Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:03, курсовая работа
Формирование гражданского общества, правового государства в нашей стране требует достижения качественно нового состояния общества, в том числе и иного уровня законности и правопорядка в системе правовой надстройки. Законность и правопорядок неотделимы от права, его реализации, поэтому изучение их связей в механизме правового регулирования постоянно находится в центре внимания теоретических исследований. Но как бы ни были многочисленны и глубоки теоретические и практические проблемы законности, как бы ни был высок уровень их исследований, следует отметить, что каждый новый этап развития нашего общества вновь и вновь ставит перед наукой казалось бы уже давно полностью решенные проблемы в этой сфере и выдвигает новые. Наряду с постановкой традиционных теоретических и практических вопросов законности
Влияние различных факторов на правовое поведение может быть прямым, когда под их непосредственным воздействием формируется личность либо когда они непосредственно учитываются человеком при принятии им решения об определенном варианте поведения (влияние по типу: фактор ––> сознание ––> поведение).
Но нередко такое воздействие бывает косвенным и оказывается через другие факторы, опосредованно (влияние по типу: фактор 1 ––> фактор 2 ––> сознание ––> поведение).
На формирование личности и конкретное поведение каждого человека одновременно воздействуют факторы (экономические, политические и др.),
28
как положительные, так и отрицательные, относящиеся к макросоциальному и микросоциальному уровням. При этом прямое воздействие на характер поведения оказывают прежде всего идеологические и психологические факторы, а также правовые, которые в первую очередь воспринимаются и оцениваются личностью при анализе конкретной ситуации.
Другие же факторы, в том числе экономические и социально-политические, влияют на законность поведения в большинстве случаев косвенно – через их воздействие друг на друга, а равно на правовые, идеологические и психологические факторы. Следует отметить, что законность как режим общественной жизни складывается в конечном счете из законности актов индивидуального поведения, хотя и не является их простой суммой. Именно соотношение актов правомерного (законного) и противозаконного (незаконного) поведения и определяет состояние законности. И смысл обеспечения законности как управленческого процесса состоит именно в том, чтобы добиться соблюдения, исполнения норм права каждым субъектом общественных отношений.
Таким образом, проблема укрепления законности носит комплексный характер, связана со многими явлениями и процессами социальной жизни и может быть успешно решена только в контексте общей стабилизации обстановки в стране.
Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них — преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране — это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности [20, c.306]. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии — необходимые
29
предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.
Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.
Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения темы законность и правопорядок выяснилось, что законность есть ничто иное, как сфера свободное волеизъявление субъектов, в которой они осуществляют любые действия, не запрещенные правовыми нормами. А правопорядок в свою очередь есть результат действия законности, реализованной свободы участников правоотношений.
Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.
Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.
В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.
В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; четкая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико – правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.
Чтобы в обществе нормально существовали законность и правопорядок нужно чтобы в деятельности государства осуществлялся принцип разделения властей, в общественной жизни реально воплощалась справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом, чтобы интересы субъектов права находились под надежной охраной государства. И может быть самое главное, чтобы государство отвечало перед своими гражданами за нарушение их законных интересов, а граждане, в свою очередь, несли бы ответственность перед государством за совершенные правонарушения. Все эти факторы и образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений,
31
которые так необходимы обществу сегодня.
Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2001. – 32 с.
2.Азаров Н.И. Теория государства и права: Учебное пособие для студентов вузов/ Н.И. Азаров. - М: ЮНИТИ, 2000. – 247 с.
3.Алексеев С.С. Общая теория права/ С.С. Алексеев. – М.: Норма - Инфра-М, 2000. – 216 с.
4.Афанасьев В.С. Общая теория права и государства/ В.С. Афанасьев. - М: Юрист, 2000. – 294 с.
5.Байтин М.Н. Теория государства и права: Курс лекций/ М.Н. Байтин. - М: Юристъ, 2000. – 311 с.
6.Венгеров А.Б. Теория государства и права/ А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 1999. – 158 с.
7.Зеркин Д.П. Основы теории государственного управления/ Д.П. Зеркин. - М.: Тесса, 2000. – 284 с.
8.Кашанина Т.В. Основы российского права/ Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Проспект, 1996. – 274 с.
9.Кехлеров С. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов / С. Кехлеров// Законность. - 1993. - №7. – С.38-42
10. Клименко А.В. Теория государства и права/ А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М. 2002. – 254 с.
11.Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры // Право и Власть. - М., 1990. С.249.
12.Лазарев В.В. Общая теория права и государства/ В.В. Лазарев. - М.: Юристъ, 2000. – 189 с.
13.Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для вузов/ В.В. Лазарев. - М: Спарк, 2004. – 265 с.
14.Лившиц П.З. Теория права: Учебник/ П.З. Лившиц. - М.: Изд-во БЕК, 1994. – 317 с.
15. Лисюткин А.Б. К понятию законности/ А.Б. Лисюткин// Правоведение. -1993. - № 5. С.16-18
16.Малкин Н.С. О законности в условиях переходного периода / Н.С. Малкин// Теория права: новые идеи. - М.: ИГПАН, 1998. - С.27
17.Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах/ А.В. Малько. - М: Юристъ, 2005. – 331 с.
18.Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов/ М.Н. Марченко. - М: Проспект, 2005. – 348 с.
19.Общая теория права и государства: Учебник/ под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 1996. – 436 с.
20.Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства/ В.Н. Протасов. - М: Новый Юрист, 1999. – 327 с.
21.Сухарёв А.Я. Российская юридическая энциклопедия/ А.Я. Сухарёв. - М: Инфра-М, 1999. – 742 с.
22.Теория государства и права/ под ред. М.Н. Марченко. - М.: Юридический колледж, 1995. - Т. 2. – 479 с.
23.Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/ В.Н. Хропанюк. – М.: ИКФ Омега-Л; Интерстиль, 2003. – 382 с.
24.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов/ А.Ф. Черданцев. - М: Юрайт-М, 2002. – 319 с.
25.Шабуров А.С. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник для вузов/ А.С. Шабуров. - М., 1997. – 576 с.