика передать заказчику вместе с результатом работ информацию, которая относится к эксплуатации или иной реализации предмета договора. Такое возможно в двух случаях: если это предусмотрено договором либо если без такой информации невозможно использовать результат работы для указанной в договоре цели. Последнее обстоятельство или отсутствие информации должен в случае возникновения спора доказывать заказчик. Согласно статьям 726 и 727 ГК РФ нарушение подрядчиком предусмотренной в них обязанности дает заказчику право отказаться от приемки результата работ, а если по причине отсутствия, недостаточности или недостоверности информации он понесет убытки (например, вследствие случившейся из-за этого аварии), потребовать от подрядчика возмещения убытков. Подрядчик не вправе ссылаться на то, что в договоре нет условия об обеспечении заказчика данной информацией.

 Специальные правила  о конфиденциальности информации  и вытекающей из этого обязанности  стороны, которая ее получила (не разглашать и не передавать  третьим лицам без согласия  другой стороны), относятся в равной  степени и к заказчику, и  к подрядчику. Служебная тайна,  по аналогии с коммерческой, трактуется  как информация, которая "имеет  действительную или потенциальную  коммерческую ценность в силу  неизвестности ее третьим лицам,  к ней нет свободного доступа  на законном основания и обладатель  информации принимает меры к  охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять  служебную или коммерческую тайну,  определяются законом и иными  правовыми актами" (пункт 1 статьи 139 Гражданского кодекса Российской  Федерации). Лица, в том числе и  сами работники, разгласившие  информацию (коммерческую тайну), обязаны  возместить потерпевшему убытки. Убытки возмещаются, исходя из смысла статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, по правилам статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Содержанием трудового договора (контракта) являются взаимные права и обязанности. Установлена и ответственность сторон при исполнении должностных инструкций.  Институт коммерческой тайны неизвестен трудовому законодательству Российской Федерации. Представляется необходимым выяснить возможное и обоснованное место его в этой отрасли права.  Для определения, к какой группе условий трудового договора (контракта) следует отнести условие о неразглашении коммерческой тайны, рассмотрим те из них, которые принято различать в качестве основных и дополнительных.

 К основным условиям  трудового договора (контракта) относятся  соглашения сторон: - о работе  по одной или нескольким специальностям (должностям) соответствующей квалификации; - о месте работы (предприятие,  его структурное подразделение,  их местонахождение); - о сроке  действия и виде трудового  договора (контракта); - об условиях  оплаты труда. 

 Круг основных условий  трудового договора (контракта), который  не может быть изменен сторонами,  законодательно определен. К дополнительным (факультативным) относятся условия  трудового договора (контракта), которые  могут касаться любых иных  вопросов труда, а также социально-бытового  обслуживания работника. 

 В трудовом договоре (контракте), в рамках дополнительных (факультативных) условий законодатель  предоставил сторонам возможность  самим устанавливать необходимые  критерии для решения вопросов, в которых стороны заинтересованы. Дополнительные (факультативные) условия  трудового договора (контракта) являются  тем юридически обоснованным  кругом обязательств, в рамках  которого и могут быть закреплены  вопросы защиты информации, составляющей  коммерческую тайну работодателя (обладателя охраняемой законом  информации). В обязанности работника  может быть включено условие  о неразглашении им коммерческой  тайны, к которой он будет  допущен в силу его должностных  обязанностей. Указанное условие  может быть включено и в  иные виды договоров, как договор  поручительства , договор коммерческого  представительства , агентский договор  , договор поручения или доверенности, договор о рекламных услугах  и иные информационные услуги.

 Формулирование условий  должно опираться на предусмотренный  законодательством Российской Федерации  перечень норм, посредством которых  осуществляется правовое регулирование  защиты информации и, в частности,  коммерческой тайны. Прежде всего  здесь должен найти свое отражение  смысл норм, предусмотренных Конституцией  Российской Федерации, Федеральным  законом Российской Федерации  "Об информации, информатизации  и защите информации"; Гражданским  кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"; иными положениями о защите коммерческой тайны, предусмотренными уставом организации (работодателя). По своей юридической природе подобное условие в трудовом договоре (контракте) является логическим завершением юридического оформления защиты информации, составляющей коммерческую тайну, на уровне хозяйствующего субъекта.

 В договор (контракт) работника, допускаемого к коммерческой  тайне хозяйствующего субъекта (далее  - организация), либо в приложение  к нему могут быть включены  следующие обязательства: 

- не разглашать составляющую  коммерческую тайну организации  информацию, которая будет ему  доверена или станет известна  по работе;

- не передавать третьим  лицам и не раскрывать публично  информацию, составляющую коммерческую  тайну организации, без согласия  администрации организации; 

- сохранять информацию, составляющую коммерческую тайну  тех организаций, с которыми  имеются деловые отношения; 

- выполнять относящиеся  к работнику требования приказов, инструкций и положений по  обеспечению сохранности коммерческой  тайны организации; 

- не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну  организации, для занятия другой  деятельностью, которая в качестве  конкурентного действия может  нанести ущерб организации; 

- в случае попытки  посторонних лиц получить от  работника информацию, составляющую  коммерческую тайну организации,  незамедлительно известить об  этом соответствующее должностное  лицо;

- незамедлительно сообщать  соответствующему должностному  лицу организации об утрате  или недостаче носителей информации, составляющей коммерческую тайну,  удостоверений, пропусков, ключей  от режимных помещений, хранилищ, сейфов, личных печатей и о  других фактах, которые могут  привести к разглашению коммерческой  тайны организации, а также  о причинах и условиях возможной  утечки информации, составляющей  коммерческую тайну; 

- в случае увольнения  все носители информации, составляющей  коммерческую тайну организации  (документы, чертежи, рукописи, магнитные  ленты, перфокарты, перфоленты, диски,  дискеты, распечатки, кино- и фотоматериалы,  изделия и др.), которые находились  в распоряжении работника в  связи с выполнением им служебных  обязанностей во время работы  в организации, передать соответствующему  должностному лицу организации. 

 Помимо указанных положений  в трудовом договоре (контракте)  может быть предусмотрено также  ограничительное условие на случай  увольнения работника, в соответствии  с которым уволившийся работник  обязан в течение определенного срока (два, три года) не разглашать и не использовать для себя или других лиц информацию, составляющую коммерческую тайну. Здесь же может быть предусмотрено и положение, предупреждающее работника о возможном наступлении гражданской, административной, уголовной либо иной ответственности в случае нарушения взятых работником обязательств.

Информация о работе Виды тайн в Российском законодательстве