Законы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:

· Выявить подходы к пониманию закона как источника права, понятию, признакам, видам закона, системы законодательства и др.

· Определить место и роль законов в правовой системе Российского государства

Содержание работы

Введение

1. Понятие и признаки закона

2. Принципы и требования законности

3. Место и роль закона в правовой системе Российского государства

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

     При таком подходе можно выделить четыре принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и  реальность законности. 

     Верховенство  закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных  актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо более широко - как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества. 

     Под единством (всеобщностью) законности понимается единая направленность правотворчества  и правореализации в территориальном  и субъектном плане, т.е. на всей территории действия соответствующего нормативного акта, применительно к деятельности всех субъектов общественных отношений.4 

     Целесообразность  законности означает необходимость  выбора строго в рамках закона оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности. 

     И, наконец, реальность законности — это  достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение. 

     Требования  законности (то, что требует законность) отражают ее направленность, которая  обусловлена содержанием норм права. В отличие от принципов, которые, выражая содержание законности, действуют  во всех ее сферах, относятся ко всем видам деятельности любых субъектов общественных отношений, требования связаны с отдельными видами деятельности определенных субъектов. Например, требования охраны прав и законных интересов граждан, издания правовых актов в установленном порядке относятся к органам государства и т.п. 

     Наряду  с принципами и требованиями законности можно выделить еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований  рассматриваются в качестве ее принципов  или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в обеспечении законности и т.п.). 

     Рассматривая  вопрос о связи принципов и требований законности, можно прийти к выводу, что каждый из принципов может быть развернут в совокупность ее требований. 

     Так, принцип верховенства закона развертывается в следующие требования: 

     - все законы (и деятельность по  их созданию) должны соответствовать конституции и другим вышестоящим законам; 

     - подзаконные нормативные акты (и  деятельность по их созданию) должны соответствовать законам; 

     - акты правоприменения и правоприменительная  деятельность должны соответствовать  законам и основанным на них подзаконным нормативным актам; 

     - акты индивидуального поведения  должны соответствовать законам,  основанным на них подзаконным  нормативным актам и актам  правоприменения. Важно, что каждое  из этих требований, в свою  очередь, может быть развернуто в совокупность положений, которые либо прямо зафиксированы в законе, либо вытекают из его текста: 

     - законы должны соответствовать  конституции; 

     - законы республик, входящих в  Федерацию, должны сответствовать  законам Федерации в части,  отнесенной к компетенции Федерации, и т.д. (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 76 и др. Конституции РФ). 

     Тем самым мы от принципа верховенства закона через соответствующие требования законности пришли к конкретным правовым предписаниям. Таким же способом, исходя из видов деятельности и ее результатов, можно развернуть и другие принципы законности в требования, а затем в определенные правовые нормы. Это позволяет определить четкий перечень ее требований и осуществить  нормативное закрепление и конкретизацию, что создаст дополнительные возможности для укрепления законности и правопорядка. 
 

     3. Место и роль закона в правовой  системе Российского государства 

       

     Конституционные положения о роли закона в правовой системе Российской Федерации 

     Новая Конституция Российской Федерации создала принципиально иные общие основы для повышения статуса и роли закона в системе нормативных актов Российского государства по сравнению с ранее закрепленными конституционными основами. 

     Во-первых, Конституция признает Российскую Федерацию  не только суверенным, федеративным, но также и демократическим правовым государством (ч. 1 ст. 1). 

     Во-вторых, одной из незыблемых конституционных  основ Российской Федерации (а не только одним из положений национально-государственного устройства, как это было в прежней Конституции Российской Федерации–ст. 81) признано верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2-ст. 4). 

     В-третьих, в качестве обшей основы закреплено равенство прав всех субъектов Российской Федерации в их взаимоотношениях с федеральными органами и между собой (чч. 1 и 4 ст. 5). Республика как государство в составе Российской Федерации имеет свою Конституцию и законодательство, а регионы и автономии – свои уставы и законодательство. Признание законодательства регионов является крупной новеллой в статусе регионов и автономий, закрепленной в качестве одной из основ конституционного строя. 

     Также установлено, что федеративное устройство России основано на ее государственной  целостности, единстве системы государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий, на основе договоров об этом (ч.,3 ст. 11). 

