Закономерности возникновения государства. Политико-правовой режим в различных типах государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:06, контрольная работа

Описание работы

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства: Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части, а нередко и самого себя.

Файлы: 1 файл

теория государства и права.doc

— 54.00 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «ИФЭП ОЗ»  г. Москва


 

 

Контрольный лист

Студент ___ ______________________________

(Ф.И.О.)

Курс __1___                Семестр ______1_______            Учебная группа ЮЗ-_____

Специальность (направление)___Юриспруденция_______________________

Учебная дисциплина _____Теория государства и права______________

 

Контрольные вопросы (задания)

  1. __ Закономерности возникновения государства ___ ___

 

2.__ Политико-правовой режим в различных типах государства _______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы (выполнение задания)

 

               1.

 

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать  следующие признаки государства:

Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном  обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

Взимание налогов и  сборов. Поскольку государственный  аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с  населения в виде налогов и  сборов.

  Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

  Необходимо выделить  и признаки государства, отличающие  его от других организаций, существующих в обществе:

  Государство — единственная  организация власти в масштабе  всей страны. Ни одна другая  организация (политическая, общественная  и т.п.) не охватывает все население.  Каждый человек уже в силу  своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.

  Государство обладает  суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

   Наличие специального  аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.

   Только государство  имеет право издавать обязательные  для всеобщего исполнения нормативные  акты — законы, указы, постановления  и т.п.

Имея в виду указанные  признаки государства, следует рассматривать  и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой исторической эпохи.

  Государство возникает  как закономерный, объективно обусловленный  результат естественного развития  первобытного общества. Это развитие  включает в себя ряд направлений,  и, прежде всего, совершенствование  экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы.

Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

   Государство может  возникнуть только тогда, когда  общество достигло определенного  уровня экономического развития, который позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в Африке и Азии в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы, а в Южной Европе — позднее, в эпоху железа.

    Пути возникновения  государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины, или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

   Государственный  аппарат всегда возникает из  аппарата управления первобытного  общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплуатирующая остальное общество, либо верхушка господствующего класса, также эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

Основные причины появления  государства были следующие:

— Необходимость совершенствования  управления обществом, связанная с  его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с  развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами.

— Необходимость организации  крупных общественных работ, объединения  в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех  регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.

— Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.

— Необходимость  поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению  к внешнему воздействию со стороны  соседних государств или племен. Это обеспечивается, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые.

— Необходимость  ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве  случаев указанные выше причины  действовали совокупно, в различных  сочетаниях. При этом в различных  условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.

 

                2.

 

Политический  режим - это элемент формы государства, характеризую¬щий совокупность методов, способов и средств осуществления государствен¬ной власти.

Политический  режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства  данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

О характере  режима, существующего в той или  иной стране, свидетельствуют разнообразные  факторы:

-способы и  порядок формирования органов  государственной власти, управления и правосудия;

-порядок распределения  компетенции Между различными  органами государства и характер  взаимоотношения между ними; -степень  реальности прав и свобод граждан;

-роль права  в жизни общества;

-место и роль  армии, полиции, разведки и т.д.;

-степень реального  участия граждан в управлении  государством;

-способы разрешения  возникающих в обществе социальных  и политических конфликтов;

В зависимости  от того, какие методы осуществления  политической власти насаждаются и  практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов, Большинство авторов предлагают двучленную их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемокра¬тические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.

Демократический режим характеризуется следующими признаками:

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;

- разделение властей;

- отсутствие единой, обязательной для всех государственной офици¬альной идеологии;

- наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

 

- существование оппозиции;

- наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;

- господство закона.

Признаками  антидемократического режима являются; -отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;

-усиление роли  исполнительно-распорядительных органов  и отсутствие разделения властей;

- отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;

- существование единой государственной идеологии;

- отсутствие демократических прав и свобод;

- господство беззакония и террора,

Фашистский  режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтоже¬ния народов "низшей" расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Тоталитарный  режим во многом схож с фашистским. Ему также свойственна социальная демагогия, провозглашающая права, свободы и процветание, сочетающаяся с массовыми репрессиями. В тоталитарном государстве также насаждаются  вождизм, культ личности, господствуют одна идеология и одна партия, происходит сращивание государственного и партийного аппарата. Страна представляет собой казарму с жестким режимом и унифицированной формой поведения граждан.

Авторитарный  режим несколько "мягче" двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократи¬ческим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить "революцию сверху" (например, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).

Информация о работе Закономерности возникновения государства. Политико-правовой режим в различных типах государства