Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 12:58, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является изучение закона и его видов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть историческое развитие понятия «закон» 2. Охарактеризовать виды законов 3. Рассмотреть Конституцию Республики Беларусь как Основного Закона Республики Беларусь
Однако столь же традиционной
была и остается критика подобного представления
и подхода к закону. Еще в начале XX века
французский ученый Морис Орну настоятельно
требовал «отказаться от иллюзий непогрешимости
закона, которая к тому же самим жестоким
образом опровергается фактами», а, заодно,
— и от «революционной теории общей воли».
Он считал глубоко ошибочной формулу,
согласно которой, «закон есть выражение
общей воли». Ибо на самом деле закон является
«делом воли большинства, существующей
в парламенте или в пределах избирательного
корпуса». Именно эта воля, а не общая воля
является «законодательствующей», господствующей.
Что же касается общей воли, делал вывод
автор, «не воли большинства, а воли единодушной,
то она есть не что иное, как воля присоединения
или согласия».
В-четвертых, законы, в отличие
от других нормативно-правовых актов издаются
по наиболее важным вопросам государственной
и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются
и регулируются наиболее важные общественные
отношения.
Наконец, в-пятых, законы принимаются,
изменяются и дополняются в особом, строго
установленном, законодательном порядке.
Законодательная процедура существует
в каждом государстве. Она закрепляется,
как правило, особыми актами - Положениями
или Регламентами высших органов государственной
власти и является объективно необходимой.
Из сказанного, таким образом,
следует, что закон есть выражение воли
субъекта верховной власти, и что содержанием
закона могут быть, как правоотношения,
так и другие отношения, не имеющие юридического
характера. Законы занимают главное
место в системе нормативно-правовых
актов. Назначение закона определяется
тем, что закон как высшая форма выражения
государственной воли народа является
непосредственным воплощением его суверенитета.
Он устанавливает отправные начала правового
регулирования, придает ему единство.
Он регулирует наиболее важные общественные
отношения. Нормы, содержащиеся в актах
других органов, основываются на нормах
закона, развивают и конкретизируют его
положения, являются производными от них.
2 Понятие, признаки и виды законов
Закон – это нормативный акт,
закрепляющий принципы и нормы регулирования
наиболее важных общественных отношений
[1, ст.2].
В современной юридической
науке и на практике термин «закон» употребляется
двояко – как юридический НПА высшего
органа власти, принятый в особом порядке
парламентом, и как нормативный акт (юридический
документ) любого органа государства,
который содержит юридические нормы, обязательные
правила поведения[2, с.306].
Имеют различия и концепции
закона. Так, в странах англосаксонского
права понятие закона имеет широкий и
узкий смысл. В широком смысле понимают
любую писанную или неписанную норму,
которая подлежит защите в судебном порядке,
а в узком – акт парламента. Под понятием
законодательства понимается НПА правительства,
министров, принятые на основе делегирования
им парламентом полномочий по тому или
иному вопросу (делегированное законодательство),
а также подзаконные акты некоторых местных
органов.
В странах романа-германского
права различают понятие закон в материальном
смысле, т.е. всякую норму, принятую государственными
органами независимо от форм ее изложения,
и закон в формальном смысле, т.е. акт высшего
представительного органа, обладающего
юридической силой, а также конституционные
законы, органические законы, программные
законы, законы-декреты, чрезвычайные
законы. В странах – членах Европейского
Союза к закону приравниваются акты ЕС,
а некоторые из них преобладают приоритетом
перед законами этих стран, а именно постановления,
директивы, решения, принимаемые органам
Союза. Неодинаковы и виды законов. В Великобритании,
например, это парламентские акты, делегированное
законодательство и автономное законодательство[3,
с.155-156].
Законы занимают центральное
место в системе НПА Республики Беларусь.
Это связано с основными признаками закона:
1) они принимаются только высшими законодательными
органами государства или народом на референдуме;
2) они принимаются в особом процессуальном
порядке, предусмотренном Конституцией;
3) обычно они являются актами высшей юридической
силы. Это означает, что содержание других
НПА не должно противоречить законам.
Никто не имеет права изменить либо отменить
закон, кроме органа, который его принял,
а также Конституционного Суда; 4) они регулируют
наиболее важные основополагающие отношения.
Законами закрепляются общественные и
государственный строй, порядок формирования
и компетенция центральных органов государства,
основные права и свободы граждан и т.д.
Таким образом, закон – это
принятый в особом порядке акт законодательного
органа, обладающий высшей юридической
силой и направленный на урегулирование
наиболее важных общественных отношений.
