Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 10:54, реферат

Описание работы

Поднимать такую тему как взаимоотношение политики и религии значит, обсуждать особую область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, тут неизменно встают сугубо интимные для каждого человека вопросы, касающиеся его личных убеждений, взглядов, совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое - правовое и практическое - насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов в ущерб их носителям, в ущерб социальному прогрессу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идёт о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества.

Содержание работы

Введение 3
История взаимоотношений религии и политики 5
Структура отношений между политикой и религией 8
Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии 10
Заключение 15
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Реферат Религия и политика..docx

— 38.36 Кб (Скачать файл)

Религиозное сознание. Имеет теоретический (концептуальный) и будничный (бытовой) уровни. Наибольшее влияние на формирование и развитие политики имеет теоретический уровень религии, который формируется в первую очередь на основе текстов Священных Книг: Веды, Трипитака, Авеста, Библия, Коран и тому подобное; Святого Перевода (произведения отцов христианской церкви, Сунна и др.), других книг веропоучительного характера. Теоретическая религиозность является основой не только богословских, а почти всех развернутых философских, этических и социально-политических учений. Она оказывает непосредственное влияние на формирование или обоснование определенного политического строя, общественных отношений, связанных с проблемой публичной власти. Со своей стороны институты публичной власти вместе с религиозными институциями утверждают сформированные стереотипы сознания и поведения верующих.

Религиозная деятельность индивидов. Разделяется на некультовую и культовую. Верующий человек в своей некультовой религиозной деятельности на теоретическом и практическом уровнях может влиять на политическую жизнь общества выполнением политических заказов власти или ее критики, прибегая к религиозным доктринам.

Религиозные организации. Теснее всего взаимодействуют с политической жизнью общества, являются институциализованной формой религиозных культовых систем. Как важные социальные институции, призваны упорядочивать сосуществование и деятельность людей, налагаясь на функции институций публичной власти.

Отношения институтов публичной  власти с религиозными организациями  могут изменяться от доминирования  определенных светских общественных институтов и определения ими особенностей развития религиозного фактора вплоть до полного подчинения светских институций религиозным. Зависит это от конкретного  времени и места деятельности религиозных, светских институций, типа религиозных организаций. Церковь, которая имеет большое количество последователей в определенной стране, может диктовать благодаря своим  многочисленным адептам выгодные ей условия, влиять на деятельность политических институций, партий. В более сложном  положении находятся секты и  харизматичные культы, функционирование которых всегда утруждалось именно на политическом уровне. Притеснения, репрессии против сторонников отдельных  церквей, сект, культов нередко влеклись экономической, политической нестабильностью  общества.

Тесная связь религии  и политики обусловлена и основными  функциями, которые выполняет религия  в обществе. У религии есть множество  различных социальных функций и  большинство из них опосредовано через социум все же оказывают  влияние на политику, но непосредственное отношение к ней имеют следующие:

Мировоззренческая функция. Сформированные с помощью религии миропонимание, мироощущение и тому подобное могут побуждать верующего человека к конфликту с носителями или субъектами политики (государством, партией, движением, лицом), если их принципы, конкретные действия противоречат взглядам, оценкам и нормам религиозного индивида или институции.

Регулятивная  функция сориентирована на управление деятельностью, поведением верующих, благоустройство отношений между ними. До новейшего времени истории человечества религия единолично занималась выработкой определенных норм сожительства (мораль, религиозное право), стандартов поведения (воспитание) индивидов, устанавливала систему контроля над их деятельностью, поощрение и наказание, производила и внедряла в сознание желаемые мотивы деятельности членов общества. Это давало возможность соотносить конкретные ситуации, поступки с привитыми верующим системами ценностей.

Легитимная функция выполняется религией тогда, когда религиозная позиция поддерживает или наоборот осуждает власть, ее идеи или действия. Политики часто обращаются к религии, как к структуре, поддерживающей общечеловеческие ценности, обращая престиж религии в свою пользу.

