Значение Конституции РФ 1993г для развития системы права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

1. Конституция для России сегодня значит: очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт с

Содержание работы

Значение Конституции Российской Федерации 1993г. для развития системы конституционного права России.
Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.
Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, применяемые в контрольной работе.
Литература.

Файлы: 1 файл

Теория гос-ва и право контрольная работа.docx

— 26.25 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                        

По дисциплине: «Теория гоударства и права»

 

                                              Вариант № 2

                                                                                    Исполнитель: студентка 3 курса

                                                  

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  2013 год

                                                             Содержание

 

  1. Значение Конституции Российской Федерации 1993г.  для развития системы конституционного права России.
  2. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.
  3. Экономическая и социальная основы конституционного строя Российской Федерации.
  4. Нормативные правовые акты, применяемые в контрольной работе.
  5. Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конституция для России сегодня значит: очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция — это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция,  прежде всего,  вносит порядок и  организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем  Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция — это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи  принята в условиях переходного  этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят  декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также, направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

Решать  задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву  и правам человека. Наоборот, для  прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на  саморегуляцию, которая близка к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

 

 

Конституционно  – правовой статус  Правительства РФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Правительства РФ включает в себя следующие элементы:

1) правовые нормы, регулирующие  порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства РФ;

2) правовые нормы, устанавливающие  компетенцию Правительства РФ;

3) правовые нормы, регулирующие  порядок деятельности Правительства  РФ.

Конституционный статус Правительства  РФ, возглавляющего единую систему  исполнительной власти, обусловливает  необходимость рассмотрения его  связей с Президентом как главой государства, с Федеральным Собранием  как представительным органом, осуществляющим законодательную власть, с органами судебной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Взаимоотношения  Правительства   РФ   и  Президента  РФ. Наиболее тесным образом Правительство РФ сотрудничает с Президентом РФ. Анализ полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать его фактически главой исполнительной власти:

1) Председателя Правительства  назначает Президент с согласия  Государственной Думы (ст. 111  Конституции РФ);

2) Председатель Правительства  представляет Президенту предложения  о структуре федеральных органов  исполнительной власти, которые  утверждаются указом Президента (ч.1 ст. 112 Конституции РФ);

3) Президент в соответствии  с Конституцией РФ, федеральными  законами руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной  власти, ведающих вопросами обороны,  безопасности, внутренних дел, иностранных  дел, предотвращения чрезвычайных  ситуаций и ликвидации последствий  стихийных бедствий, утверждает  по представлению Председателя  Правительства РФ положения о  них и назначает их руководителей  (ст. 32 Закона о Правительстве);

4) по предложению Председателя  Правительства Президент назначает  на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства, федеральных министров  (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции  РФ); 5) Президент имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  (п. «6» ст. 83 Конституции РФ);

6) Президент принимает  решение об отставке Правительства  (ст. 117 Конституции РФ);

7) Президент может отменить  постановления и распоряжения  Правительства в случае их  противоречия Конституции РФ, федеральным  законам и указам Президента (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);

8) в случаях, предусмотренных  ст. 92 Конституции РФ, Председатель  Правительства РФ временно исполняет  обязанности Президента РФ.

Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания Российской Федерации проявляются в следующем:

1) Председатель Правительства  назначается Президентом с согласия  Государственной Думы (ст. 111 Конституции  РФ);

2) Правительство пользуется  правом законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ);

3) по ряду законопроектов - о введении или отмене налогов,  освобождении от их уплаты, о  выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств  государства, других законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые  за счет федерального бюджета, - требуется заключение Правительства  (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ);

4) Правительство представляет  Государственной Думе федеральный  бюджет и отчет о его исполнении (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ);

5) Государственная Дума  вправе выразить недоверие Правительству.  Председатель Правительства вправе  по собственной инициативе поставить  перед Государственной Думой  вопрос о доверии Правительству  (ст. 117 Конституции РФ);

6) члены Правительства  вправе присутствовать и выступать  на заседаниях палат Федерального  Собрания, их комитетов и комиссий. Члены Правительства обязаны  по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном Регламентами палат. Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации вправе обращаться к Правительству с депутатским запросом (ст. 36, 38, 39 Закона о Правительстве).

Взаимоотношения Правительства   РФ и органов судебной власти. Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета, обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия и исполнение судебных решений (ст. 42 Закона о Правительстве). В свою очередь, органы судебной власти осуществляют судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Взаимоотношения Правительства  РФ и органов исполнительной   власти субъектов Федерации. Согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации:

1) Правительство по вопросам, отнесенным к ведению Российской  Федерации и полномочиям Российской  Федерации по предметам совместного  ведения Российской Федерации  и субъектов Федерации, осуществляет  контроль за деятельностью органов  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации;

2) Правительство РФ в  пределах своих полномочий разрешает  споры и устраняет разногласия  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. Для разрешения  споров и устранения разногласий  создаются согласительные комиссии  из представителей заинтересованных  сторон;

3) Правительство РФ вносит  предложения Президенту РФ о  приостановлении действия актов  органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам, международным  обязательствам Российской Федерации  или нарушения прав и свобод  человека и гражданина;

4) Правительство РФ направляет  в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной  власти субъектов Федерации проекты  своих решений по предметам  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации. Предложения законодательных  (представительных) и исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  по таким проектам подлежат  обязательному рассмотрению в  Правительстве Российской Федерации;

5) Правительство РФ в  срок не более одного месяца  рассматривает внесенные в установленном  порядке в Правительство РФ  предложения законодательных (представительных) или исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации по предметам ведения  Российской Федерации и по  предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации и сообщает  указанным органам о результатах  рассмотрения внесенных предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экономические основы конституционного строя.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение  товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются в РФ как  основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей  территории. Земля и другие природные  ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. Граждане и  их объединения вправе иметь в  частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами  осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Информация о работе Значение Конституции РФ 1993г для развития системы права в России