Сегодня существенно расширен
перечень предметов регулирования законов
по сравнению с советском периодом. Удельный
вес законов в советское время составлял
0,25% от общего числа НПА. На современном
этапе ситуация изменилась. Законы Беларуси
сейчас составляют около 5% от всех НПА
республиканского уровня. Таким образом,
доля законов выросла по сравнению с советским
периодом в 20 раз. Такое изменение в количественном
соотношении НПА заслуживает положительной
оценки, ибо закон принимается избираемым
народом органом в соответствии с особой
процедурой, призванной обеспечить высокий
уровень его качества[4, с.193].
Возможна классификация законов
по различным основаниям. По мнению одних
авторов, законы можно подразделять на
органические, планово-бюджетные и обыкновенные.
По мнению других, - в специальную группу
ранее могли быть выделены законы об утверждении
тех указов Президиума Верховного Совета,
которые в дальнейшем сохраняли своё действие.
Безусловно, на классификацию оказывает
влияние существующая в государстве правовая
система. Так, во Франции отдельную группу
составляют финансовые законы, принимаемые
в особом порядке, при котором правительство
наделяется существенными полномочиями
в определении его судьбы, например, может
ввести в действие своим ордонансом государственный
бюджет, если парламент не утвердил его
в установленный Конституцией срок.
Особую юридическую категорию
представляют органические законы. По
законодательству Франции, как отмечают
французские исследователи, термин «органический
закон» иногда применялся в отношении
законов, дополняющих Конституцию. Однако
с юридической точки зрения такой закон
ничем не отличался от всех остальных.
После принятия в 1958 г. путем референдума
Конституции они предназначены «для заполнения
и претворения в жизнь Конституции в тех
случаях, когда последняя в явно выраженной
форме отсылает к органическому закону,
который от обычного закона отличается
особой процедурой принятия. Особенностью
органических законов является и то, что
по законодательству Франции они подлежат
обязательному конституционному контролю
со стороны Конституционного Совета».
К органическим законам можно
отнести Закон о Совете Министров Республики
Беларусь[16, с. 69-70].
Законы Республики Беларусь
подразделяются на конституционные законы,
программные законы, кодексы и обычные
законы. Конституция закрепляет основообразующие
принципы и нормы правового регулирования
важнейших общественных отношений.
Конституционные законы закрепляют
основы государственного и общественного
строя и служат юридической основой для
других НПА. Сюда относятся: Конституция,
законы об изменении и дополнении Конституции,
о введении Конституции в действие, акты
толкования Конституции. Среди законов
Конституция занимает особое место: она
обладает наивысшей юридической силой.
Для конституции существует особый порядок
принятия и внесения в нее изменений. Конституция
защищается специальным юрисдикционным
органом – Конституционным Судом Республики
Беларусь.
Современное общепринятое понимание
сущности конституции состоит в том, что
конституция – это ограничитель власти
государства, т.е. ею устанавливаются пределы
вторжения государства в область прав
и свобод человека и гражданина[5, с.15-16].
Программный закон – закон,
принимаемый в установленном Конституцией
порядке и по определенном ею вопросам.
Такие законы имеют основополагающее
значение для текущего законодательства.
В Конституции Республики среди
программных назван закон о военной доктрине.
Особый характер этого закона – программность,
несмотря на его название (о военной доктрине),
выводит его в более высокий ранг. В Российской
Федерации существует подход, подкрепленный
позицией Конституционного Суда этой
страны, в соответствии с которым «военная
доктрина» не содержит нормативных положений.
С этим подходом не согласен С.А. Карапетян,
который обращает внимание на то, что в
таком случае бессмысленно принимать
иные акты (законы), если они будут расходиться
с доктриной. Однако если такой спор возможен
в российском законодательстве, где по
Конституции Президенту предоставлено
право вырабатывать доктрину, то согласно
Конституции Республики Беларусь, военная
доктрина, для того чтобы быть действительной,
должна быть оформлена программным законом.
Кодекс – это закон, обеспечивающий
наиболее полное системное регулирование
определенной отрасли общественных отношений.
В юридической литературе кодификацией
считается процесс сведения к единству
нормативно-правовых актов путем переработки
их содержания. И этого следует, что кодексы
обычно содержат большее (в сравнении
с обыкновенным законом) число норм. Они
отличаются достаточно сложной структурой,
могут состоять из нескольких частей (например,
Общей и Особенной: Уголовный кодекс, Жилищный
кодекс и др. ). В настоящее время в Республике
Беларусь действует более 20 кодексов.
