Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 22:14, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Ведение…………………………………………………………………………….3
Избирательная система в РФ. Общая характеристика мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем…………………………5
Развитие законодательства о выборах депутатов Государственной Думы………………………………………………………………………………….9
Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы по Федеральному закону от 18 мая 2005 г…………………………………………...12
Выдвижение и регистрация списков кандидатов.
Порядок проведения и итоги выборов.
Заключение……………………………………………………………………….25
Список используемой литературы……………………………………………….27
В законах 1995 г., 1999 г., 2002 г. вопрос о необходимом количестве сбора подписей в поддержку кандидата отражался в нескольких статьях и имел одинаковые условия. Так, например, в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, должно было быть собрано не менее 1 процента подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В случае проведения досрочных выборов депутатов это число подписей сокращался наполовину. Так же, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувший кандидатов в одномандатных избирательных округах, осуществлял сбор подписей избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа в поддержку каждого кандидата в количестве не менее 1 процента от общего числа избирателей данного избирательного округа. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов, обязан был собрать в его поддержку не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 процентов (14 тысяч) от требуемого общего числа подписей. Между тем, избирательный залог впервые применялся на выборах депутатов Государственной Думы в 1999 г. ФЗ 1999 г. устанавливал, что размер избирательного залога в рублях равен для кандидатов и партий, избирательных блоков соответственно 1000 и 25000 МРОТ, действующих на день опубликования решения о назначении выборов. Если сопоставить эти цифры с предельными суммами допустимых расходов (20 тыс. МРОТ, или 1669800 руб., и 500 тыс. МРОТ, или 41475000 руб.), то удельный вес избирательного залога в предельных размерах расходов из фонда составил 5 процентов.5 В законе же 2002 г. размер избирательного залога увеличили до 15 процентов доли от предельной суммы расходов, т.е. 250 млн. из соответствующего избирательного фонда. Применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ в 2003 г. избирательный залог составит 900 тыс. руб. для кандидатов в одномандатных избирательных округах и 35,5 млн. руб. - для политических партий, избирательных блоков. В связи с принятием нового закона 2005 г. и этот вопрос не остался без изменения. Согласно ст. 66 ч. 3. избирательный залог составляет 15 процентов от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, а эта сумма не может превышать 400 млн. рублей.
Проанализировав и сравнив все выше указанное, мы пришли к выводу, что, на протяжении всего времени, изменения, вносящиеся в ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» свидетельствуют о растущем значении избирательного процесса, как для государства, так и для общества.
3. Пропорциональная система выборов депутатов Государственной Думы по Федеральному закону от 18 мая 2005 г.Российское законодательство до недавнего времени отдавало предпочтение смешанной избирательной системе на выборах в Государственную Думу.
Сейчас Россия перешла к избирательной системе, основанной на принципе пропорционального представительства. Переход на пропорциональную систему на выборах депутатов Государственной Думы - логичный шаг в развитии реальной многопартийности в России; он будет способствовать укреплению единства Российской Федерации, сплочению общества6.
Модель пропорциональной избирательной системы, по которой проводились выборы депутатов Государственной Думы в 2007 году, определена Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»7 Согласно ст. 4 Федерального закона о выборах депутатов выборы проводятся по единому федеральному округу, включающему в себя всю территорию России. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков политическими партиями (ст. 7 Закона). Партия может выдвинуть в составе списка, как своего члена, так и беспартийного гражданина при условии, что он обладает пассивным избирательным правом и не является членом другой партии, и количество таких граждан не будет составлять более 50% списка (ст. 36 Закона).
Пассивным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы обладают граждане Российской Федерации в соответствии со ст. 5 Федерального закона о выборах депутатов, в которой, в частности, установлено, что депутатом Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
Политические партии в соответствии с их уставами сами, по собственной инициативе формируют федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.
В основу структурирования федерального списка кандидатов положено сочетание самостоятельности партии в определении персонального состава и структуры списка с обязательными правовыми стандартами, закрепленными федеральным законом.8. Обычно в первую тройку кандидатов, возглавляющую список, партии предлагают включить людей авторитетных, известных в народе. В итоге в списки кандидатов попадают артисты, телеведущие, спортсмены, т.е. люди, профессионально не занимающиеся политикой. Тем самым, по мнению ряда ученых снижается качество депутатского корпуса и качество выполнения парламентом законотворческой функции9.
В числе главных недостатков системы выборов по партийным спискам считается отсутствие прямой связи между избирателями и депутатами. Одним из основных возражений, выдвигаемых против пропорциональной модели, является то, что граждане выбирают не конкретную личность, а партию, и избиратель не может влиять на очередность получения депутатских мандатов внутри партийного списка. Фактически избиратель голосует за ту или иную близкую ему группу интересов, объединенных общей целью.
В соответствии с Постановлением ЦИК РФ«О разъяснении порядка применения некоторых положений частей 9, 10 и 17 статьи 36 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» федеральный список кандидатов должен быть разбит полностью (или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской10, при этом должны соблюдаться определённые требования.
Во-первых, не допускается объединять в региональную группу не граничащие между собой территории, за исключением случая, когда субъект Российской Федерации не граничит с другими субъектами Федерации либо входящая в субъект Российской федерации территория не граничит с другими территориями, входящими в этот субъект Федерации(п. 3 ч. 14 и ч. 17 ст. 36). Данный запрет следует оценить положительно, так как региональные группы не должны быть территориально разорванными, а должны быть как можно более компактными11.
