Внешнеэкономическая функция государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:57, доклад

Описание работы

Внешнеэкономическая функция государства направлена на регулирование внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

В качестве одной из целей внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланс представляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени (обычно за год) или на определенную дату

Файлы: 1 файл

докладд.docx

— 24.03 Кб (Скачать файл)

2.6 Внешнеэкономическая функция

 

 

Внешнеэкономическая функция  государства направлена на регулирование  внешних связей страны и оказание помощи хозяйствующим субъектам  для повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке, а также на укрепление стабильности национальной валюты.

 

В качестве одной из целей  внешнеэкономических связей выступает поддержание равновесия платежного баланса страны. Платежный баланс представляет собой соотношение фактических платежей и поступлений данной страны и всех других стран за определенный период времени (обычно за год) или на определенную дату.

 

Состояние платежного баланса  оказывает воздействие на курс национальной валюты. Активный платежный баланс, в котором доходы выше расходов, повышает спрос на национальную валюту и укрепляет ее стабильность на мировом  валютном рынке. Поддерживая равновесие платежного баланса, государство тем  самым создает лучшие условия  для экспорта продукции на мировой  рынок.[10;383]

К внешним функциям следует  отнести 

 

- функции интеграции в мировую  экономику;

 

- внешнеэкономического партнерства  и государственной поддержки  иностранных инвестиций;

Осуществление функции интеграции в мировую экономику стало  возможным с ослаблением напряженности  между государствами и переходом  России к рыночным отношениям. Эта  функция основывается на признание  экономической взаимозависимости  государств в современном мире.

 

Проблема экономической  интеграции играет важную роль в сохранении мирового порядка и установлении стабильных отношений между государствами. Поэтому стремление России к интеграции в мировую экономику привело  к созданию в нашей стране нового механизма внешнеэкономической  деятельности. Государство отказалось от сверхцентрализованного управления в указанной сфере и от приоритета внешнеполитических интересов перед экономическими, что препятствовало развитию нормальных торгово-экономических отношений с другими государствами. В настоящее время право на осуществление внешнеэко-номической деятельности принадлежит всем организациям и предприятиям независимо от форм собственности. Каждое из них свободно определяет своего контрагента в любом государстве.

 

Однако отсутствие в нашей  стране сложившейся рыночной экономики  в универсальном понимании (рынок  капитала, рынок рабочей силы и рынок товаров) затрудняет интеграцию России в мировую экономику. Потребуются определенное время и большие усилия, главным образом экономического характера, чтобы снять барьеры на пути к интеграции.

Функция внешнеэкономического партнерства и государственной  поддержки иностранных инвестиций тесно связана с функцией интеграции в мировую экономику и по существу является ее конкретизацией.

Несовместимость экономических  систем различных типов общества, а также ограничения торговли с нашей страной, устанавливаемые  в прошлом западным миром по политическим соображениям, не позволяли наладить отношения партнерства. Переход  к партнерству во внешнеэкономических  отношениях поставил перед Россией  новые проблемы государственно-правового  характера. Наиболее важные из них: защита права собственности и иностранных  инвестиций в России. В области  защиты права собственности изданы такие важные законы, как Закон  о собственности, Патентный закон, Закон о предприятиях и предпринимательской  деятельности и др.

С 1 сентября 1991 г. вступил  в силу Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г., который имеет целью привлечение и эффективное использование в экономике России и в других сферах общественной жизни иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий, а также управленческого опыта.

Определяя условия и порядок  деятельности на территории Российской Федерации предприятий с иностранными инвестициями, законодатель предоставляет, как правило, им те же права и возлагает те же обязанности, что и на отечественных предпринимателей, а в ряде случаев предусматривает льготы для предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики или в так называемых свободных экономических зонах. Например, для иностранных инвесторов в этих зонах действуют упрощенный порядок их регистрации, льготный налоговый и таможенный режимы, пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, безвизовый въезд и выезд иностранных граждан.

В настоящее время широкое  распространение получили совместные предприятия с иностранными капиталовложениями, которые стали основной формой привлечения  в страну иностранных инвестиций.

Роль государства во внешнеэкономической  деятельности.  
В отличие от недавнего прошлого государство понимается сейчас не как единый субъект гражданско-правовых отношений. Например, Российская Федерация и ее субъекты самостоятельно выступают в гражданском обороте, в том числе во внешнеэкономических отношениях. Нужно отметить, что государство - единственный субъект внешне экономической деятельности, который имеет право устанавливать обязательные для других и для себя "правила игры" в той или иной сфере. Таким образом, получается, что в одном лице объединена и политическая организация, наделенная властными полномочиями и субъект хозяйственной деятельности. Вступая в гражданские правоотношения, государство, должно действовать как равноправный их участник наряду с другими субъектами гражданского оборота как во внутренней, так и во внешней сфере. Государство выступает в сфере внешнеэкономической деятельности в двух направлениях:

Во-первых, государство, как  носитель государственной власти в  нормативном порядке регулирует имущественные и другие отношения, устанавливают содержание и пределы правосубъективности физических и юридических лиц, а также самого государственного образования, принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа граждан на рынки других государств. Государство лицензирует определенные виды деятельности, осуществляют регулирование внешнеэкономической деятельности в рамках своей компетенции. 
Во-вторых, государство на равных с другими участниками имущественного оборота вступают в гражданско-правовые отношения..

Государство, применяя свои властные полномочия, может заключать  международные договоры, участвовать  в создании международных организаций  и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию внешнеэкономических  условий для доступа граждан  данного государства на рынки  других государств.

