Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование именно сущности и содержания законодательного процесса.
Задачей выполнением которой будет достижением указанной цели будут являться рассмотренные следующие вопросы:
1. Понятие законодательного процесса
2. Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение
3. Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой
4. Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой
5. Рассмотрение законов в согласительной комиссии

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Понятие законодательного процесса…………………………………..4
Стадии законодательного процесса
2.1 Законодательная инициатива и предварительное рассмотрение……8
2.2Рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой……………………………………………………………………………..11
2.3Рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой………………………………………………………...16
2.4 Рассмотрение законов в согласительной комиссии………………...22
2.5Президент РФ в законодательном процессе…………………………23
3.Проблема качества законов и пути ее решения……………………….33
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы..........................................

Файлы: 1 файл

мой курсовик.doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Большое значение для  повышения качества и эффективности  законотворческого процесса имеют, лежащие в основе его организации  и осуществления, принципы, так как  они:

во-первых, они выступают  в качестве руководящих идей для  законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм;

во-вторых, в случаях  пробелов в законодательстве указанные  принципы могут использоваться в  качестве юридического основания.

Однако принципы законотворчества должны обладать значительной устойчивостью и стабильностью, носить фундаментальный характер.

В зависимости от субъектов  законотворчество можно подразделить на такие виды, как:

непосредственное законотворчество народа в процессе проведения референдума;

законотворчество представительных органов государственной власти субъектов РФ;

законотворчество Федерального Собрания РФ.

Каждый вид данной деятельности занимает значимое место  в законотворческом процессе и играет важную роль в обеспечении создания качественного закона, соответствующего реальным правовым потребностям общества.

Принятие закона состоит  из нескольких последовательно следующих  одна за другой стадий, совокупность которых  называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Но в настоящее время  существует такая актуальная проблема, как лоббирование в представительных органах власти. С одной стороны, безусловно негативный аспект данного явления проявляется, например, при лоббировании откровенно преступных либо «антигосударственных» интересов (допустим, при ратификации международного договора, невыгодного для России). С другой же стороны, кулуарное решение каких-либо вопросов, достижение договоренностей зачастую может способствовать принятию наиболее верных и дальновидных решений, учитывающих ряд завуалированных нюансов.

Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации создается  собственная система формирования законодательной (представительной) государственной  власти. Однако региональное государственное  строительство еще не опирается  на четко сформулированные критерии, основанные на Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. Система формирования законодательной (представительной) государственной власти в субъектах Российской Федерации в настоящее время еще не стабилизировалась и не использует всех своих внутренних резервов для самосовершенствования.

В немалой степени  это обусловлено еще слабостью  теоретико-правовых и прикладных разработок в данной области, подменой научно обоснованных подходов политическим прагматизмом, отсутствием необходимой системности в формировании законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, еще раз  подчеркнем, что необходимо принятие специального закона направленного  на регулирование законодательного процесса. Несмотря на то, что законодательный процесс в нашей стране уже сложился важно придать ему форму закона, тем самым консолидировать положения, содержащиеся в толкованиях Конституционного суда РФ, регламентах обоих палат Федерального собрания РФ.

Законотворчество это сложный процесс, который требует четкого правового регулирования. И хотя в настоящее время существует большое количество правовых актов, регулирующих данную деятельность, эта проблема по-прежнему остается актуальной.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации // Российская Газета от 25.12.1993.
  2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 22.10.1999) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - №8. - Ст. 801.
  3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридичесикх вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2006. – 752 с.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2004. – 312 с.
  5. Енгибарян Р.В., Тадевасян Э.В. Конституционное право. – М.: Юристъ, 2000. – 691 с.
  6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право РФ. – М.: НОРМА, 2007. – 651 с.
  7. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Издательство «Былина», 2007. – 512 с.
  8. Комментарий к Конституции РФ / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – 276 с.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2006. – 495 с.
  10. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 472 с.
  11. Общая теория права: Учебное пособие для юридических вузов. Изд. 2-е / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юристъ, 2005. – 343 с.
  12. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.И. Косарева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. – 207 с.

Информация о работе Законодательный процесс