Влияние СМИ на государственную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 18:00, доклад

Описание работы

В наше время одно из важных мест в политических процессах России занимают средства массовой информации (СМИ). Значимость средств массовой информации очевидна. Средства массовой информации способствуют влиянию общественного мнения в поддерживании конкретных целей, того или иного политического курса. Опыт указывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: развивать в людях чувство собственного достоинства, как просвещать их, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, разжигать массовую вражду.

Файлы: 1 файл

Статья_Мигалина_Попова_ДМГ_101с.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

 

  •  

       Влияние СМИ на государственную политику.

     

    В наше время одно из важных мест в политических процессах России занимают средства массовой информации (СМИ). Значимость средств массовой информации очевидна. Средства массовой информации способствуют влиянию общественного мнения в поддерживании конкретных целей, того или иного политического курса. Опыт указывает, что СМИ способны служить различным политическим целям: развивать в людях чувство собственного достоинства, как просвещать их, стремление к свободе и социальной справедливости, способствовать и помогать компетентному участию в политике, обогащать личность, разжигать массовую вражду.

    СМИ в России — это совокупность предприятий, учреждении организаций, которые   занимаются сбором, обработкой, распространением СМИ по каналам радио, телевидения, печатной продукции, звуко и видеозаписей. Средства массовой информации и соединенные с ними новые компьютерные и информационные технологии, которые используются в политической сфере, могут способствовать расширению возможностей реального участия самых широких слоев населения в политическом процессе. Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, современные СМИ обладают огромной силой политического воздействия.

    Функции СМИ:

    - Информационная

    - Образовательная

    - Социализация 

    - Пропагандистская

    - Формирование общественного мнения

    - Мобилизационная

    - Инновационная

    - Критика и контроль1

    Главный субъект воздействия на СМИ является государство, система органов власти. Государство через различные институты власти и управления определяет статус и нормы деятельности СМИ, через принятие законов парламентом страны, постановления правительства, Указы Президента. Этими актами, например, запрещается пропаганда насилия, призыв к свержению существующего конституционного строя и т.д. То есть СМИ не могут выступать против основных целей и интересов государственной политики. Государство влияет на приобретение собственности средствами массовой информации, её использование, продажу частным лицам или финансово - промышленным группам. Этот экономический рычаг может оказывать влияние и на политическую сторону деятельности СМИ.

    СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.2

    С другой стороны, СМИ, будучи системой, управляемой со стороны политики, оказывают на неё обратное влияние. В современных условиях это влияние настолько велико, что СМИ характеризуются не иначе, как «четвертая власть» (на ряду с законодательной, исполнительной и судебной). Конечно, такая характеристика условна, ибо СМИ не обладают атрибутами власти; их идеи, рекомендации необязательны к выполнению гражданами России. Они «властвуют» над умами людей, влияют на настроение и поведение широких масс населения, а тем самым и на политические процессы, политику в целом. Сегодня не возможно представить политическую деятельность без прессы, радио и телевидения. Они вторгаются во все сферы деятельности политического руководства страны. СМИ способны служить различным политическим целям: от поддержки политической власти до дезинформации населения в угоду каких - то оппозиционных групп. Поэтому в обществе, как правило, ведется открытая или подспудная борьба между различными политическими силами за влияние на отдельные печатные и электронные СМИ, привлечение их на свою сторону и использование в своих интересах, как политических, так и экономических, идейных и других.

    СМИ испытывают направляющее воздействие и других субъектов политики, таких как политические партии, общественные организации, отдельные политические группировки внутри правящей элиты и органов военного управления. Они стремятся использовать СМИ для реализации своих интересов.

    СМИ называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории, а также называют средства массовой коммуникации). В политологии средства массовой информации определяются как совокупность каналов распространения информации, адресованной неограниченному кругу лиц, социальных групп, государств, с целью оперативного информирования их относительно событий и явлений в мире, конкретной стране, определенном регионе, а также для выполнения специфических социальных функций. Ключевым словом в этом определении является информация, под которой понимаются передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. В политике особое значение имеет социальная информация — знания, сообщения о социальной жизни, которыми люди обмениваются между собой и которые касаются их общественных интересов и деятельности. Массовая информация имеет ряд особенностей.

    Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио, телевидения.