Интегрирующая функция проявляется в реализации огромного интегрирующего потенциала религии. Известный французский социолог Э. Дюркгейм видел в религии средство укрепления общества за счет единения индивидуума и социума. Не связанная государственными границами, религия, космополитическая и общепланетарная по своему характеру, в состоянии сближать разнородные социальные слои, силы, народы и страны. Под начало единой веры собираются люди, совершенно различные по многим критериям (в том числе и политическим).  

Представительная  функция заключается в выражении и защите интересов некоторой группы людей религиозными организациями, которые выступают как субъекты политики.

Дифференцирующая  функция обуславливает наличие раздела сфер влияния различных религий. Любое единое общественное образование может быть разбито на несколько разноконфессиональных частей, будь то территориально целое государство, или однородная по составу социальная группа.

 

Влияние политики на религию  может проявляться в некоторых  политических действиях или распространению  некоторых идей, которые могут  скомпрометировать отдельные религиозные  образования или вполне конкретных людей. Разные политики в разные времена  заимствовали из Библии идею богоизбранного народа, которая особенно ярко проявлялась  в период расцвета этого национального  государства. В политике всегда находились люди, склонные рассматривать религию, как один из методов идеологической борьбы. В самом процессе политизации  внутри самой религии проявляется  противоречие среди верующих и религиозных  лидеров. Одни религию политизируют, разрабатывают религиозно-политические доктрины, ищут религиозные обоснования  политическим действиям. В их системе  убеждений доминируют именно политические мотивы. Другие, противники политизации  религии, считают, что религия ни в коем случае не должна превращаться в орудие идеологии или политики, а должна укреплять духовные основы общества. Это внутреннее противоречие обуславливает развитие отношений между религией и политикой с целью преодолеть его.

Религия может влиять на политику и в направлении политической интеграции. Это интеграция немного  другого рода, представляющая собой  объединение различных политических образований и государств с учетом религиозного признака. Известна деятельность Всемирного совета церквей, в состав которого входит более трехсот протестантских и православных церквей. Буддизм  представлен в международном  сообществе Всемирным буддистским  альянсом, а в ряды Организации  исламской конфедерации входит около  пятидесяти мусульманских государств, хотя они находятся на разных ступенях экономического развития и даже нередко  прибегают к политическому противоборству между собой. Религиозный фактор учитывается и во внешней политике всех крупных держав при разработке соответствующих доктрин и осуществлении  конкретных акций на мировой арене.

Часто религиозные мотивы лежат в основе радикальных политических действий, осуществляемых различными религиозно-политическими образованиями. Так, например, из-за арабо-израильских  конфликтов произошла сильная исламизация  внешней политики в ряде исламских  государств, что обусловило распространение  идеологии “исламского порядка". Другим примером может послужить  раскрытый в Тунисе в октябре 1991 года заговор исламского террористического  движения “Ан-Нахда" с целью свержения  тунисского правительства и установления теократического государства.

Религия, кроме непосредственного  влияния на политику, оказывает на нее косвенное влияние через  мировоззренческие, моральные и  правовые общественные устои, под воздействием которых формируется и внешняя  и внутренняя политика государства, определяются ее характер с учетом политических и экономических интересов. Так, например, христианские ценности лежат в основе ряда политических концепций стран Запада, исламские  стереотипы сказываются на деятельности мусульманских государств, а буддизм  нашел выражение в политической жизни народов азиатского континента. Такие черты, как самосознание, патриотизм так же формируются под влиянием религиозных концепций посредством  воспитательной системы и культуры.

