Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:11, контрольная работа
В отличие от большинства европейских государств Япония не имела в своей истории многочисленных конституционных актов. Более 300 лет она оставалась изолированной и закрытой от внешнего мира. Только в 1858 г. Япония была вынуждена открыть свои порты для иностранных судов. В конце 80-х годов прошлого века начались резкие изменения в японском праве, его европеизация. Были приняты несколько кодексов, в основе которых лежали принципы французского и германского права.
Поражение Японии во Второй мировой войне и ее оккупация войсками США — одна из основных причин, приведших к крутой ломке конституционных и административных институтов. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о безоговорочной капитуляции, а еще в середине августа того же года Правительство страны приняло Потсдамскую декларацию союзных держав. 15 августа 1945 г., на следующий день после принятия, императорским эдиктом об этом был уведомлен японский народ.
1. Введение 3
2. Япония в 20 веке 4
3. Конституция 1946 года 10
4. Заключение 14
5. Список литературы 16
Для Японии это была принципиально новая конституция, впервые в истории государственного развития страны построенная на принципах парламентской демократии. В преамбуле Конституции был закреплен принцип народного суверенитета, но под давлением правых сил и наличию консервативного монархического сознания у большинства японцев, особенно в сельской местности, наследственная императорская власть была сохранена.
Конституция сохраняла династйную преемственность императорского трона: император является символом государства и единства народа (ст. 1), при совершении государственных дел он должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение кабинета, который несет ответственность за его действия (под государственными делами императора подразумевались обязанности процессуального порядка (ст. 3). Полномочия императора: с согласия парламента назначает премьер-министра, имеет право созыва парламента и роспуска Палаты представителей, объявляет всеобщие парламентские выборы, подтверждает назначение министров и их отставку,
назначает председателя
Верховного суда, подтверждает амнистии,
принимает иностранных
Конституция установила вместо полуабсолютистской парламентарную монархию. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом страны стал парламент. Были ликвидированы ранее стоящие над парламентом органы (Тайный совет и др.). Из Конституции была изъята статья о пожизненном сохранении за представителями знати их титулов.
Парламент состоит из Палаты представителей и Палаты советников. Палата представителей (нижняя) переизбирается каждые 4 года, но может быть распущена досрочно. Срок полномочий членов Палаты советников (верхней) – 6 лет, с переизбранием через каждые 3 года половины из них. Установленный Конституцией Порядок выборов палаты советников (ст. 45, 46) делает ее состав более стабильным по сравнению с нижней палатой.
Обе палаты формируются путем всеобщих и прямых выборов при сохранении относительно высокого возрастного ценза (активное избирательное право предоставляется с 20 лет, пассивное – с 25 лет в нижнюю и с 30 лет – в верхнюю палату). Избирательная система строится на мажоритарной системе. Для принятия закона требуется большинство депутатских голосов обеих палат парламента.
Высшим органом исполнительной власти является кабинет министров во главе с премьер-министром. Члены кабинета должны быть гражданскими лицами. Главу Кабинета министров избирает парламент, им становится лидер победившей на выборах партии. Премьер-министр назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выражения ему недоверия, выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти и контролирует их.
Полномочия Кабинета: проведение законов в жизнь, руководство внешней политикой, заключение договоров, организация и руководство гражданской службой, издание правительственных указов.
Судебная система построена по четырехзвенной структуре: Верховный суд, высшие суды, районные и семейные суды. Верховный Суд состоит из председателя суда (назначается императором по рекомендации премьер-министра) и установленного законом числа судей (избираются по представлению кабинета министров парламентом). Судьи независимы и подчиняются только закону. Исполнительные органы не вправе вмешиваться в деятельность судей.
Из американской Конституции заимствованы основные права граждан – право на жизнь, свободу и стремление к счастью (ст.13). Конституция Японии провозглашает: право избирать публичных должностных лиц (ст. 15), свободу мысли и совести (ст. 19), свободы собраний, слова, печати (с запрещением цензуры (ст. 21). Закрепляет в качестве главнейших гарантий свобод граждан демократические принципы уголовного права и процесса: право на разбирательство дела в суде (ст. 32), право на адвоката (ст. 37), запрещение произвольных арестов (ст. 33), обысков (ст. 55), применение пыток (ст. 36) и пр.
Новым явлением в практике стало включение в Конституцию декларации об отказе Японии от войны (ст. 9), а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Впервые в истории Японии
Конституция закрепила
Районные административные бюро и Министерство внутренних дел были ликвидированы. Губернаторы префектур, мэры городов и деревенские старосты избирались на основе всеобщего избирательного права. Губернатором может стать гражданин, достигший 30 лет, мэром и старостой– 35 лет.
Однако скоро государственная политика декартелизации и демократизации Японии сменилась политикой обратного курса, с ужесточением политического режима. С принятием Конституции 1947 г. перед японским государством встали две главные задачи:
- внешнеполитическая задача – упорядочение отношений с оккупационными американскими властями, конечной целью которых должно было стать утверждение государственного суверенитета и ликвидация всех его ограничений;
- восстановление и развитие японской экономики, как опоры сильного и независимого, политически стабильного государства, с конкретной социальной ориентацией.
Заключение.
В оценке конечных результатов осуществленной в Японии политической и правовой модернизации существует несколько несовпадающих позиций, которые можно свести к двум основным. Первая — это сомнения и неверие в возможности синтеза правовых культур Запада и Востока, она акцентирует внимание на якобы фактическом доминировании традиций и традиционных политических и правовых ценностей и норм, несмотря на наличие принятых и действующих кодексов права, созданных по западным образцам. Обращается, в частности, внимание, что в японской политической культуре не было выработано самого термина право, а был придуман термин кенри, что в переводе означает некий синтез "власти и пользы".
Эта позиция находит своеобразную поддержку в ультраправых консервативных кругах, которые критикуют модернизацию общества и государства как следствие преклонения перед иностранщиной: буддизм "импортирован" из Китая и Кореи, гражданский кодекс — из Франции, организация вооруженных сил — из Германии, технология — из США. Националистически настроенный писатель Мисими устроил себе харакири и оставил записку со словами: "Я приношу себя в жертву древней и прекрасной традиции, которую в наши дни стали забывать". В стране официально зарегистрировано около 640 ультраправых организаций, имеющих в своих рядах порядка 120 тыс. боевиков.
Успехи в
области экономики также
Другая позиция
более оптимистична, она признает
важность политических свобод и роль
права в поддержании
Наличие таких перемен в пользовании правами свидетельствует о том, что новые политические и правовые ценностные ориентации могут усваиваться быстрее, нежели меняться многовековые социальные традиции и обыкновения. Императорская власть и связанный с нею этикет существуют много веков, однако годовой должностной оклад императорам утверждает сегодня парламент. Так, повышение оклада императору Акихито в 1996 г. составило 11,7% (по сравнению с последним уточнением, которое было шесть лет назад) и возросло до суммы в 300 тыс. долл. (27,1 млн. иен) в год. Так история встречается с современностью и становится современной историей.
Список литературы.
Приложение.