Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:21, курсовая работа
Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений. Средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования строго определены.
Введение 3
1.Законность и правопорядок 5
1.1 Понятие законности и правопорядка………………………………………5
1.2 Признаки, требования и принципы законности………………………...10
2. Обеспечение и охрана законности и правопорядка ……16
2.1Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка …………..17
3.Гарантии законности 22
3.1Конституционный контроль……………………………………………….26
Заключение 32
Глоссорий 34
Список использованных источников ………………………...…………….36
Приложение……………………………………………………………………38
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Черноярский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Теория государства и права |
Тема |
Законность и правопорядок |
Фамилия студента |
Тимофеев |
Имя студента |
Андрей |
Отчество студента |
Васильевич |
№ контракта |
0452013403704003 |
Введение 3 1.Законность и правопорядок 5 1.1 Понятие законности и правопорядка………………………………………5 1.2 Признаки, требования и принципы законности………………………...10 2. Обеспечение и охрана законности и правопорядка ……16 2.1Надзор и контроль за состоянием законности, правопорядка …………..17 3.Гарантии законности 22 3.1Конституционный контроль……………………………………………….26 Заключение 32 Глоссорий 34 Список использованных источников ………………………...…………….36 |
|
Приложение…………………………………………………… |
|
Юридическая
наука различает понятия
В советской юридической
науке сложилось и стало
Данное понимание понятия законности предполагает исполнение норм права и обходит вопрос о самом их содержании. И это не случайно, поскольку оценка содержания закона с позиции общепринятого понимания законности в то время, как правило, не допускалась, была рискованной для господствующей партийно-государственной элиты. На первое место при характеристике законности ставился принцип верховенства закона, под которым понималась его высшая юридическая сила в иерархической системе правовых нормативных актов. Законы рассматривались как акты, выражающие возведенную в закон государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством, либо волю всего народа.
Правопорядок и законность – своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигать цели. Есть законность – есть и правопорядок.
Существование законности и правопорядка не мыслимо без демократии. От того, в какой степени в демократическом государстве исполняются законы и насколько строгим является правопорядок, зависит дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны.
Однако недостаточно просто провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – необходимо, чтобы существовали определенные гарантии этих ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Речь идет о целой системе мер, усилий, механизмов, призванных стимулировать и гарантировать соблюдение законов и поддержания должного правопорядка в общества, так как автоматически, само собой это не происходит.
1 Законность и правопорядок
1.1 Понятие законности и правопорядка
Законность - основа нормальной
жизнедеятельности
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
В юридического литературе
существует несколько определений
правовой категории «законности». Борисов
В.В. дает следующее определение: Законность
– демократический принцип
В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства, т.е. законность распространяется только на деятельность государственного аппарата1.
Законность как раз и состоит в том, что должностные лица выполняют требования законов, выявляют нарушения закона, пресекают их, восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к юридической ответственности. Законность поэтому обязательно должна характеризоваться наличием эффективного механизма защиты действия законов государства, в том числе защиты прав и законных интересов граждан, других субъектов права.
Нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не означают, что эти лица выступают в качестве нарушителей законности. В этом случае речь идет о нарушениях правопорядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан от юридической ответственности за любое правонарушение. Граждане могут участвовать в выявлении нарушений должностными лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и упрочению.
В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.
В последние годы предпринимаются попытки по – новому сформулировать понятие законности. В частности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве». 2, В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов». 3
Данные суждения о понятии законности
являются следствием исследования отдельных
аспектов данной проблемы с применением
конкретных методов познания, это
объясняет происхождения
В данном случае под аспектом понимается
способ отражения существенных особенностей
социально-экономических
В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний.
Внешние определяют место и роль законности в системе правовых ценностей, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К внешним аспектам, определяющим сущность законности можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический.
Внутренние отражают функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности. К ним относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния.
Законность-основа нормальной
жизнедеятельности
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом. Такие условия в значительной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового государства. Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности.
Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.4
В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.
Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
Данное требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.
Правопорядок означает также идею, требование и систему (режим) реально действующего права. Однако в отличие от законности (конституционности) правопорядок означает следующее.
1. Наличие в обществе
и государстве правового
Главное в содержании правопорядка применительно к сфере ведомственного нормотворчества заключается не только в его полноте, беспробельности, непротиворечивости, но и в оценке его с точки зрения последовательной реализации и воплощения в нем права, адекватно отраженного в нормах конституций и других законов, направленных на обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека, на достижение социальной справедливости, сочетания личных, общественных и иных интересов.