Выборы. Избирательная кампания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 02:10, реферат

Описание работы

Выборы, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами и оказывают воздействие на формирование органов государственной власти.
Органы государственной власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Выборы дают высшую избирательную правомочность всей структуре органов государственной власти.

Файлы: 1 файл

Выборы.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Выборы, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами и оказывают воздействие на формирование органов государственной власти.

Органы государственной  власти могут формироваться двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Выборы дают высшую избирательную правомочность всей структуре органов государственной власти.

Выборы являются важным признаком демократического правового государства. Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В них порой проводились формальные «выборы», которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, «народные избранники» традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

В современных условиях для большинства  населения основной, а зачастую и единственной формой участия в политике является участие в избирательном процессе. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области, в штате, на муниципальном уровне, в избирательном округе, определить степень доверия избирателей к той или иной партии, конкретным ее лидерам, кандидатам, программным установкам и т.д.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на неё. Вся их организация и порядок  определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. В свою очередь, партия, претендующая на успех во время предвыборной кампании должна убедить как можно более широкий круг избирателей в том, что именно она лучше всех других партий способна решить стоящие перед обществом проблемы, защищать интересы большинства населения. Они позволяют избирателям делать продуманный, осознанный выбор в пользу той партии и программы, которые, на их взгляд, в наибольшей степени соответствуют их позициям и интересам.

В большинстве стран процесс и порядок проведения избирательных кампаний регламентируется законодательными нормами.

Избирательная кампания

Для проведения выборов вся территория страны или в зависимости от характера  выборов (всеобщие, региональные, местные  и т.д.) – районы, области, провинции, разбиваются на избирательные округа, от которых избирается соответствующее число депутатов.

В зависимости от сложившихся в  каждой стране традиций главой государства  или правительства или же парламентом  назначается официальная дата выборов. С этого дня начинается избирательная кампания. Избирательная кампания - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. Кандидаты, которые выдвигаются партиями должны пройти соответствующую регистрацию.

После официального выдвижения кандидатов их имена вносятся в специальные  избирательные бюллетени. В этом плане большое значение для развития избирательной системы имело  введение в конце XIX века так называемого "австралийского" бюллетеня, призванного обеспечить секретность голосования и уменьшить возможность фальсификации результатов выборов. Представление об этом можно составить на примере США. Здесь раньше каждая партия отпечатывала свои собственные бюллетени, вносила в них лишь собственных кандидатов на каждую должность. Это, во-первых, затрудняло секретность голосования, поскольку бюллетени партий различались по цвету и партийные функционеры могли легко определить, кто как голосует. Это, в свою очередь, облегчало подкуп избирателей. Во-вторых, поскольку в бюллетень были вписаны кандидатов только одной партии, для избирателей было весьма трудно подавать свой голос за кандидатов разных партий на разные должности.

Официальный "австралийский" бюллетень внес существенные изменения в процедуру голосования. Здесь все бюллетени одинаковы и включали имена всех кандидатов на выборные должности. Эта реформа способствовала обеспечению секретности голосования и уменьшала возможности запугивания и подкупа избирателей. В то же время "австралийский" бюллетень давал индивидуальных, а не коллективных достоинств кандидата, отдать свой голос тому или иному кандидату, не голосуя за остальных кандидатов той же партии. В настоящее время в США введены специальные машины, почти полностью вытесневшие бумажные бюллетени. Избирательные машины, на панели которых список кандидатов расположен в том же порядке, что и в "австралийском" бюллетени, находятся в специальных зашторенных помещениях, что призвано обеспечить тайну голосования.. Избирательные машины значительно упрощают технику голосования, облегчают и сокращают время на подсчет голосов, так что в момент закрытия избирательных участков они выдают результаты голосования.

Существуют различные формы  и пути выдвижения кандидатов. Например, в Великобритании любой претендент на выборную должность формально в праве участвовать в выборах в качестве кандидата, предварительно подав в соответствующий орган от своего имени заявление, подписанное кроме него самого еще несколькими избирателями. Но все же реально кандидаты выдвигаются партиями. Премьер-министр назначает дату выборов за два месяца до самих выборов. Примерно такая же процедура существует в большинстве стран с парламентским режимом.