Не меньшее влияние  оказывает и политика на религию. Укрепление религиозности усиливает  общественную мораль, нравственность и, соответственно, правопорядок. Но при этом не стоит забывать, что некоторые мировоззренческие, моральные и правовые убеждения, усвоенные в детстве, растут вместе с человеком и у взрослого становятся уже его жизненными принципами, формируя его внутреннюю культуру, частью которой является и политическая культура, влияющая на политическое сознание. Политически социализированный индивид может либо непосредственно принимать участие в политических событиях, либо просто реагировать на них в соответствии со своими религиозными воззрениями, заставляя окружающих, таким образом, считаться с ними. Пропаганда самой религии, с ее системой ценностей и идей, может как позитивно, так и негативно сказываться на авторитете власти или каких-либо субъектах политики. Само распространение религиозных идей может составить конъюнктуру распространению какой-либо идеологии, и определенным образом обусловить или внести вклад в развитие общественного сознания. В силу того, что религия предопределяет внимание к таким глобальным проблемам, как поддержание мира, борьба с голодом, особо опасными болезнями, экология, демография и т.д., она выступает в роли некоторого центра, вокруг которого собираются все, кто заинтересован в разрешении этих проблем. Политики же заинтересованы в разрешении этих проблем по роду своего занятия и редко пренебрегают возможностью использовать авторитет религии для поддержания своего престижа.

 

Это были основные направления  влияния религии на политику и  наоборот. Любопытно, что на основе многовекового исторического опыта  взаимодействия и в политике, и  в религии сложились соответствующие  нормы и законы, регулирующие и  описывающее их взаимное существование. Более того, получилось так, что религия  позаимствовала из общественно-политической системы концепцию многоуровневой иерархии, а политика, в свою очередь, может почерпнуть принципы государственного отношения к поликонфессиональной нации. К таким принципам можно  отнести религиозную свободу, веротерпимость, справедливость и равенство возможностей. Именно на таких основах может быть построена разумная политика.

 

 

Заключение

Тот или иной вид связи  политической и религиозной властей, государства и религиозных организаций обусловливает своеобразие постановки вопроса о свободе в аспекте религиозных отношений. Понимание (и требование) свободы в аспекте религиозных отношений в разных исторических ситуациях наполнялось разным содержанием.

В условиях соединения государственной  и церковной власти, подчинения церкви государству (цезарепапизм) или государства церкви (папацезаризм) возникали идеи независимости церкви от государства, невмешательства государственной власти в религиозные дела или же независимости государства от церкви. Господство какого-то религиозного направления и стеснение инаковерия обусловливало оформление идей веротерпимости, религиозной свободы, свободы религиозной совести. Складывавшийся религиозный плюрализм приводил к мысли о необходимости признания свободы и равенства религий и вероисповеданий. По мере становления и развития правовых государств формулировалось (и юридически оформлялось) равенство политических и гражданских прав независимо от вероисповедания. Развитие парадигм мышления, науки, других областей культуры и связанное с ним расширение процесса секуляризации способствовали появлению представлений о свободе мысли, совести, осознанию права не только на исповедание, но и на неисповедение религии, утверждению ветского государственного образования.

Исходя из вышесказанного, самым существенным моментом в отношениях религии и политики должен стать вопрос о наиболее эффективном, с точки зрения общества, их сосуществовании, о наиболее разумных методах государственного управления населением, исповедующем различные религии. По результатам этой работы, самой разумной является политика доброго сожительства и равноправного развития различных конфессий и государства.

Религия в наши дни выступает  в качестве своеобразного морально-нравственного регулятора, гуманистической системы воспитания, ориентированной на традиционные ценности. Таким образом, в религии можно увидеть механизм, позволяющий сохранить как нравственные ценности, так и национальное самосознание и укрепить солидарность между нациями и народами.

Список используемой литературы

  1. Религиоведение. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2005.
  2. Политология. Под ред. Радугина А.А. - Москва: Центр, 2004.
  3. Ковальский Н. “Религия в мировой политике”. //Свободная мысль 1992, N9.
  4. Мчедлов М. “Религия и политика: традиции и современность”. //Наука и религия 1985, N1.
  5. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко -4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2003.-683 с.15ВК 5-7975-0587-8 (в пер.)
  6. http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/chernoviki-2.html

Информация о работе Взаимовлияние и взаимные функции политики и религии