Возникновение и развитие института президентства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Для России институт президентства является сравнительно молодым институтом в системе конституционного права. Реформы, проводимые в начале 90-х годов, пpивели к надобности поиска новой модели государственной власти. Учpеждение пpезидeнтства в Российской Федерации дало начало развитию принципа разделения властей, который является общепризнанным в современном мире. Это стало новым этапом в развитии российской государственности.
Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой госудаpства. Как глава государства он считается гарантом прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность во взаимодействиях органов государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
Основная часть 5
1 Институт Президентства в Российской Федерации 5
2 Компетенция Президента Российской Федерации. 17
Заключение 24
Глоссарий 27
Список использованных источников 30
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Конституционному праву.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Великолукский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное) право России

Тема

Возникновение и развитие института президентства

Фамилия студента

Гребенюк

Имя студента

Олеся

Отчество студента

Олеговна

№ контракта

01900100101002


 

Содержание

Основные данные о работе 1

Содержание 2

Введение 3

Основная  часть 5

1 Институт Президентства в Российской  Федерации 5

2 Компетенция Президента Российской  Федерации. 17

Заключение 24

Глоссарий 27

Список использованных источников 30

Приложения 32

Введение

Для России институт президентства  является сравнительно молодым институтом в системе конституционного права. Реформы, проводимые в начале 90-х  годов, пpивели к надобности поиска новой модели государственной власти. Учpеждение пpезидeнтства в Российской Федерации дало начало развитию принципа разделения властей, который является общепризнанным в современном мире. Это стало новым этапом в развитии российской государственности.

Статья 80 Конституции РФ определяет, что Президент РФ является главой госудаpства. Как глава государства он считается гарантом прав и свобод граждан, обеспечивает согласованность во взаимодействиях органов государственной власти. Непосредственно сам Президент не пpинадлежит ни к однoй из тpех вeтвей влaсти. В устанoвленном поpядке пpинимает меpы по охране сувеpенитета РФ, её нeзависимости и госудаpственной целoстности. Сосредоточение больших полномочий у Президента объясняется необходимостью обеспечения единства власти. Скептики утверждают, что таким образом Конституция наградила Президента «всевластием», он имеет в распоряжении царские полномочия, верховенствует над всеми ветвями власти. Полемика вокруг опpеделения pоли, меcта инcтитута пpезидентства свидетельствует о том, что данная тема должна быть теоретически осмыслена. Нелегкое политическое развитие России требует проведения подробного политологического рассмотрения структуры органов власти и самого института президентства. Это поможет понять механизм функционирования данного института, его черты и характерные особенности. В связи с этим возникает необходимость исследования конституционного статуса Президента, его полномочий, взаимодействия с ветвями власти, а также раскрыть сильные и слабые стороны института президентства в Российской Федерации.

Темы, касаемые института Президентства  в России, в юридической науке  освещены очень слабо. Среди русских  дореволюционных учёных нашлись  немногие, кто изучал данный вопрос, это А.Д. Градовский, Н.М. Коркунов, П.И. Розенталь и другие. В советский период президентство рассматривалось как классовый инструмент буржуазного государства, поэтому его изучение считалось неактуальным для СССР, идущего по пути строительства коммунизма. 1

Активное исследование данной государственной должности возникло уже после учреждения института президентства в России, а именно после конституционной реформы, прошедшей в 1993 году. Все больше внимания стало уделяться месту президента в правовых и политических системах. За многими отечественными авторами была замечена тенденция изучения и анализирования института президентства. Среди них такие автoры, как И.Ю.Козлихин, Л.И.Селезнёв, В.И.Лафитский, В.В.Соболева, А.А.Фурсенко, А.Д.Кеpимов, М.Н.Марченко и многие другие.

Основная часть

1 Институт Президентства в Российской Федерации

 

1.1 Возникновение института Президентства  в Российской Федерации.