Следует отметить также специфику процедуры избрания президента США, которая отличается от процедуры избрания высших должностных лиц в других странах. Здесь избиратели формально как бы прямо не участвуют в избрании претендента на пост президента. Дело в том, что партийные организации пятидесяти штатов и федерального округа Колумбия удостоверяют имя кандидата соответствующему должностному лицу вместе со списком так называемых выборщиков президента, которые в случае их избрания отдадут свои голоса кандидату партии. Институт коллегии выборщиков и двух-этапное голосование были установлены отцами-основателями. Избирательная система построена по принципу: один голос от одного избирателя, но на уровне штатов. Победу одерживает тот, кто получает наибольшее число голосов, но на уровне штатов.

В большинстве стран предвыборная агитации прекращается за сутки до открытия избирательных участков. Это делается для того, чтобы предоставить самим избирателям время и возможность самостоятельно обдумать и принять окончательное решение, за кого и за что именно отдать свой голос.

Основные типы избирательной  системы

От типа избирательной системы зависят результаты выборов, определяющие победителей и побежденных. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная.

Мажоритарная  система — это способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительного большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При мажоритарной системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Эта система позволяет определить победителя уже в первом туре голосования, однако зачастую избранным оказывается кандидат, получивший весьма незначительный процент голосов и представляющий интересы явного меньшинства электората.

При системе абсолютного  большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% 4- 1 голос). Достоинством этой системы является простота определения результатов и то, что избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей. Однако существенны и ее недостатки: высокая непредставительность (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов) и вероятность проведения нескольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов). Мажоритарная система утвердилась в Англии, США, Франции, Японии.

Пропорциональная избирательная  система — это способ определения  результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения  мест пропорционально полученным каждой партией количеству голосов. При такой системе создаются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные должности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом. Внутри списка мандаты распределяются в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположены в списке. При такой системе невозможно выдвинуть так называемого независимого кандидата, т.е. для того, чтобы быть избранным, нужно попасть в список. После голосования определяется избирательная квота ("избирательный метр"). Простейший способ ее определения состоит в том, что общее число поданных по округу голосов делится на количество распределяемых мандатов, затем распределение депутатских мест между партийными списками осуществляется посредством деления полученных каждой партией голосов на квоту. Сколько раз квота уложится в количество полученных партией голосов, столько и будет у нее мандатов. При применении этого метода все места сразу не распределяются, после первой передачи мандатов нужно привлечь еще один способ распределения остатков (например, метод наибольшего остатка).

Чтобы не допустить получение мандатов карликовыми партиями, в некоторых  странах введен так называемый процентный барьер: списки, в совокупности, не набравшие определенного числа голосов (как правило, 5%), отстраняются от распределения мандатов, собранные ими голоса не учитываются при подведении итогов.

В ряде стран существует смешанная, мажоритарно-пропорциональная система. В Австралии палата представителей формируется по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат - по системе пропорционального представительства. При этом отмечено, что мажоритарная система в один тур способствует установлению двухпартийности, а пропорциональная система, наоборот, - многопартийности, а мажоритарная в два тура - объединению партий в коалиции. В ФРГ половина состава бундестага избирается на основе мажоритарной системы в один тур, а другая - на основе пропорциональной системы.

Подробнее рассмотрим, избирательную систему, процесс и как осуществляется избирательное право в России.

Избирательная система

Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной  системой.

Избирательная система — порядок  выборов государственных органов  и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.

В Российской Федерации применяется  смешанная избирательная система: мажоритарная (как относительного большинства  при выборах половины депутатов  Государственной Думы, так и абсолютного большинства при выборах Президента РФ) и пропорциональная (при выборах другой половины депутатов Государственной Думы).

Избирательный процесс

Избирательный процесс состоит из нескольких стадий:

    • назначение выборов;
    • образование избирательных округов и участков;
    • формирование избирательных комиссий;
    • составление списков избирателей;
    • выдвижение и регистрация кандидатов;
    • предвыборная агитация;
    • голосование;
    • определение результатов выборов;
    • повторное голосование.

На федеральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ.

Организацией выборов занимаются избирательные комиссии. На них возлагаются  подготовка и проведение выборов, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов РФ;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов  местного самоуправления.

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Половина депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, а также Президент РФ выбираются по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны. Другая половина депутатов избирается в одномандатных округах, от которых проходит по одному депутату. Кандидаты или списки кандидатов могут быть выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками. Также кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения.

Информация о работе Выборы. Избирательная кампания