За
знаниями — по миру. Дошкольное образование
в Китае
Из
опыта дошкольного
образования за рубежом
Китай
сегодня привлекает
все больше и больше
внимания политологов
и экономистов. Темпы
экономического развития
этой страны одни из
самых высоких в мире.
А что же китайское дошкольное
образование? Оно сильно
отличается от европейских
и американских моделей
и до сих пор сохраняет
черты авторитарного
отношения к ребенку.
Рассказывают доктор
педагогических наук
Лариса Парамонова и
доктор педагогических
наук Екатерина Протасова.
Этапы
развития китайской
системы дошкольного
образования
До Второй мировой
войны детских садов в Китае
было мало. В основном это были частные
заведения, и в них ходили дети
из богатых семей в сопровождении
нянь.
В послевоенной истории дошкольного воспитания
КНР различают четыре периода, соответствующие
политическому развитию страны.
Первый — с 1949 по 1957 гг. — был периодом
ориентации системы на СССР. В это время
советские специалисты организовали в
стране несколько экспериментальных садов.
После этого количество детских садов
резко возросло. Но главным принципом
организации жизни в них был так называемый
«павловский подход», получивший название
по имени русского ученого И.П. Павлова.
Главной заслугой И.П. Павлова является
открытие механизмов функционирования
первой и второй сигнальных систем. Он
также разработал основы рефлексологии.
В педагогике «павловский подход» сводился
к следующему постулату: у ребенка можно
сформировать любые качества и способности,
если его правильно стимулировать — поощрять
и порицать.
В период с 1958 по 1965 гг. число детских садов
в Китае росло очень быстро, в результате
помещений, материального оборудования
и персонала не хватало. Качество дошкольного
воспитания считалось капиталистическим
предрассудком.
1966–1976 гг. — годы так называемой китайской
«культурной революции». Они связаны с
массовыми репрессиями представителей
интеллигенции и «народными» расправами
над ними. В это время в китайское образование
пришли работать малообразованные люди,
непрофессионалы. В результате система
дошкольного воспитания очень пострадала.
Жизнь в детских садах определялась жесткими
рамками идеологии: необходимо было прививать
детям революционные и милитаристские
идеи, заучивать с ними стихи и цитаты
из произведений Мао.
Начиная с 80-х годов в связи с изменениями
в экономической жизни Китая некоторые
изменения затронули и детские сады. Китайские
педагоги стали интересоваться моделями
американского и японского воспитания.
Однако в садовской жизни до сих пор очень
сильны прежние подходы к воспитанию.
Рабочий
день в китайском
детском саду
В Китае детские
сады довольно большие. В среднем
в детских садах по 270 детей
и 60 взрослых. В группе 26 человек. Часть
детей посещает дошкольные учреждения
только днем (с 8.00 до 18.00, прием детей
начинается в 7.45) и уходит домой; часть
(5%) остается на ночь; родители забирают
их только в среду и субботу.
В понедельник утром медсестра проверяет,
здоровы ли дети.
Во дворе звучит маршевая музыка, детям
предлагают завтрак, который готовят здесь
же, в садовской кухне. Обычно дети все
съедают, хотя уже завтракали дома.
Дети одеты ярко, у девочек в волосах красные
и розовые бантики, некоторые мальчики
одеты в военную форму.
В групповой комнате стоят парты на двоих,
на стене доска, календарь, китайский алфавит,
картина. Стены и потолок серого цвета.
Помещение не отапливается, и дети находятся
в помещении в той же одежде, что на улице.
В группе обычно работают два воспитателя
и помощник воспитателя.
В 8.30 начинаются зарядка
и ритмика, дети поют и танцуют. Затем
они садятся за парты, им раздают
деревянные наборные кубики в коробках.
Там же лежит картинка-инструкция
— что нужно построить из кубиков.
Детям нужно поднять руку, когда
они закончили выполнять задание.
Тех, кто допускает ошибки, поправляют.
Тем, кто справился, предлагают еще
раз сделать то же самое или
выполнить другое задание. Когда
все дети закончат упражнение, дежурные
собирают коробки и ставят их в
шкаф, а остальные наблюдают за
ними.
В 10.00 все вместе идут в туалет, а потом
моют руки.
Затем на улице дети играют в организованные
игры, которые им нравятся; дети смеются
и разговаривают, некоторые мальчики состязаются
между собой, используя приемы традиционной
борьбы.
В 10.45 детям из ночной группы пора мыться,
они берут чистую одежду с полочек в спальне
и купаются (по трое-четверо) в больших
ваннах. Вытершись и одевшись, переходят
в групповую комнату, где садятся на свои
места. Со всеми этими делами дети могут
справляться почти самостоятельно. Затем
они занимаются математикой, учатся складывать
и вычитать, каждый отвечает сам хотя бы
раз. Многие устные задания выполняются
хором.
Затем наступает время обеда, который
приносят в группу с кухни. Дежурные помогают
взрослым. Дети выходят на улицу, моют
руки и возвращаются. На обед подают соевые
бобы, овощи, свинину, булочку и стакан
кипяченой воды. Напоминают, что есть нужно
тихо, еду не крошить, сосредоточиться
на еде, как на учебе. Детей уговаривают
доедать все до конца. Кто хочет, может
взять добавку, но должен съесть все. Дежурные
собирают пустую посуду, дети вытирают
столы.