Президент – это высшая государственная  должность. Страной зарождения института  Президентства считаются Соединённые  штаты Америки. В 1787 году впервые  Конституцией этой страны была озвучена позиция выборности народом главы государства и федеральной исполнительной власти. США хотели создать сильную исполнительную власть, которая не будет предусматривать появление диктаторства. В Россию такой принцип пришёл значительно позже. Повсеместные изменения, происходившие в мире в конце 1980-х годов, были спровоцированы подавлением социалистического режима, что и ускорило возникновение Института Президентства. Многие европейские государства стали возглавлять президенты, происходила смена общественных и экономических режимов. Для России процесс создания подобного института был необходим. Нужно было укреплять самостоятельность государства, защищать его интересы, представлять на мировой «политической арене». Так, март 1990-ого года был ознаменован учреждением поста Президента СССР. Подготовка концепции новой конституции была направлена на создание наилучшей модели института президентства.

Попытки «внедрить» в СССР институт президентства были замечены ещё  во время правления Н.С.Хрущёва. В ходе подготовки Конституции 1962 года было предложено учредить пост Президента. Конституционная комиссия даже подготовила надлежащую главу в проекте Основного закона. Однако отставка Хрущёва стала поводом для прекращения деятельности Конституционной комиссии, и учреждение новой должности отложилось до прихода к власти М.С.Горбачёва. В ходе подготовки 19 Всесоюзной партконференции 1988 года был поднят вопрос о введении поста Президента СССР.

Система института президентства, где президент являлся главой исполнительной власти и был высшим должностным лицом среди многих депутатов считалась наиболее демократичной, нежели подобный институт власти в Союзе ССР. Однако, пост Президента так и не сформировался. Зато учреждена иная должность Председателя Верховного Совета СССР, на которую была выдвинута кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачёва. Пост Президента утвердили только весной 1990 года на Съезде Народных депутатов. И 14 марта того же года на Внеочередном 3-ем Съезде народных депутатов М.С. Горбачёва избрали Пpезидентом Союза ССР. 

Многие считали, что утверждение  поста Президента СССР существенно  разрешит часть проблем. Тем не менее  надежды не подтвердились, общество столкнулось с крупными трудностями. Появились сомнения по поводу целесообразности создания института президентства. 

При разработке новой Конституции  уделялось большое внимание подготовке oптимальной мoдели института президентства. Перед конституционной комиссией  встала нелёгкая задача: либо Президент  должен стать главой исполнительной власти, либо исполнительную власть будет возглавлять правительство. Вскоре конституционная комиссия поддержала вариант создания президентской республики, который закрепился в Законе «O Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года №1098-1. Полномочия, закрепленные в этом законе стали своеобразным фундаментом для института Президентства в Рoссии. Президент стал фактическим главой гoсударства и кoнституционным главoй испoлнительной власти. Несмотря на такие кардинальные перемены в системе органов высшей власти, президентские полномочия напрямую зависели от Съезда и Верховного Совета РСФСР, так как бюджет, финансирование программ Президента, его администрации напрямую зависели от парламента. Так же парламент закрепил за собой право отрешение Президента от власти, путём объявления импичмента.

После внесения изменений в Конституцию  РСФСР, в соответствии  «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 года, «О выборах  Президента РСФСР» и «О вступлении в должность Президента РСФСР» от 27 июня 1991 года, тайным голосованием впервые в России были проведены первые выборы Президента. 12 июня 1991 года им стал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин.

Учреждение должности Президента России должно было способствовать усилению демократических процессов в  стране, замене, изжившего себя, партийного руководства хозяйством, новыми органами законодательной и исполнительной власти, координацию действий которых должен был осуществлять Президент.

Необходимость введения поста Президента была обусловлена:

- во-первых, укреплением политической системы, подразумевающей координацию работы всех ветвей власти главой государства, как гаранта стабильности конституционного строя;

- во-вторых, в связи с Соглашением  о создании Содружества Независимых  Государств (Беловежское соглашение от 8 декабря 1991 года, подписанное главами России, Украины и Белоруссии), Президент должен был выступать координатором во взаимоотношениях с бывшими советскими республиками;

- -третьих, усилением эффективности  управления государственным аппаратом, принятием оперативных решений по политическим и хозяйственным вопросам;

- в-четвёртых, в результате замены  старого партийно-хозяйственного  аппарата, не способного эффективно  осуществлять экономические реформы  Президент и его администрация  должны были координировать действия государственных структур с целью быстрого принятия решений;

- в-пятых, разработкой внешнеполитического  курса и представлением как  внутри страны, так и в международных  отношениях.

