Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа
Основной целью курсовой работы: выявить основные причины и предпосылки возникновения государства и права.
Постановка указанных целей, объектов и предметов исследования, определила формулирование и содержание задач настоящего исследования:
- рассмотреть подходы к происхождению государства;
-дать характеристику основных теорий происхождения государства
Введение__________________________________________________________3
Глава 1. Возникновение государства и права: причины и условия___________6
1.1 Возникновение государства________________________________________6
1.2 Возникновение права_____________________________________________12
Глава 2. Теории происхождения государства и права_____________________19
Заключение________________________________________________________25
Cписк используемых нормативно - правовых актов и литературы _______28
Основными причинами появления государства были следующие:
- необходимость
- необходимость организации
крупных общественных работ,
- необходимость подавления
сопротивления эксплуатируемых.
- функционирование
- необходимость ведения
войн, как оборонительных, так и
захватнических. Происходившее накопление
общественных богатств
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях.6 При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществе
форма собственности на основные
средства производства самым существенным
образом влияет на характер и содержание
появляющихся государств и правовых
систем. Так, частная собственность
делает необходимым создание механизмов,
обеспечивающих согласование интересов
и воли собственников. Отсюда республиканские
формы правления и развитая рабовладельческая
демократия, а также широкое
Государственная собственность
на землю, сочетающаяся с ее разделением
между членами общественной элиты
в Спарте, привела к существованию
там аристократической
1.2 Возникновение права
Процесс возникновения государства и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:
1. Потребностями экономических
отношений, которые
2. Необходимостью поддерживать
стабильность и порядок в
углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти, отделенной от населения и способной
санкционировать обычаи, устанавливать
юридические нормы и
проведение их в жизнь;
4. Превращением человека
в относительно
Таким образом, возникновение права было связано с:
духовной жизни общества;
2. своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
3. формированием государства, которому потребовался новый
нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
- обеспечить функционирование общества как целостного
организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в
нем порядок и стабильность;
- закрепить и обеспечить
индивидуальную свободу
личности.
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам
первобытнообщинного строя — нормам-обычаям.8 Эту роль взяло на себя
формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала
государственная принудительность. По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.
Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих народов. Проблема происхождения права. В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется
регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное
регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).
Появление нормативного социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)
права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи
- правила поведения, вошедшие
в привычку в результате
повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,
опирающихся на обычай. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью былоподдержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.
нерасчлененные, единые нормы.9
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Моно нормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В моно нормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение моно норм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства,
совместного решения общих дел, неотделанности индивида от коллектива в
качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как
противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения
соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой
общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу»
- обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обвязывание (только зачаточной форме).10 Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обвязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.
Проблема происхождения права. В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,
на все подобные случаи). Появление нормативного социального регулирования
послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)
права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи
- правила поведения, вошедшие
в привычку в результате
повторения в течение длительного времени. Обычное право — система норм,
опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны
на естественно-природной
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы:
морали, религии, правовых начал.11
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В моно нормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение моно норм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства,
совместного решения общих дел, не отдаленности индивида от коллектива в
качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как
противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения
соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой
общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» - обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обвязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.12
Информация о работе Возникновение государства и права: причины и условия