Законность и правопорядок. Признаки правового государства и их проявление в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 13:18, контрольная работа

Описание работы

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.
Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.
В обществе, функционирующем в режиме законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Содержание работы

Задание № 1. Законность и правопорядок
1. Законность – понятие, основные принципы.
2. Правопорядок и общественный порядок : понятие и соотношение между собой.
3. Соотношение законности, правопорядка и демократии.
Задание № 2 Признаки правового государства и их проявление в России (таблица).
Задание № 3.
Задание № 4.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Законность и правопорядок.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление. 

Задание № 1. Законность и правопорядок

1. Законность – понятие, основные принципы.

2. Правопорядок и общественный порядок : понятие и соотношение между собой.

3. Соотношение  законности, правопорядка и демократии.

Задание № 2 Признаки правового государства и их проявление в России (таблица).

Задание № 3.

Задание № 4.  

Список использованной литературы.

  
1. Законность – понятие, основные принципы.

 

Законность - основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества, всех звеньев его политической системы. Охватывая своим действием наиболее важные сферы человеческого общежития, законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливым дифференциацию интересов людей.

Как устойчивое явление  общественной жизни, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

В обществе, функционирующем в режиме законности, реально существуют четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых  у всех участников правовых отношений  формируется внутренняя потребность  в совершении правомерных поступков. В характеристики законности, как метода государственного руководства обществом, как режима, состояния, то есть фактически речь идет о строгом соблюдении всеми субъектами правоотношений действующего законодательства, юридических норм.

В частности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве». 1,

Сущность законности есть строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.

Данное требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует не состояние или конкретный результат, а живой процесс, например процесс формирования правового государства и гражданского общества.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

1. Причинно-следственная обусловленность законности политико – правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве; 2. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения; 3. Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным содержании «законности»; 4. Объективный характер законности; 5. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния; 6. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, проживающего на территории государства, осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Исходя из этого, законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующее процесс  совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства с целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.

В качестве подтверждения  сделанных выводов относительно содержания понятии законности могут быть использованы ее принципы. Принципы – это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Они обусловлены закономерностями общественного развития.

Принципы законности :

1. Единство законности – основополагающий принцип. Значение этого принципа состоит в выравнивании правового регулирования социальных отношений независимо от видов нормативно-правовых актов, участников правоотношений и характера объектов воздействия. Здесь речь идет о стремлении достичь равенства в субъектно-объектном и пространственно-временном измерениях. От успешного претворения в жизнь данного принципа зависит реальное состояние законности.

2. Гарантированность основных прав и свобод граждан это принцип не только законности, но и права. Роль данного принципа в повышении уровня законности заключается в значимости личных и групповых интересов, их реализации в повседневной жизни.

3. Неотвратимость наказания за совершенное правонарушение – суть этого принципа заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести соответствующее деянию наказание.

4. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Данный принцип позволяет участникам отношений в соответствии с нормами права принять наиболее правильное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

5. Взаимосвязь законности и культурности. Общая и правовая культура являются морально-этнической основой законности, а законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.

 

2. Правопорядок и общественный порядок :  понятие и соотношение между собой.

Правопорядок – есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне  права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается  их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями.

Отсюда следует, что  характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в  значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи.

Если же под правом понимать исходящие  от публичной власти конкретные, формально  определенные и обязательные для  всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между  собой как цель и средство. Это  означает, что правопорядок может  быть обеспечен только правовыми  средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. 2

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права.

Необходимо различать  два понятия «правопорядок» и  общественный порядок», так как они  соотносятся между собой как  часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.

Правовое поле достаточно широко, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские и иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.

В целом различия между  общественным порядком и правопорядком  заключаются в следующем:

Данные категории не совпадают  по своему происхождению и эволюции.

Общественный порядок  исторически возникает вместе с  возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства.

Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права  и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.

Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.

 

3. Соотношение  законности, правопорядка и  демократии.

 

 

Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о  том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует  законность как режим всеобщего  уважения и исполнения законов.

Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более.

Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем  надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Многие трудности российской демократии возникают оттого, что она пока не имеет твердых правовых основ, правовых традиций. Отсюда – многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России. Но, конечно же, само законодательство должно быть по своей сути демократическим.

Законность и правопорядок также немыслимы без демократии, так как в этом случае будут  отсутствовать необходимые условия  для реализации прав человека, свободы  и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии.

Законность, правопорядок, демократия – все эти понятия тесно связанны между собой, одно предполагает другое. Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий.

 

Задание № 2

Признаки правового государства 

Их реализация в Российской Федерации 

Проблемы и трудности на пути их реализации

1. Приоритет права

   а) рассмотрение всех  вопросов с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права  с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных и общественных органов;

г) наличие в государстве необходимых  для выражения и действия права  форм и процедур (конституции и  законов, системы материальных и  процессуальных гарантий и т.д.).

2. Правовая защищенность человека и гражданина

а) равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

б) особый тип правового регулирования  и форма правоотношений; в) стабильный правовой статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

3. Единство права и закона

4. Правовое разграничения деятельности различных ветвей государственной власти

1. принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР;

2. Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере;

3. она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

4. Приняты законы формально разделяющие  ветви власти.

 

 

Во-первых, гражданское общество в  нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются непоследовательно с точки  зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем  однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние  российской политической системы, а  именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют  своего разрешения чисто правовые вопросы. Наличие в РФ противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов

Информация о работе Законность и правопорядок. Признаки правового государства и их проявление в России