Возникновение государства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:26, реферат

Описание работы

Целью исследования исследовать процесс образования и развития государства в Древнем Риме.
Задачи исследования:
- рассмотреть возникновение государства в Древнем Риме;
- изучить реформы Сервия Туллия;
- рассмотреть становление Римской Республики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Возникновение государства в Древнем Риме…………………………5
Развитие древнего государства……………………………………….….5
Реформы Сервия Туллия…………………………………………….……7
Глава 2. Становление Римской Республики……………………………….….11
Заключение………………………………………………………………………17
Библиография……………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Реферат Возникновение государства в Древнем Риме.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

В период республики организация  власти была достаточно проста и некоторое  время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени возникновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства значительно увеличились. Но это почти не отразилось на структуре высших органов государства, по-прежнему находившихся в Риме и осуществлявших централизованное управление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в полномочиях и взаимоотношениях высших государственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимущественно управляли государством. Это делали сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета.

В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев.

В компетенцию центуриатного  собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Второй вид народных собраний представляли трибутные собрания, которые в зависимости от состава жителей триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получили и право принятия законов, что привело к росту их значения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания после  реформ Сервия Туллия потеряли былое  значение. Они лишь формально вводили  в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов6.

Народные собрания в  Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председательствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было открытым и только в конце республиканского периода было введено тайное голосование (участникам собрания раздавались специальные таблицы для голосования).

Важную роль в государственном  механизме Римской республики играл сенат. Сенаторы не избирались. Специальные должностные лица — цензоры, распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в пять лет составляли списки сенаторов из представителей знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило, высшие государственные должности. Это делало сенат органом верхушки рабовладельцев, фактически независимым от воли большинства свободных граждан.

Формально сенат был  совещательным органом, и его  постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной. Он, как указывалось, контролировал законодательную деятельность центуриатных (а затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты. Точно таким же образом контролировалось избрание народными собраниями должностных лиц (вначале утверждением избранных, а впоследствии — кандидатур). Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряжении сената находилась казна государства. Он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы. К компетенции сената относились постановления по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Важное значение имели внешнеполитические полномочия сената. Если войну объявляло центуратное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвычайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Магистратурами в Риме именовались государственные должности. В Риме сложились определенные принципы замещения магистратур. Такими принципами были выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность.

Все магистраты (кроме  диктатора) избирались центуриатными  или трибутными собраниями на один год. Это правило не распространялось на диктаторов, срок полномочий которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того, полномочия консула, командовавшего армией, в случае незакончившейся военной кампании могли быть продлены сенатом. Все магистратуры были коллегиальными — на одну должность избиралось несколько человек (диктатор назначался один). Но специфика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каждый магистрат имел право самостоятельно принимать решение. Это решение могло быть отменено его коллегой (право интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали, что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а затем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время магистратуры, особенно в конце республиканского периода, стали источником значительных доходов. Магистраты (за исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна) по истечении срока их полномочий могли быть привлечены к ответственности народным собранием, избравшим их7.

Необходимо отметить и еще одно существенное отличие  римской магистратуры — иерархию должностей (право вышестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).

Власть магистратов  подразделялась на высшую (imperium) и общую (potestas). В imperium включались высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания. Эта власть принадлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел "высочайший империум" (summum imperium), включавший право приговаривать к смертной казни, не подлежащее обжалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus imperium) — право выносить смертный приговор, который мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если был вынесен за пределами города. У претора был ограниченный империум (imperium minus) — без права приговаривать к смертной казни.

Власть potestas принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение.

Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экстраординарные, (чрезвычайные).

Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права8.

Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Коллегии "двадцати шести  мужей" состояли из двадцати шести  человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.

Особое место среди  магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие.

Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах — тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности.

Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Вместе с тем в период кризиса  республики это правило было нарушено и появились даже пожизненные диктатуры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства государства").

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  1. Ознакомление с богатым культурным наследием древнего Рима, которое явилось результатом синтеза и дальнейшего развития культурных достижений народов древности (древнего востока и древней Греции), дает возможность глубже понять основы европейской цивилизации, показать новые аспекты в освоении античного наследия, установить живые связи между античностью и современностью, глубже понять современностью.
  2. Изучение раннего периода истории Древнего Рима выделяет факторы, несомненно повлиявшие на дальнейшее развитие древнеримского государства. К ним относятся: благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение; объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков, приведшее к образованию в Риме общины; развитие скотоводства и земледелия, повлекшее за собой появление частной собственности; возникновение рабства, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатков классового деления общества.
  3. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины и переход от республики к империи.

В работе показано, что  процесс зарождения государства, появления  первых признаков государственности  – процесс достаточно длительный и зависящий от множества социокультурных факторов.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник.- М.: Проспект, 2011.
  2. Всеобщая история государства и права: учебник. В 2-х т. / ред. Томсинов В.А.- М.: Зерцало-М, 2011.
  3. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Н.А.Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998.
  4. Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980.
  5. Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа 1982.
  6. Сизиков М.И. История государства и права. М.: Юридическая литература, 1997.
  7. Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975.
  8. Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977.
  9. Черниловский З.М.  Всеобщая история государства и права.  М.: - Юристъ, 2002.
  10. Хрестоматия по истории Древнего Рима. – М.: Высшая школа, 1987.

1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юристъ, 2002. С. 67.

2 Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима Ш–I вв. до н.э. – М., 1977. С. 39.

3 Сизиков М.И. История государства и права. М.: Юридическая литература, 1997. С. 113.

4 Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975., С. 182.

5 Сизиков М.И. История государства и права. - М.: Юридическая литература, 1997. С. 72.

6 Струве В.В. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1975. С. 97.

7 Кузищин В.И. История Древнего Рима. – М.: Высшая школа 1982., С. 61.

8 Крушило Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. – М., 1980., С. 206.


Информация о работе Возникновение государства в Древнем Риме