Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:06, контрольная работа
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства: Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части, а нередко и самого себя.
НОУ ВПО «ИФЭП ОЗ» г. Москва
Контрольный лист
Студент ___ ______________________________
(Ф.И.О.)
Курс __1___ Семестр ______1_______ Учебная группа ЮЗ-_____
Специальность (направление)___Юриспруденция_
Учебная дисциплина _____Теория государства и права______________
Контрольные вопросы (задания)
2.__ Политико-правовой режим в различных типах государства _______
Ответы (выполнение задания)
1.
Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства:
Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и сборов.
Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.
Необходимо выделить
и признаки государства,
Государство — единственная организация власти в масштабе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой — право на покровительство и защиту государства.
Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним — независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.
Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают реализацию государственных решений, в том числе и принудительными средствами.
Только государство
имеет право издавать
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой исторической эпохи.
Государство возникает
как закономерный, объективно обусловленный
результат естественного
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Государство может
возникнуть только тогда,
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины, или она сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм собственности на землю. Это, в конечном счете, приводило к фактическому появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности. Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный
аппарат всегда возникает из
аппарата управления
Основные причины появления государства были следующие:
— Необходимость
— Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.
— Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая подвергается эксплуатации.
— Необходимость
поддержания в обществе порядка,
обеспечивающего
— Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
2.
Политический режим - это элемент формы государства, характеризую¬щий совокупность методов, способов и средств осуществления государствен¬ной власти.
Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и экономической сферах государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.
О характере режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы:
-способы и порядок формирования органов государственной власти, управления и правосудия;
-порядок распределения
компетенции Между различными
органами государства и
-роль права в жизни общества;
-место и роль армии, полиции, разведки и т.д.;
-степень реального участия граждан в управлении государством;
-способы разрешения
возникающих в обществе
В зависимости от того, какие методы осуществления политической власти насаждаются и практикуются в государстве, различают несколько видов политических режимов, Большинство авторов предлагают двучленную их классификацию: все режимы делятся на демократические и антидемокра¬тические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на фашистский, тоталитарный и авторитарный.
Демократический
режим характеризуется
- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;
- разделение властей;
- отсутствие единой, обязательной для всех государственной офици¬альной идеологии;
- наличие свободно формируемых политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
- существование оппозиции;
- наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод;
- господство закона.
Признаками антидемократического режима являются; -отсутствие выборов либо формирование органов власти путем псевдовыборов;
-усиление роли
исполнительно-
- отсутствие политического плюрализма, запрещение оппозиционных партий;
- существование единой государственной идеологии;
- отсутствие демократических прав и свобод;
- господство беззакония и террора,
Фашистский режим представляет собой крайнюю, наиболее опасную форму антидемократического режима. Его основой является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтоже¬ния народов "низшей" расы. Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких масс населения; непререкаемая власть вождя; абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной; опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.
Тоталитарный
режим во многом схож с фашистским.
Ему также свойственна
Авторитарный режим несколько "мягче" двух предыдущих. Он является как бы промежуточным режимом между демократическим и антидемократи¬ческим, переходным от одного к другому. Авторитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Однако государственная власть не имеет тоталитарного характера и полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. Нет единой обязательной для всех идеологии, одной господствующей партии, отсутствует массовый террор. Авторитарный режим появляется тогда, когда власти намерены приступить к реформам общественного строя и осуществить "революцию сверху" (например, переход в Испании от фашизма к демократии, перестройка в СССР происходили в условиях авторитарных режимов).