     Это положение основ конституционного строя придает федеральному устройству существенный поворот в сторону  единения всех республик и регионов вокруг федеральной власти и ее законов, не посягая на достигнутое разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной властью и властями республик, регионов и автономий. Такое единение тесно связано новой Конституцией с достижением единого экономического пространства в Российской Федерации, которое также поднято на уровень одной из основ конституционного строя (ст. 8). Насколько это важно для самого выживания России как великого государства и обеспечения благополучия ее населения, видимо, в объяснении не нуждается. 

     В-четвертых, преодолено существовавшее ранее противоречие между принципом разделения властей, на основе взаимодействия которых осуществляется единая государственная власть (но не в одном лице или органе!), и  принципом всевластия Советов в лице прежде существовавших Съездам Верховного Совета Российской Федерации, а также Советов народных депутатов в регионах, автономиях и на местах. Все советские высшие органы власти упразднены и заменены системой органов парламентской демократии, и на их месте созданы новые законодательные и исполнительные органы власти–Президент, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, органы власти в субъектах Федерации (чч. 1 и 2 ст. 11). 

     В-пятых, в числе основ конституционного строя закреплены высшая юридическая сила, прямое действие и применение Конституции Российской Федерации на всей территории России; обязанность всех органов и должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, обязательность опубликования законов, а также значение общепризнанных принципов и норм международного права как составной части российской правовой системы 

     И только после принятия новой Конституции  на референдуме 12 декабря 1993 г получили незыблемые, юридически прочно охраняемые особым порядком их изменения основы конституционного строя (см. ст, 135), в том числе и основы законодательной деятельности, действия и применения законов Российской Феде рации, о чем речь пойдет в дальнейшем изложении. 
 

     Заключение

     Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других нормативно-правовых актов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. 

     Законом регулируются вопросы, имеющие важнейшее  государственное значение. В обобщенном виде можно сказать, что только законом могут быть урегулированы: вопросы конституционного характера; принципы организации, порядок формирования и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления; основные права, свободы и обязанности граждан, способы их охраны и обеспечения; основные условия создания и деятельности общественных организаций; решение вопросов принятия и изменения бюджета; установление всех видов налогов; установление основных положений регулирования экономики; основные вопросы обороны и международных отношений; правовой статус средств массовой информации. 

     Роль  закона в правовой системе РФ очень  велика. Реформирование правовой системы  России, обеспечение развития в ней  позитивных тенденций и процессов  на сегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективности всех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевых нормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этапе развития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета как можно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованности интересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальная гибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призваны регулировать 

     В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление. 

     В соотношении федеральных законов с актами иных ведомств Российской Федерации (Центрального Банка, Центральной избирательной комиссии и Генеральной прокуратуры) устанавливаются специфические варианты взаимоотношений обеих групп актов. Эти варианты расширяют наши представления о юридических средствах формирования взаимосвязей нормативных правовых актов Российской Федерации.

       Таким образом, оптимальное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта содержит требование последовательного согласования норм подзаконных нормативных правовых актов с нормами законов, отсутствия каких-либо расхождений и противоречий с нормами законов. Только единая, лишенная противоречий система действующих нормативных правовых актов может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
     В данной колонке разместите порядковые номера понятий глоссария.

     Порядковый  номер может проставляться как  вручную, так и автоматически.

     Количество  строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее понятий. Пустых строк в таблице быть не должно.

     
     В данной колонке разместите колонке  понятия глоссария.            В данной колонке разместите определения  понятий глоссария.      
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    
                    

     Список  использованных источников

        
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993
2      Гражданский кодекс Российской Федерации
3      Федеральным законом "О порядке опубликования  и вступления в силу федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов палат Федерального Собрания".
4      Алексеева Л. Б., Симкин Л. С. Правосудие, закон  и нравственность. (Право и власть). М., Прогресс, 2006.
5      Баглай  М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное  право Российской Федерации, М.: Инфра, 2002.
6        Воротилин Е. А. Идеи правового  государства в истории политической мысли // Политология. Курс лекций. Изд. второе/Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2004г.
7      Даль  В.И. Толковый словарь русского языка. М., 1981. Т. 1
8      Иванов  С.А. / Москва, 2007 «Соотношение закона и  подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография
9      В.В. Лазарева Общая теория права и  государства: Учебник— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
10        Марченко М.Н. Теория государства  и права. М.: Юр. лит., 2002г.

Информация о работе Законы РФ