    В современном обществе никакая общественно-политическая организация и ни один политический деятель не могут быть успешными в публичной политике без доступа к СМИ.

    Информация в СМИ может влиять как на текущий политический процесс, так и на обещания во время предвыборной кампании. Когда идет формирование органов власти, изменение их персонального состава в ходе избирательной компании. В странах Запада, а теперь и в России, ни одни президентские или парламентские выборы не обходятся без самого широкого использования СМИ. Различные социально - политические, экономические, финансово - промышленные группировки, делая ставку на того или иного кандидата в президенты, депутаты, губернаторы, задолго до дня выборов разрабатывают детальный план избирательной технологии. Главным содержанием этих технологий является создание привлекательных для избирателей образов кандидатов. Здесь основное средство - телевидение. Профессионалы - имиджмейкеры представляют на экраны телевизоров претендентов на государственные посты в самой современной одежде, диктуют им манеру поведения перед потенциальными избирателями, содержание их выступлений тщательно отрабатывается в предвыборных штабах кандидатов. Все это преследует цель - создать у избирателей положительный образ будущего политического лидера.3

    Организаторов избирательных компаний, и некоторых самих кандидатов не всегда беспокоит, есть ли материальные и иные средства для выполнения их предвыборных обещаний. Главное - создать у избирателей нужное представление о данном политике, завоевать их голоса. Денежных средств на рекламу, как правило, никто не жалеет. Сегодня значительная часть расходов на проведение избирательных кампаний составляют расходы на СМИ. Особое значение придается телевизионным дебатам между конкурирующими кандидатами на высшие должности. Они стали на Западе и в нашей стране инструментом предвыборной борьбы. К ним соперников готовят самым тщательнейшим образом, и не только в плане содержания их «разговорной» части, но прежде всего готовят их внешний вид, «тренируют» умению вести себя на широкой публике.

     Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.

     Политическая информация охватывает не только текущие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политической истории и образы политических деятелей нашей страны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных процессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.

     Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Перове это приоритетность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Второе, сенсационные сведения, факты, выходящие за рамки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. Третье, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решениях, заявлениях и т. п. Четвертое, данные об успехах политиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярности. Пятое, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и правительств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церковной или иных структурах.

     Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ дает пресса.

    При возможностях радио и телевидения печатные средства массовой информации не утратили своего значения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные проблемы политики. Обращение к таким статьям и другим публикациям позволяет продвинуться от поверхностного представления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.4

    Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио потребовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года.

    Одно из важных направлений, на котором тесно взаимодействуют политика и СМИ - это пропаганда. Пропаганда через печать, телевидение, радио решений высшего политического руководства страны, разъяснение народу, что даст выполнение данных решений каждому гражданину или отдельным социальным группам. Важной задачей СМИ является обоснование, раскрытие перед людьми необходимости так называемых «непопулярных» мер (повышение цен на товары и услуги, «замораживание» на какой - то период заработной платы или пенсий и т. д.).

    Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

    Таким образом, взаимодействие политики и СМИ представляет собой важное звено функционирования политической системы общества. В деятельности СМИ открыта или завуалировано присутствует из вне заданная политическая линия.

    СМИ обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе.

    Наиболее различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются важной составной частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

     

    Список используемой литературы:

    1. Барышева А.Н. СМИ и  общество. - М.:Инфомир, 2012. - 34 с.

    2. Курьянов М.А. Средства  массовой информации. - М.:Юнити-Дана, 2013. - 155с.

    3. Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные  войны. - М.:Мир, 2012. - 57 с.

    4. Пугачев В.В., Соловьев  А.Н. Введение в политологию. - Спб.:Инфо, 2013. - 101 с.

     

     

    1 См. подробнее:Курьянов М.А. Средства массовой информации. - М.:Юнити-Дана, 2013. - 155с.

    2  См. подробнее:Панарин И.Н. СМИ, пропаганда и информационные войны. - М.:Мир, 2012. - 57 с.

    3  См. подробнее:Барышева А.Н. СМИ и общество. - М.:Инфомир, 2012. - 34 с.

    4 См. подробнее:Пугачев В.В.,Соловьев А.Н. Введение в политологию.- Спб.:Инфо, 2013. 55 с.


    Информация о работе Влияние СМИ на государственную политику