Возникновение государства и права: причины и условия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы: выявить основные причины и предпосылки возникновения государства и права.
Постановка указанных целей, объектов и предметов исследования, определила формулирование и содержание задач настоящего исследования:
- рассмотреть подходы к происхождению государства;
-дать характеристику основных теорий происхождения государства

Содержание работы

Введение__________________________________________________________3
Глава 1. Возникновение государства и права: причины и условия___________6
1.1 Возникновение государства________________________________________6
1.2 Возникновение права_____________________________________________12
Глава 2. Теории происхождения государства и права_____________________19
Заключение________________________________________________________25
Cписк используемых нормативно - правовых актов и литературы _______28

Файлы: 1 файл

59063.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Основными причинами появления  государства были следующие:

-  необходимость совершенствования  управления обществом, связанная  с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано  с развитием производства, появлением  новых отраслей, разделением труда,  изменением условий распределения  общественного продукта, обособлением  социальных структур, их укрупнением,  ростом численности населения,  проживающего на определенной территории и т.п.5 Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

- необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс  людей. Это особенно проявлялось  в тех регионах, где основой  производства было поливное земледелие, которое требовало строительства  каналов, водоподъемников, поддержания  их в рабочем состоянии и  т.п.;

- необходимость подавления  сопротивления эксплуатируемых.  Происходившие при разложении  первобытного общества процессы  с неизбежностью приводили к  разделению общества, к появлению  богатых и бедных, к возникновению  эксплуатации меньшинством большинства,  а вместе с тем — к появлению  социальных антагонизмов и сопротивления  той части общества, которая подвергалась  эксплуатации;

- функционирование общественного  производства, социальную устойчивость  общества, его стабильность, в том  числе и по отношению к внешнему  воздействию соседних государств  или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в  том числе и принудительных, для  того чтобы все члены общества  соблюдали нормы зарождающегося  права, в том числе и те, которые  воспринимались ими как не  отвечающие их интересам, несправедливые;

- необходимость ведения  войн, как оборонительных, так и  захватнических. Происходившее накопление  общественных богатств приводило  к тому, что стало выгодным  жить за счет грабежа соседей,  захватывая ценности, скот, рабов,  облагая соседей данью, порабощая  их. В плане подготовки и ведения  войн государство обладает значительно  большими возможностями, чем первобытное  общество. Поэтому появление какого-либо  государства неизбежно приводило  к тому, что его соседи порабощались  или в свою очередь организовывались  как государства.

В большинстве случаев  указанные выше причины действовали  совокупно, в различных сочетаниях.6 При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. 

Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано  и взаимозависимо. Каждый новый шаг  в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность  делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов  и воли собственников. Отсюда республиканские  формы правления и развитая рабовладельческая  демократия, а также широкое законодательное  регулирование общественных отношений  в Афинах и Риме. Фактически государственная  форма собственности на землю  при общинном землепользовании в  Китае, Индии и других азиатских  государствах влекла возникновение  деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные  догмы и правовые обычаи.

Государственная собственность  на землю, сочетающаяся с ее разделением  между членами общественной элиты  в Спарте, привела к существованию  там аристократической республики.7

 

 

1.2 Возникновение  права

 

Процесс возникновения государства  и права протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и теми же причинами:

1. Потребностями экономических  отношений, которые складывались  при наличии частной собственности, разделения труда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаров владельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности;

2. Необходимостью поддерживать  стабильность и порядок в обществе  в условиях

углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов;

3. Организацией публичной  власти, отделенной от населения  и способной

санкционировать обычаи, устанавливать  юридические нормы и обеспечивать

проведение их в жизнь;

4. Превращением человека  в относительно самостоятельного  индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности(свободы), которые складываются в процессе развития общества.

Таким образом, возникновение  права было связано с:

  1. качественным усложнением производства, политической и

духовной жизни общества;

2. своими притязаниями  на автономность существования  (социальную свободу);

3. формированием государства,  которому потребовался новый

нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:

- обеспечить функционирование  общества как целостного

организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в

нем порядок и стабильность;

-  закрепить и обеспечить  индивидуальную свободу автономной

личности.

Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам

первобытнообщинного строя  — нормам-обычаям.8 Эту роль взяло на себя

формирующееся юридическое  право, определяющей чертой которого стала

государственная принудительность. По моему мнению, главной причиной, по которой право выделилось из всех социальных регуляторов в особую систему норм является появление государства.

Государству необходимо было обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, поддерживать в нем порядок и стабильность и иметь возможность влиять на обычаи, привычки, традиции своих народов. Проблема происхождения права. В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка требуется

регулирование с помощью  социальных норм, так называемое социальное

регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи).

 Появление нормативного  социального регулирования послужило качественным толчком к становлению (возникновению и развитию)

права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором  были нормы-обычаи

- правила поведения, вошедшие  в привычку в результате многократного

повторения в течение  длительного времени. Обычное право  — система норм,

опирающихся на обычай. Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью былоподдержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.

нерасчлененные, единые нормы.9

В них переплетались, чётко  не проступая, самые разнообразные  элементы: морали, религии, правовых начал.

Моно нормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В моно нормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение моно норм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности  и коллективного производства,

совместного решения общих  дел, неотделанности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как

противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила  поведения

соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом  старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода племени и др.).

В первобытном обществе преобладало  такое средство охраны обычая, как  «табу»

-  обязательный и непререкаемый  запрет (например, запрет под страхом  тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обвязывание (только зачаточной форме).10 Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обвязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.

Проблема происхождения  права. В любом историческом обществе для поддержания в нем порядка  требуется регулирование с помощью социальных норм, так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлять поведение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность в определенные рамки. Различают два вида социального регулирования — индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) и нормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов, моделей, распространяющихся на всех,

на все подобные случаи). Появление нормативного социального  регулирования

послужило качественным толчком  к становлению (возникновению и  развитию)

права. В первобытном обществе нормативным социальным регулятором были нормы-обычаи

- правила поведения, вошедшие  в привычку в результате многократного

повторения в течение  длительного времени. Обычное право  — система норм,

опирающихся на обычай.

Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости  и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е.нерасчлененные, единые нормы.

В них переплетались, чётко  не проступая, самые разнообразные  элементы:

морали, религии, правовых начал.11

Мононормы не давали преимуществ  одному члену рода перед другим, закрепляли«первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в  условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В моно нормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, поскольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение моно норм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.

В условиях общественной собственности  и коллективного производства,

совместного решения общих  дел, не отдаленности индивида от коллектива в

качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как

противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила  поведения

соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой

общественного мнения, авторитетом  старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).

В первобытном обществе преобладало  такое средство охраны обычая, как  «табу» - обязательный и непререкаемый  запрет (например, запрет под страхом  тягчайших наказаний кровнородственных браков). Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обвязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.12 

Информация о работе Возникновение государства и права: причины и условия