Внешняя политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России, ее приоритетов и основных векторов развития, и выявление ее места в системе международных отношений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.Рассмотрение вопроса о сущностях и функциях внешней политики в целом
2.Рассмотрение вопроса об основах международных отношений
3.Рассмотрение основных тенденций и векторов развития внешней политики РФ

Содержание работы

Введение 3
1 Внешняя политика 6
1.1 Понятие внешней политики 6
1.2 Функции, формы и методы осуществления 7
2 Россия в мировом политическом процессе 13
2.1 Геополитическое положение современной России 13
3 Основные направления развития внешней политики РФ 17
3.1 Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем 17
3.2 Региональные приоритеты внешней политики РФ 20
Заключение 28
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursovaya_Gaevsky_S_S.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

 

Институт Менеджмента

Кафедра  Экономики и  предпринимательства

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Система государственного и муниципального управления.

Внешняя политика Российской Федерации

 

 

Наименование направления (специальности, профиля подготовки):      Государственное и муниципальное управление

Ф.И.О студента: Гаевский Сергей Сергеевич

Номер группы: 0805

Номер зачетной книжки: 101081

Дата регистрации курсовой работы кафедрой ____________ Проверил:__________________________________________

 

 

Оценочное заключение:

 

 

 

 

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                       3

1 Внешняя политика                                                                                            6

1.1 Понятие внешней политики                                                                           6

1.2 Функции, формы и методы осуществления                                                 7

2 Россия в мировом политическом процессе                                                   13

2.1 Геополитическое положение современной России                                    13

3 Основные направления развития внешней политики РФ                             17

3.1 Приоритеты Российской  Федерации в решении глобальных  проблем   17

3.2 Региональные приоритеты  внешней политики РФ                                    20

Заключение                                                                                                         28

Список использованных источников                                                                30

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы работы. В эпоху глобализации, международного сотрудничества и развития партнёрских  отношений между странами, тем  не менее, имеют место регулярно  возникающие на политической карте  мира точки напряженности, ситуация в которых является предметом  беспокойства всего мирового сообщества. Подобного рода процессы обуславливают  тот факт, что сегодня тренды внешней  политики непосредственным образом  влияют на судьбы целых народов и  конкретных людей. Определение национальных приоритетов России во внешней политики является, на мой взгляд, вопросом значительной общественной важности. Следовательно, изучение проблемного поля в данной сфере представляет значительный интерес.



Внешняя политика — общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением различных средств и методов.

Внешняя политика обладает рядом собственных специфических  особенностей. Она имеет более  широкое пространственное и социальное измерение, так как характеризует  собой взаимодействие по меньшей  мере с двумя и более странами. Ее функционирование связано не только с какой-то конкретной формой власти, но и с широким спектром международных  норм и ценностей, созданных человечеством  в ходе его длительного эволюционно-революционного развития.

Специфика внешней политики обуславливается и тем, что в  мире существуют различные государства  с их несовпадающими интересами и  программами, целями и задачами. Это  вызывает необходимость согласования, стыковки этих интересов, независимо от их государственных различий. Ныне, как никогда, возрастают роль и значение глобальных, а также региональных проблем, особенно в сфере обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, развития экономических отношений. Поэтому нужны не только скоординированные действия, но и определенная корректировка внутренней политики государств. Тем самым внешняя политика рационализирует внутреннюю политику, нивелирует ее, приводя в большее или меньшее соответствие с международными реалиями, закономерностями и критериями функционирования мирового сообщества.

Важнейшим средством проведения внешней политики является дипломатия, т.е. официальная деятельность глав государств, правительств, представительных органов власти, специальных органов  внешних сношении по защите прав и  интересов государства за границей. Внешнеэкономические цели государства  реализуются также путем установления и расширения торгово-экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и культурных связей. Эти связи  поддерживаются как на официальном  уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений

В современных условиях внешняя  политика в растущей степени становится искусством ведения переговоров, достижения различных, взаимно приемлемых компромиссов. Одна из главных ее проблем –  утверждение принципа мирного сосуществования  государств, постепенного внедрения  норм нового политического мышления, нахождений путей гармонизации интересов  различных государств

Целью данной курсовой работы является анализ внешней политики России, ее приоритетов и основных векторов развития, и выявление ее места в системе международных отношений.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

1.Рассмотрение вопроса о сущностях и функциях внешней политики в целом

2.Рассмотрение вопроса  об основах международных отношений

3.Рассмотрение основных тенденций и векторов развития внешней политики РФ

Обьектом исследования являются основные тенденции и векторы  развития внешней политики РФ

Предметом исследования является система межгосударственных взаимоотношений, которые возникают в рамках реализации Россией основных задач и принципов  своей внешней политики.

Методологической основой  исследования стал системный подход, позволивший рассмотреть предмет  исследования, как комплекс проблем, находящихся в едином процессе, высветить  наиболее характерные черты изучаемых  явлений, установить их особенности, взаимосвязь и взаимозависимость.

