Значение института местного самоуправления в истории российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Местное самоуправление одна из форм организации публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти. Цель исследования: ознакомление с устройством местного самоуправления.

Содержание работы

Введение

1 История местного самоуправления.

2 Местное самоуправление.

Заключение.

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная  школа с. Липовка

 

 

Значение  института местного самоуправления в истории российского государства

 

Реферат

 

 

 

 

Работу выполнила:

Вереникина  Кристина Юрьевна 

 

 

Руководитель:

Пустовалова Наталья  Анатольевна

 

 

Оглавление

 

Введение

 

1 История местного самоуправления.

 

2  Местное самоуправление.

                                        

Заключение.

 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организация местного самоуправления является одной из многих составляющих проблем функционирования демократического общества и государства. Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства.

Местное самоуправление одна из форм организации  публичной власти в административно-территориальных единицах государства. Местное самоуправление неотъемлемо связано с демократией и федерализмом. Конституция Российской Федерации определяет во многом сущность и гарантии местного самоуправления, которое представляет собой наиболее приближенную к проблемам и потребностям граждан, местным, этнокультурным, социально-бытовым и иным условиям форму публичной власти.

Цель  исследования: ознакомление с устройством местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

1. История местного самоуправления.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения.

Исследователи не достигли единого мнения о времени зарождения самоуправления. Одни ведут отчет  российского городского самоуправления с рубежа XI – XII вв., от вольнодумства двух русских феодальных республик – Новгорода и Пскова. Они считали вече (от славянского «вет» – совет) органом народной власти, народоправства. Другие же видели в народном вече атрибут феодальной государственности.

В  XI – XII веках  вече функционировали в Новгороде, Пскове и других российских городах, которые по своему устройству в целом напоминали другие средневековые европейские вольные города (например, Флоренцию, Гамбург, Бремен). Из всех городов Европы особняком стоял «Господин  Великий Новгород», первая и самая крупная в нашей средневековой истории республика. Следом по могуществу шел Псков и другие города. Именно эпоху развития вечевых республик можно считать отправной точкой в истории развития местного самоуправления в России.

Местное самоуправление было сформировано и в ходе реализации городских реформ Петра 1 (1699-1702 гг.). Принципиальные начала городского самоуправления были закреплены в Грамоте Екатерины II на права и выгоды городам Российской империи (1785 г.) и получили свое дальнейшее развитие в Городовом положении 1870 г. Самоуправление, осуществлявшееся традиционно в России на уровне сельских общин, получило законодательное оформление при проведении земской реформы. В Положении о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.) достаточно последовательно реализовывалась идея решения населением многих задач губернского и уездного значения. К сожалению, местное самоуправление не было создано на низовом уровне - волости, а потому не достигло в конечном итоге своей цели.

Положения Конституции РСФСР 1918 г., закрепившие полновластие Советов на всех уровнях, вплоть до села и поселка, разрушили, по существу, систему Российского самоуправления. И лишь в июле 1993 г. с принятием закона «О местном самоуправлении в Российской Федерации» стали складываться правовые основы современного механизма самоуправления. Они были дополнены положениями указа Президента России от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Местное самоуправление.

Местное самоуправление - это право граждан данной территории на самостоятельное решение местных задач. Гарантируя такое право, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Перечень вопросов местного значения, обозначенный в Федеральном законе, не является исчерпывающим.

В соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на территории муниципальных образований (городов, поселков, станиц, районов и др.). Следовательно, местное самоуправление имеет особый субъект - население муниципального образования. Объектом управления местного самоуправления являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Согласно Конституции  РФ и Федеральному закону «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» функции местного самоуправления имеют следующую специфику:

а) органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти (ст. 21 Конституции РФ);

б) органы местного самоуправления занимают особое место в системе управления; в  соответствии со СТ. 17 Федерального закона образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной масти не допускается. Согласно ст. 130 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно; она закрепляется в уставе муниципального образования, который принимается или населением непосредственно, или представительным органом местного самоуправления.

 в) согласно СТ. 3 Конституции РФ народ осуществляет власть: непосредственно; через государственные органы власти; через органы местного самоуправления.

Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления представляют собой органы власти народа (в этом их общность). Но в одном случае власть реализуется в форме органов местного самоуправления, а в другом - в форме государственной власти. Значительная часть вопросов деятельности органов местного самоуправления посвящена решению проблем, на которое государство влияет многими способами (правовыми, финансовыми и др.). Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции РФ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. Государственные органы власти в таких случаях вправе вести контроль за их реализацией.

Сущность  местного самоуправления раскрывается в его самостоятельности. Муниципальное  образование разрабатывает устав, который затем принимается представительным органом местного самоуправления или  непосредственно населением. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, федеральным законам и законам соответствующего субъекта Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, а также решают иные вопросы местного значения.

Сущность  местного самоуправления раскрывается и в том, что в стране наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов жизнедеятельности населения. При этом муниципальные интересы рассматриваются не как подчиненные государственным, а как равноправные.

Следовательно, местное самоуправление не только оппонент, но и равноправный субъект государственной власти, освобождающий государственные органы власти от местных проблем. Оно позволяет им сконцентрироваться на решении проблем соответствующего уровня, оптимизировать органы управления. Однако не все представители местного самоуправления спешат выполнить возложенные на них обязанности.

Примером  может служить наводнение в Краснодарском  крае. Координатор международной экспертной группы ИА REX Сергей Сибиряков провёл в социальной сети Гайдпарк опрос по теме «Чья вина в трагических последствиях наводнения в Краснодарском крае?». Вот результаты:

 

Никто не виноват — это стихия           12%

 Виноваты местная власть  и МЧС       73%

 Трудно ответить                                   7%

 Свой вариант ответа                           8%

 

И это  не первый случай халатности органов  местного самоуправления.

 

Заключение

В настоящее  время Россия находится в начале долгого и сложного пути формирования новой модели местного самоуправления.

На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие - отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная система местного самоуправления испытывает и ряд локальных трудностей. Так, вызывает опасение, что в последнее время из перечня вопросов местного значения в законе «Об общих принципах…» были исключены следующие важные пункты:

- вопросы  социальной поддержки и социального  обслуживания уязвимых групп населения;

- вопросы опеки и попечительства;

- вопросы  участия в регулировании вопросов  занятости и трудовых отношений  на своих территориях;

- вопросы расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;

- вопросы  организации и осуществления  экологического контроля объектов производственного и социального назначения на муниципальных территориях;

- вопросы  распоряжения городскими землями  городами – административными  центрами субъектов Федерации.

Анализ  описанных проблем подтверждает, что реформирование местного самоуправления, официально перешедшее в новую фазу, должно продолжиться до момента, когда будут решены наиболее острые вопросы, стоящие сегодня перед институтом местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. . Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года;

2. Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 1997. - №1.-215 с..


Информация о работе Значение института местного самоуправления в истории российского государства