Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 00:13, реферат
Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.
1. Источники древнеиндийского права.
2. Регулирование имущественных отношений в Законах Ману.
3. Обязательственное право.
4. Брачно-семейное право и институт наследования.
5. Уголовное право и процесс.
В Древней Индии право вершить суд было привилегией брахманов. Даже в высшем суде государства – царском, царь обязан был вершить правосудие, привлекая опытных советников из числа ученых брахманов. Суд не был отделен от административной деятельности. Деления процесса на гражданский и уголовный не существовало.
Судебный процесс, как
он представлен в Законах Ману,
был состязательным. Любое судебное
рассмотрение начиналось по жалобе потерпевшего.
На него же возлагалось и поддержание
обвинения в суде. Поводами для
рассмотрения исков являлись: неуплата
долга, продажа чужого, нарушение
соглашения, кража, насилие и т.п.
Доказательствами в суде служили
документы, показания свидетелей, клятва,
ордалии. Предпочтение отдавалось документам
и свидетельским показаниям. Суд
заранее был связан предписанием
закона, каким показаниям придавать
большее или меньшее значение.
Например, верить взрослому и кшатрию,
но сомневаться в показаниях ребенка
и шудры, доверять учителю, но не верить
ученику; родственники, старики, рабы и
женщины – ненадлежащие свидетели.
Надлежащими свидетелями
. Не могли выступать в суде
те, кто имеет интерес к иску,
друзья и враги сторон, уличенные
ранее в лжесвидетельстве, люди
с дурной славой и др. В исключительных
случаях при рассмотрении
К клятве прибегали, когда не было других доказательств. Брахман клялся своей «правдивостью», кшатрий – своими «колесницами и оружием», вайшья – «коровами, зерном и золотом», шудра – «всеми тяжкими преступлениями». Клятва либо принималась, и этим заканчивалось рассмотрение дела, либо отвергалась, признаваясь недостаточной, и тогда в дело вступал суд божий – ордалий. Испытуемый должен был дотронуться до огня, или погрузиться в воду, или прикоснуться к головам своих жен и детей. Тот, кого пламя не обжигало, вода не заставляла тотчас всплывать и с кем не случалось немедленно несчастья, считался чистым в правде (VIII, 114,115). Законодатель так объяснил смысл ордалия: «Злодеи думают: никто не видит нас», «но их видят боги» (VIII, 85). Рассмотрев все обстоятельства дела и оценив доказательства, суд выносил решение.
Из анализа важнейшего юридического
памятника Древней Индии –
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Дхармашастра Ману («Законы Ману») //
Хрестоматия по истории государ-ства и
права зарубежных стран (Древность и Средние
века) / Сост. В. А. Томсинов. М., 1999. С. 37–56.
2. Артхашастра (книга III «Область деятельности
судей») // Там же. С. 69–83.
3. Всеобщая история государства и права:
Учебник / Под ред. К. И. Батыра. М., 1998. С.
42–47.
4. История государства и права зарубежных
стран: Учебник для вузов в 2 ч. / Под ред.
Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. М.,
1999. Ч. 1. С. 72–87.
5. Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра»:
Проблемы социальной культуры и права.
М., 1984. 255 с.
6. Ильин А. В., Морозова С. А. Из истории
права. СПб., 1997. С. 61–82.
7. Крашенинникова Н. А. Индусское право
(история и современность). М., 1982. 192 с.
8. Крашенинникова Н. А. История права Востока.
М., 1994. 168 с.
9. Черниловский З. М. Всеобщая история
государства и права. М., 1996. С. 51–57.