Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 21:29, реферат
В соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными.
Военные суды в судебной системе РФ
В соответствии с основами
конституционного строя Российской
Федерации государственная
Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации 1993 года, Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" от 26.12.1996 года и «О военных судах» от 23.06.1999 года.
В соответствии со ст. 3 ФКЗ
«О военных судах» военные суды осуществляют
правосудие от имени Российской Федерации.
Судопроизводство и делопроизводство
в таких судах осуществляется
на государственном языке
Военные суды создаются по
территориальному принципу по месту
дислокации воинских частей и учреждений
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и
органов. Военные суды располагаются
в открытых для свободного доступа
местах. Дислокация войск и сил флота
не связывается с национально-территориальными
или административно-
Высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ.
Система военных судов и их место в российской судебной системе.
Система (подсистема) военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе общих (гражданских) судов она также состоит из трех звеньев:
1. Основное звено образуют
военные суды армий, флотилий,
соединений и гарнизонов. Суды
этого уровня обычно состоят
из председателей и нескольких
членов. Председатель выполняет
функции, весьма сходные с
2. Среднее звено военных
судов образуют суды военных
округов, флотов, видов и групп
войск. Их количество
3. Высшей судебной инстанцией
по отношению к военным судам
является Верховный суд РФ, в
составе которого образуется
военная коллегия. Полномочия председателя
Военной коллегии несколько
В соответствии со ст. 26 ФКЗ
«О военных судах» статус судей военных
судов и Военной коллегии определяется
Конституцией Российской Федерации, Федеральным
конституционным законом "О судебной
системе Российской Федерации", Законом
Российской Федерации "О статусе
судей в Российской Федерации",
настоящим Федеральным
Назначение судьи военного суда на другую должность в том же суде или его перевод в другой военный суд осуществляются с его согласия, за исключением случаев перевода судьи в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.
Судьи военных судов, годные
по состоянию здоровья к военной
службе, не могут быть уволены с
военной службы без их согласия до
достижения предельного возраста пребывания
на военной службе, установленного
федеральными законами. Судьям военных
судов, достигшим предельного
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда: судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей военных судов, а также имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.
Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих (гражданских) судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны участвовать в охране личности - ее прав и свобод, общества - его материальных и духовных ценностей, а также государства - его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными органам данной ветви государственной власти. На них возложено отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.
Сближает военные и
общие (гражданские) суды также установленная
для них равная обязанность руководствоваться
в своей деятельности требованиями
принципа законности. Военные суды,
как и все иные суды, должны неуклонно
следовать предписаниям Конституции
РФ, других законов и правовых актов;
для них также обязательны
разъяснения Пленума Верховного
Суда РФ. При разбирательстве конкретных
гражданских и уголовных дел
они руководствуются
Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дача разъяснения законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательств и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти, которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий и решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы, самовольное оставление части или места службы, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, утрата военного имущества и т.д.).
Существенным фактором, влияющим
на положение военных судов в
российской судебной системе, является
то, что они образуются и функционируют
в специфических условиях войск,
органов и формирований, где федеральным
законом предусмотрена военная
службы. Специфичность этих условий
проявляется прежде всего в том, что в
организации и функционировании военных
структур на первом плане находится обеспечение
безопасности Российской Федерации, необходимой
боеспособности и боеготовности, поддержание
воинской дисциплины и установленного
порядка несения службы. Дислокация войск
и сил флота не связывается с национально-территориальными
или административно-
Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них - включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих (гражданских) судов. Это позволяет обеспечить единообразие, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В Росси до 1917 года и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ними цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).
Однако данная особенность
организации и основ
Категория дел подведомственная военным судам.
Подведомственность уголовных
дел военным судом в
Как отмечалось ранее, структура военных судов состоит из трех звеньев: основного, среднего и высшего.
Судам основного звена
подсудны из общей массы уголовных
дел, подведомственных военным судам
всех уровней, дела о преступлениях
лиц, имеющих воинское звание до подполковника
или капитана 2-го ранга включительно
(кроме дел о преступлениях, за
которые в мирное время может
быть назначена смертная казнь). Они
рассматривают практически все
гражданские дела, по которым допускается
разбирательство в военных
На военные суды среднего звена возложено выполнение функций первой, второй (кассационной), а также судебных инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:
- о преступлениях, совершенных лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;
- о преступлениях лиц,
занимающих должности от
- о всех преступлениях (в том числе лиц в звании до подполковника и капитана 2-го ранга), за которые в условиях мирного времени законом предусмотрена смертная казнь.
Важным и ответственным
полномочием военных судов