Во-вторых, число избирателей, зарегистрированных на части территории субъекта Российской Федерации, которой соответствует региональная группа кандидатов, не может быть менее 650 тысяч (ч. 10 ст. 36). При этом данное ограничение по минимальному количеству избирателей не распространяется на территорию субъекта Российской Федерации и территорию группы субъектов Российской Федерации, то есть политические партии могут в федеральном списке кандидатов сформировать отдельные (самостоятельные) региональные группы кандидатов в каждом, даже малочисленном по числу избирателей, субъекте Российской Федерации
В-третьих, согласно положениям частей 9, 10, 11, 13, 14 и 16 статьи 36 Федерального закона о выборах депутатов региональная группа кандидатов может соответствовать либо части территории, либо группе частей территории субъекта Российской Федерации, либо субъекту, либо группе субъектов Российской Федерации. Нельзя, например, создать региональную группу, которая соответствует части территории города Москвы и части территории Московской области, а также образовать региональную группу, соответствующую территории субъекта Российской Федерации и части другого субъекта Российской Федерации, граничащих между собой.
В-четвёртых, региональная группа кандидатов может соответствовать части территории субъекта Российской Федерации при условии, что численность зарегистрированных на всей территории данного субъекта Российской Федерации избирателей превышает 1,3 миллиона (ч. 11 ст. 36).
Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту Российской Федерации, какой группе субъектов Федерации (с указанием перечня субъектов Федерации), какой части территории субъекта Федерации, какой группе частей территории субъекта Российской Федерации (с указанием перечня частей территории субъекта Российской Федерации) она соответствует.
Центральная избирательная
комиссия Российской Федерации не позднее,
чем за 20 дней до окончания срока, в течение
которого должны быть назначены выборы
депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, определяет
границы частей территории, которым могут
соответствовать региональные группы
кандидатов, с учетом административно-
Благодаря данной достаточно сложной юридической конструкции представительством в Государственной Думе Российской Федерации охватывается вся территория Российской Федерации, а депутаты из региональных групп соответствующим образом представляют избирателей определенной территории.
После принятия съездом политической партии решения о выдвижении федерального списка кандидатов (ст. 25 ФЗ «О политических партиях», ч. 1 ст. 36 ФЗ о выборах депутатов указанный федеральный список кандидатов политической партии и все документы, подтверждающие соблюдение порядка выдвижения списка кандидатов, передаются в Центральную избирательную комиссию России.
Выдвижение и регистрация списков кандидатов
В соответствии с ч. 2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, в том числе из списка кандидатов, считаются выдвинутыми, приобретают права и обязанности кандидатов, предусмотренные законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию заявлений кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему округу, в том числе в составе списка кандидатов. Из сказанного следует, что выдвижение считается состоявшимся с момента выдачи ЦИК России политической партии справки о приеме от нее документов для заверения федерального списка кандидатов.
Федеральный список кандидатов одновременно с документами, указанными в ч. 1, 3, 4 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов, представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию России не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы. ЦИК России в семидневный срок рассматривает представленные политической партией документы и принимает решение о заверении федерального списка кандидатов или об отказе в заверении такового с мотивацией своего решения.
Согласно ч. 8 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов основаниями для отказа в заверении федерального списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в ч. 1-4 и 6 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов, а также нарушение порядка ФЗ о выборах депутатов.
Основанием для отказа в заверении списка кандидатов является нарушение политической партией ограничения, предусмотренного ч. 5 ст. 38 ФЗ о выборах депутатов, которое устанавливает, что в федеральном списке кандидатов не может быть выдвинут гражданин, который уже выдвинут в составе иного федерального списка. На первый взгляд это само собой разумеющееся правило может оказаться довольно сложной и коварной конструкцией в руках политтехнологов. В федеральный список любой партии может быть «внедрен» ничем не примечательный кандидат (для численности), однако в самый ответственный момент он может сыграть злую шутку со списком партии. Это означает, что партии, которые намерены выдвинуть свои федеральные списки кандидатов раньше других, более застрахованы от такого рода неприятностей. Те же партии, которые будут представлять документы по выдвижению списков кандидатов позже, должны быть уверены, что в составе их списков нет тех, кто уже выдвинут. Если же все-таки указанная ситуация случится, политической партии необходимо самой принять решение об исключении такого кандидата из списка кандидатов до принятия решения ЦИК России, тем самым предотвратив отказ в заверении федерального списка кандидатов.12
Кроме того, законодатель ограничил перечень оснований для отказа в заверении федерального списка, исключив из него такие основания, как неполный набор либо ненадлежащее оформление документов. Данный подход объясняется взаимосвязью двух стадий - стадии заверения федерального списка и стадии его регистрации.
Согласно положению ч. 23 ст. 43 ФЗ о выборах депутатов при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных политическими партиями в ЦИК России для заверения и регистрации федерального списка кандидатов, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за три дня до ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов.
В заверении федерального списка кандидатов может быть отказано при отсутствии в представленных документах одного или нескольких из следующих документов: федеральный список кандидатов13; нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи о политической партии в единый государственный реестр юридических лиц; нотариально удостоверенная копия устава политической партии; протокол съезда политической партии с решением о выдвижении федерального списка кандидатов; список уполномоченных лиц политической партии, в том числе по финансовым вопросам; список членов партии из состава федерального списка кандидатов политической партии; заявления кандидатов (каждого кандидата из списка кандидатов) о согласии баллотироваться; сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также заверенные уполномоченным представителем политической партии копии документов, удостоверяющих личность кандидатов, и документов, подтверждающих указанные в его заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, а также о том, что кандидат является депутатом и справка о том, что кандидат является членом партии или принадлежит к общественному объединению и о его статусе в нем в случае, когда указание о принадлежности к партии или общественному объединению имеется в заявлении кандидата о согласии баллотироваться.