Обычный закон – это НПА, который
закрепляет принципы и нормы регулирования
наиболее важных общественных отношений.
Обычные законы принимаются на основе
и в исполнение Конституции и регулируют
разные сферы общественной жизни.
Практика работы белорусского
Парламента свидетельствует о стремлении
законодателя по некоторым направлениям
принять акты, который бы являлись базовыми
для других обычных законов, принимаемых
в соответствующей сфере.
В некоторых случаях в законах
закрепляются такие формулировки, которые
придают им стабильность, устойчивость
и верховенство по отношению к аналогичным
или подзаконным актам.
К сожалению, еще преобладает
декларативный тип закона, что в целом
сохранилось еще с прежних времен, когда
закон рассматривался в качестве приказа
и считалось, что самая замечательная
– это абстрактная норма, охватывающая
как можно большее число отношений. Именно
в силу абстрактности многих норм, содержащихся
в законах, правоприменительные органы,
в том числе и суды, стремились в первую
очередь изучать подзаконные акты, отличавшиеся
большей конкретностью. В значительной
мере по этой же причине можно объяснить
отсутствие в нашей истории решений судов
со ссылкой только на статьи Конституции.
В наших законах необходимо
избавиться от всех недостатков. Полагаем,
что белорусский законодатель все же стремиться
к конкретизации законов, с тем чтобы они
применялись как можно с меньшим числом
опосредующих актов (правительства, министерств,
ведомств). Несомненно, что на этом пути
еще много проблем. Прав В.А. Туманов, когда
отмечает настоятельную необходимость
перехода по примеру западных стран «от
абстрактной формы права к более казуистической,
консолидированной его форме, в том числе
к кодексам нового типа – консолидации
действующего законодательства. Это детальный
кодекс, в нем все предусмотрено и не нужно
дополнительно его разъяснять, нет необходимости
в издании подзаконных актов. Переход
Парламента к принятию подобного рода
актов знаменует собой качественно новую
ступень в законодательной деятельности,
способствует укреплению режима законности.
В то же время, «стремясь поднять роль
закона, что, безусловно, весьма актуально
в условиях демократизации общества, нельзя
увлекаться неоправданной детализацией,
подменяя законом содержание подзаконных
актов… Здесь необходимо соблюдать принцип
разумной достаточности».
Как отмечает Василевич Г.А.,
одной из значительных и менее устойчивых
групп законодательных актов являются
обыкновенные законы. Они чаще всего регулируют
отдельные виды общественных отношений,
реже носят комплексный характер, вбирая
в себя нормы, относящиеся к различным
сферам общественной жизни. Обычные законы
принимаются Парламентом простым большинством
голосов от полного состава каждой из
палат[6, с.3].
Все эти законы имеют разную
юридическую силу. Наивысшей юридической
силой обладает, и это естественно, Конституция.
Все иные акты должны приниматься на основе
и в соответствии с Конституцией. Кодексы
имеют большую юридическую силу по отношению
к остальным законам. А Гражданский кодекс
имеют большую юридическую силу по отношению
к иным кодексам и законам, содержащим
нормы гражданского права.
Довольно подробную классификацию
законов дает Пляхимович И.И., который
рассматривает следующие виды законов.
Законы программные и обычные.
К программным относятся законы об утверждении
основных направлений внутренней и внешней
политики; военной доктрины. Они принимаются
⅔ голосов членов Парламента. Обычными
являются все остальные законы.
Законы, санкционирующие иные
источники права, и законы, устанавливающие
собственные нормы. Например, к законам,
санкционирующим иные источники, можно
отнести законы о ратификации и денонсации
международных договоров.
Законы постоянного, временного
и ситуационного характера. Большинство законов устанавливают нормы, рассчитанные на постоянные действия. Временный характер присущ законам об утверждении республиканских бюджетов. Ситуационные законы занимают промежуточное положение
между постоянными и временными законами,
- это законы о правовом режиме военного
и чрезвычайного положения.
Нормативные и ненормативные
законы. В большинстве случаев закон носит
нормативный характер. Однако Парламент
принимает законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. Например, законы об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета.
Первичные и вспомогательные
законы. Первичные законы регулируют общественные
отношения, а вспомогательные – определяют
черты конкретных первичных законов. К
вспомогательным можно отнести законы
о толковании, а также о введении в действие
других законов.
Целостные (новые) законы и законы
о внесении изменений, дополнений, признании
утратившими силу ранее принятых законов[4, с.191-192].