Таким образом, выступая как  носитель публичной власти, государство  обеспечивает создание благоприятных  условий для деятельности всех субъектов  внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи  нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая  деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства  государства во внешнеэкономическую  деятельность является обеспечение  экономических и политических интересов  страны. В то же время государство  само склонно принимать на себя осуществление  ряда видов внешнеэкономических  действий, приносящих доходы или требующих  государственного участия.

В современных условиях любое  государство тем или иным образом  регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных  экономических связей. Государственное  регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное  движение капитала, валютные и кредитные  отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей  силы.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей — это  совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов  и инструментов воздействия на экономические  отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной  торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие  инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные  условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два  основных направления внешнеэкономической  политики правительства — протекционизм  и фритредерство.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной  конкуренции на внутреннем рынке. Характерными для протекционизма являются высокие  таможенные тарифы, ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Фритредерство  предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов. В настоящее время часто наблюдается  комбинация этих подходов.

Таможенный тариф —  это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким именно образом государство  влияет на экспорт и импорт, способствуя  или затрудняя ввоз и вывоз  товаров.

 

Основная цель внешнеэкономической  политики - обеспечить благосостояние людей, жизнеспособное развитие личности, общества, государства в контексте  разнообразности и единства внутренних и внешних условий, которые выдвигают  параметры адаптации построения внешнеэкономической политики к  изменяющимся закономерностям системы  международных отношений. 
Внешнеэкономическая политика вырабатывается государствами и их интеграционными союзами и объединениями, и в соответствии с ее целями используют те или иные рычаги контроля за торговлей и воздействия на ее развитие. Хотя под влиянием процессов либерализации и глобализации компетенция государств в регулировании внешне-экономических связей ограничивается, тем не менее в их руках еще сохраняются важные властные функции, способные стимулировать или ограничивать экспорт и импорт как товаров и услуг, так и капиталов, направлять их потоки и менять товарную структуру в соответствии с национальными интересами. 
Если конкретизировать эти общие положения применительно к глобальной экономике, то целью политики государств является обеспечение выгодных для страны в целом и ее хозяйственных субъектов условий торговли и кредитования, беспрепятственного выхода на внешние рынки, устранение всякого рода дискриминации, недопущение опасной и, тем более, кабальной зависимости от других стран, равноправное и взаимовыгодное участие в международных организациях и соглашениях. В зависимости от особенностей национальной экономики и территории речь может идти также об обеспечении надежных источников снабжения энергией, сырьем, продовольствием, удобных и дешевых транспортных путей и выходов к морю, о возможностях приобретения новейшей техники и технологий, сдерживании или поощрении трудовой миграции и т.п. 
В промышленно развитых странах сложился механизм государственного регулирования внешнеэкономической политики осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и стимулирующих внешнюю торговлю.

К ним в первую очередь  относятся таможенные пошлины, ограничения  ввоза и вывоза определенных товаров  путем установления соответствующих  количественных или стоимостных  лимитов (контингентов), валютные ограничения, меры по регулированию валютного  курса и различного рода обязательные правила совершения торговых и других сделок с зарубежными партнерами. Во внешнеэкономической политике идет постоянное взаимодействие двух противоположных  тенденций: политика свободной торговли - фритредерство и протекционизм, т.е. политика, ограничивающая объем  торговли в целях защиты местных  производителей от экспансии иностранных  конкурентов.В наши дни фритредерство выступает в новом обличии -- либерализации торговли, предполагающие устранение таможенных и всех других препятствий перемещения между странами товаров и капиталов. Это отвечает интересам промышленно развитых государств, обладающих конкурентными преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспортную экспансию как главный источник своего экономического роста. С другой стороны, политика импортозамещающего индустриального развития, проводимая сегодня рядом государств, стремящихся преодолеть экономическое отставание, обычно предполагает протекционистские меры в отношении импорта и поощрительные -- в отношении экспорта. Например, Аргентина и Австралия проводили индустриализацию, придерживаясь этого курса и ставя преграды на пути ввоза промышленных товаров. Протекционистские ограничения могут существовать в виде:- импортных пошлин (тарифов) - акцизных налогов на импортируемый товар. Таможенный тариф - это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте. Таможенный тариф применяется на национальном уровне. Понятно, что оба названных подхода нередко уживаются друг с другом. Как либерализация, так и протекционизм носят избирательный характер, и можно говорить лишь о преобладании первого или второго. В XX веке, особенно в его второй половине, происходило неуклонное снижение общего уровня таможенного обложения. Начиная с 1947 года, когда основные индустриальные государства Запада подписали Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), тарифные барьеры между ними поэтапно снижались в результате нескольких раундов многосторонних переговоров. Если в 1940 году средний уровень взимаемых пошлин в группе индустриальных государств составлял 40 % от стоимости облагаемого импорта, то к концу века он опустился до 3 %.В странах, где проблемой является не перепроизводство, а дефицит, государство проводит протекционистскую политику «с обратным знаком», когда с помощью тех же пошлин и квот ограничивается не импорт, а экспорт. Политика же свободной торговли будет представлять собой комплекс соглашений (обязательно двусторонних) по смягчению ограничений внешнеэкономической деятельности между договаривающимися странами. К примеру, международные соглашения, регулирующие эту сферу отношений, не разрешают применять количественные ограничения экспорта - импорта, т.

Информация о работе Внешнеэкономическая функция государства