Наступает время сна. В спальне дети полощут
рот водой (каждый из своей чашки) и вытирают
лицо (каждый своим полотенцем). Затем
дети аккуратно раздеваются до трусов
и маек и ложатся в свои кровати. Тихий
час продолжается с 12.00 до 14.30, хотя мало
кто из детей спит так долго. В это время
взрослые едят, выполняют «бумажную» работу
и отдыхают в соседней комнате.
После сна дети идут в туалет, умываются,
полощут рот.
На полдник им дают печенье и порошковое
молоко. Вернувшись в групповую комнату,
дети повторяют хором за воспитательницей
патриотический рассказ по картинкам.
Затем они играют на улице в подвижную
игру по правилам.
В 17.00, после посещения туалета, поют песню
с движениями, а потом ужинают (мясо с рисом
и овощами).
В 18.00 дети слушают пластинки.
В 19.30 они идут в спальню, полощут рот, ложатся
спать, около 20.00 засыпают.
Китайский
взгляд на воспитание
Китай — перенаселенная
страна.
Китайское государство проводит жесткую
политику в области регулирования рождаемости:
семье, за редким исключением, разрешается
иметь не больше одного ребенка.
Возможно, с этим связана живучесть такой
варварской традиции, как инфантицид (детоубийство),
которая имела место в Китае чуть ли не
до середины прошлого столетия. Согласно
традиционным китайским представлениям,
мальчики — это опора в старости, продолжатели
рода, а девочки — «выкормленные для чужого
стола утки». Чтобы сохранить для себя
возможность иметь мальчика, китайские
женщины убивали новорожденных девочек.
В результате в настоящее время в Китае
рождается гораздо больше мальчиков, чем
девочек — примерно в соотношении 3:2. Социологи
предсказывают, что в дальнейшем это может
перерасти в серьезную проблему.
Ограничение на количество детей в семье
сказывается и на отношении родителей
к ребенку. В китайских семьях о единственном
ребенке очень заботятся, балуют его, стараются
дать хорошее образование. Дошкольное
образование считается важной «прививкой»
против детского эгоизма. В Китае считают,
что научиться регулировать свои желания,
подчинять их ритму группы полезно и правильно.
Группа только тогда группа, когда в ней
есть дисциплина и порядок. Воспитатели
очень хорошо знают об индивидуальных
различиях между детьми, но не считают
их врожденными.
В детском саду не допускаются драки, плохое
поведение, избалованность, отказ подчиниться
требованию старшего. Плохое поведение
пресекается в самом начале, при первых
его признаках, например, если воспитатель
услышал детский шепот или увидел, что
дети ерзают. В ссоры детей надо вмешиваться
сразу, не давая им разгореться.
Если ребенок плохо себя ведет, воспитатель
должен подойти к нему и показать, что
он это заметил. После того как ребенок
поймет, в чем он провинился, воспитатель
называет его по имени.
Шлепать детей или выводить их из комнаты
не разрешается, наказания
отсутствуют.
Зато эффективный путь регулирования
поведения — это сравнение
и поощрение. Воспитатели задают детям
вопросы о поведении: правильно ли так
делать? Почему неправильно? Что нужно
сделать, чтобы было правильно? Кто поступает
правильно? Дети должны внимательно слушать
слова и запомнить правильный пример.
Любое проявление непослушания осуждается
— иначе ребенок решит, что его принимают
таким, какой он есть, и сохранит плохой
характер на всю жизнь. Согласно учению
великого китайского философа Конфуция,
дети не рождаются с правильным поведением:
их характер формируется в опыте, а учитель
ответствен за воспитание самоограничения
и правильного поведения.
Воспитатели должны быть последовательными,
спокойными и твердыми и никогда не должны
сердиться. Им следует абсолютно ясно
давать понять детям, что от них требуется,
а что нельзя делать.
Воспитатели должны уметь предугадывать
возможные эксцессы. Поэтому они очень
тщательно готовятся к рабочему дню. Главная
задача — загрузить детей, полностью их
занять. В китайском детском саду у воспитателя
и детей нет свободного
времени. Свободное времяпровождение
считается бесцельным.
Китайскую систему дошкольного воспитания
критикуют за суровость, косность, сверхзарегулированность.
Воспитатели слишком ограничивают и контролируют
поведение детей, слишком регламентируют
их игру. Дети на занятиях пассивны, послушны
воле взрослого, подчинены дисциплине.
Но родители считают, что воспитатели
— образованные профессионалы, не имеющие
эмоциональной зависимости от детей, и
воспитают их лучше, чем родители.
Они верят: что хорошо для Китая, хорошо
и для детей. Представления о пользе государства
превалируют над частными интересами.
И личные способности человека должны
быть подчинены требованиям государства.
К примеру, развитие музыкальных способностей
считается залогом развития других способностей.
Но дети, выступающие перед гостями, не
демонстрируют себя, а делают благо для
школы или детского сада. Такие ценности,
как упорство и трудолюбие, относятся
к традиционным.
Лариса ПАРАМОНОВА ,
доктор педагогических наук, директор
Центра им. А.В. Запорожца «Дошкольное
детство» ;
Екатерина ПРОТАСОВА ,
доктор педагогических наук, научный сотрудник
Центра «Дошкольное детство» |