Степень изученности темы характеризуется наличием довольно большого количества разнообразных научных статей и работ по данному вопросу. В своей работе я использовал такие источники информации, как литература и интернет-ресурсы. Особую роль сыграло учебное пособие Василенко И.А «Геополитика современного мира»

 

 

 

ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1.1 Понятие внешней политики

Внешняя политика охватывает весь комплекс вопросов, связанных с регулированием отношений данного государства  с другими государствами. Внешнеполитическая деятельность любого государства направлена, прежде всего, на обеспечение интересов  данного народа (нации) в его (ее) отношениях с другими народами. К  числу национальных интересов первостепенной важности, которые реализуются посредством  внешней политики, принято относить обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности, создание благоприятных внешних условий  для всестороннего прогресса  общества и всех его граждан, налаживание  взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества данного  народа с другими народами и государствами. Формы политического взаимодействия государств также могут быть самыми различными от союзнических отношений  до военного конфликта.

Между внутренней и внешней политикой  существует глубокая взаимосвязь. В  целом внешнеполитический курс государства  определяется характером его внутренней политики. Главной целью внешней  политики всегда является создание благоприятных  международных условий для успешной реализации государством целей и  задач своей внутренней политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на политику внутреннюю. В конечном счете, и внешняя, и внутренняя политика решает одну задачу - обеспечивает сохранение и  упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Международная политика зачастую отождествляется  с внешней, но она имеет и свой специфический аспект, связанный  с обеспечением согласованной деятельности мирового сообщества государств по разрешению стоящих перед ним проблем. Методы решения международных проблем также специфичны. На международной арене единого центра власти нет, создаваемые международные организации властными полномочиями не обладают. Там действуют государства, которые в принципе равноправны, и отношения между ними складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

1.2 Функции, формы и  методы осуществления

Каждое суверенное государство  как субъект международных отношений  проводит собственную внешнюю политику, которая определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения  суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю  политику фокусируются в концепции  национального интереса. Можно сказать, что реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие  суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д., составляют главный движущий фактор внешнеполитической деятельности государств и реализации международных  отношений. При формулировании национальных интересов и принятии на их основе внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные  экономические, политические, географические и прочие факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных  социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются  также возможные реакции на эти  решения со стороны тех государств, которые они затрагивают.

Столкновение реальных интересов  порождает реальные конфликты, но на международной арене реальные конфликты  могут быть вызваны и ложно  понятыми, и превратно сформулированными  национальными интересами или соображениями национальной безопасности. Так обстояло дело при развязывании Соединенными Штатами вьетнамской войны и при принятии руководством СССР решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 г.

Таким образом, главной детерминирующей  силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный  интерес. Но сама концепция национального  интереса пронизана ценностными  нормами и идеологическим содержанием. Это особенно верно в отношении  ложно понятых и превратно  сформулированных национальных интересов. В формулировании обеих категорий  интересов и формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система  ценностных ориентаций, установок, принципов  и убеждений государственных  деятелей, то, как они воспринимают окружающий мир и как оценивают  место своей страны в мировом  сообществе.

Среди главных целей государства  в системе мирового сообщества, соответствующих  его национальным интересам, можно  назвать обеспечение безопасности, стабильности и процветания. Каждое государство по-своему оценивает  относительную важность каждой из преследуемых им целей. Названные выше цели по сути дела включают комплекс целей. Значимость для государства каждой из них  и его способность реализовать  их зависят от многих факторов: его  геополитического положения, истории, культуры, политической системы, руководства, характера взаимоотношений с  другими государствами и т.д. В  целом государство не может обеспечить реализацию всех целей в полно  объеме. Например, ресурсы страны, выделяемые военному ведомству для обеспечения  безопасности, могут требовать сокращения ресурсов, предоставляемых на благосостояние народа или экономическое развитие. Политика, сопряженная с подобного  рода противоречиями, обозначается выражением "пушки вместо масла".

Среди приоритетных целей государства  на международной арене первое место  занимает обеспечение безопасности страны, или национальной безопасности. Национальная безопасность - это одновременно и аналитическая концепция, и  особая сфера исследований. В первом случае речь идет о способности того или иного национального государства  защищать и отстаивать свои внутренние ценности от внешних угроз, принимая меры по предотвращению непосредственных угроз физическому единству национального  общества, косвенных, долгосрочных и  случайных непредсказуемых угроз, а также угроз самому образу жизни. В крайнем своем выражении  эта цель выступает как обеспечение  выживания государства. В контексте  межгосударственных отношений "выживание" означает сохранение национального  государства как носителя и реализатора  общих ценностей, характеризующих  образ жизни данного народа. Цель выживания не может быть рационально  достигнута с помощью средств, жертвующих ценностями, которые в глазах тех, кто принимает внешнеполитические решения, придают значимость выживанию  государства.

Очевидно, что область исследования национальной безопасности охватывает средства, формы и методы, с помощью  которых национальные государства  планируют, принимают и оценивают  решения и политические курсы. Национальная безопасность неразрывно связана с  национальным интересом. Отдельные  элементы концепции национальной безопасности можно обнаружить уже у Дж. Мэдисона, у известного американского историка Ч. Бирда в начале ХХ в. Все же первым, кто четко сформулировал эту  концепцию, был У. Липпман: «Нация обеспечивает свою безопасность, когда она не жертвует своими законными интересами для избегания войны и способна, в случае если эти интересы подвергаются опасности, отстаивать их с помощью  войны».1

Информация о работе Внешняя политика Российской Федерации