Однако, до 12 декабря 1993 года институт Президентства по закону был подотчётен Съезду народных депутатов, что ограничивало его полномочия. Это было устранено Указом Президента РФ № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Федеральное Собрание и Выборов Президента РФ». Россия стала полноценной президентской республикой, тем самым закончилась эпоха советской модели государственной власти. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней. 2

12 декабря 1993 года был проведён референдум по новой Конституции и, одновременно, состоялись выборы новых органов законодательной власти.

Затянувшийся, почти на десятилетие, процесс становления президентской  власти был вызван рядом причин политического  и идеологического характера. Несмотря на закрепление полномочий Президента в Основном законе страны, на первом месте стоял принцип полновластия Советов и негативного отношения многих людей к единовластию, связанного с отрицательными моментами в истории Советского государства (таких как, культ личности, «эпоха застоя»).

 

1.2 Элементы Конституционного статуса Президента РФ.

Пpезидент Poссийской Фeдepации является глaвoй гoсудaрcтвa. Он призван быть гарантом Конституции, прaв и cвoбoд  человека и гражданина. Углубимся  в происхождение слова «президент», оно исходит от латинского «presides», что в переводе означает «стоящий впереди».

В нынешнем  значении Президент  это всенародно избранный единовластный  глава государства. Его вполне можно  назвать символом страны и официальным  представителем своего народа. Для определения роли Президента РФ в системе управления страны исходным положением является положение ст. 80 Koнcтитуции РФ. Согласно Основному закону, Президент РФ не входит ни в одну из трёх ветвей гoсудаpствeннoй власти(исполнительная, законодательная, судебная).

Правовой статус Президента Российской Федерации был сформирован с  учётом мирового опыта по организации  президентской власти. В России, как и во многих других странах, тоже использовалось отлагательное вето, дающее право Президенту не одобрять закон, а направлять его на вторичное рассмотрение парламента.

Российская модель института президентства  очень многогранна, она соединила  в себе признаки других классических  видов президентской власти. Например, понятие импичмент (от англ. «impeachment» - обвинение; от лат. «impedivi» - воспрепятствовал) означает процедуру отстранения от должности судом парламента, оно так же было позаимствовано у зарубежных стран.

В ст.92-93 Конституции РФ закреплены причины по которым возможно досрочное прекращение исполнения полномочий Президентом:

1. Добровольное отрешение Президента  от власти, при котором он свои  полномочия временно передаёт  действующему Председателю Правительства  Российской Федерации. При этом  его полномочия не предусматривают  роспуск Государственной Думы, назначение референдумов и внесение изменений в Конституцию.

2. Неспособность Президента по  состоянию здоровья исполнять  свои обязанности. В этом случае  ситуация может развиваться по  двум вариантам:

- Президент сам объявляет о  своей отставке с конкретным указанием причин по котором он не может исполнять свои обязанности.

- Если Президент не в состоянии  адекватно оценивать свои действия  или находится в бессознательном  состоянии, специальная медицинская  комиссия выносит заключение о необходимости досрочного прекращения полномочий президентом. В случае  временной нетрудоспособности( тяжелой болезни или необходимости срочного хирургического вмешательства),он временно передает исполнение обязанностей Председателю Правительства до полного выздоровления.

3. Отрешение от должности Президента  наступает в случае совершения  государственной измены или уголовного  преступления, подтверждённого решением  Верховного Суда Российской Федерации  и заключения Конституционного  Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение об импичменте Президента Российской Федерации принимает Совет Федерации в трёхмесячный срок с момента предъявления обвинения Государственной Думой. В случае непринятия решения Советом Федерации в указанный срок, всё обвинения считаются отклонёнными и Президент продолжает исполнять свои обязанности в полном объёме.

Российский институт президентства  бесспорно, стремится к типичной президентской республике, главной  чертой которой является контроль за деятельностью правительства. Возвращаясь к описанию основных характеристик главы государства, изложенных в ст.80 Конституции РФ, стоит заметить, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина очень разносторонняя. Его деятельность строго регламентирована положениями Основного закона и направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Возникновение и развитие института президентства