Анализ политического прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Целью моей работы являются Рассмотрение основных аспектов политического прогнозирования и проведение политического анализа в сфере политического прогнозирования.
Задачи:
Изучить сущность политического прогнозирования
Ознакомиться с методами политического прогнозирования
Провести политический анализ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
Сущность политического прогнозирования………………………..…...4
Методы политического прогнозирования…………………………….....7
Анализ политического прогнозирования………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…15

Файлы: 1 файл

срс по политологии.docx

— 32.02 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

  1. Сущность политического прогнозирования………………………..…...4
  2. Методы политического прогнозирования…………………………….....7
  3. Анализ политического прогнозирования………………………………..11             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..…15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Как говорил Платон «в самом общем  виде прогнозирование – это опережающее  отражение действительности. Способность  прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого  сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее.»

Вопрос о будущем России –  в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня. Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для  наших людей; еще никогда они  не стремились в большей мере эту  неопределенность рассеять, так как  она многих пугает, сковывает энергию  и инициативу. Желание знать будущее  страны порождено вполне определенными  обстоятельствами. Поэтому выдвигаются  десятки программ развития общества.

Данная тема всегда была, есть и  будет актуальной во все времена, так как очень важно  наперед  продумывать дальнейшие шаги, чтобы  предпринять в дальнейшем важные решения.

Целью моей работы являются Рассмотрение основных аспектов политического прогнозирования  и проведение политического анализа  в сфере политического прогнозирования.

Задачи:

  1. Изучить сущность политического прогнозирования
  2. Ознакомиться с методами политического прогнозирования
  3. Провести политический анализ

 

 

 

  1. Сущность политического прогнозирования

 

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках их осуществления. Процесс же разработки прогнозов  называется прогнозированием. Прогнозирование  – это специальные научные  исследования конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведений о прошлом  и настоящем, получают представление  о возможных состояниях прогнозируемого  объекта, т.е. получают другие знания.

Прогнозирование охватывает все сферы  жизнедеятельности людей. Одним  из важных направлений прогнозирования  общественного развития является политическое прогнозирование, объектом которого выступает  политика (внутренняя и внешняя), а  предметом – познание возможных  состояний политических событий, явлений, процессов. В связи с этим целесообразно  различать внутриполитическое и внешнеполитическое прогнозирование.

Внутриполитическое прогнозирование (внутренняя политика) – это область взаимоотношений между классами, нациями и другими социальными группами. Для внутренней политики характерна прямая или косвенная связь с государственной властью. Политика связана со всеми видами отношений между социальными группами, с системой различных политических отношений (борьба и сотрудничество классов, партий, наций и народов, революции, войны, выборы), а также с духовной, теоретической их формой, их идеальным выражением (политические взгляды, идеи, настроения, предрассудки, теории, программы, принципы). В сферу политики входят политические движения, политические отношения, политическое сознание и поведение, направление решении и действий социальных группировок и их лидеров внутри государства, выбор государством того или иного курса действий на международной арене и др.

Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации  общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности – государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики – внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.

В сферу внутриполитического прогнозирования  входит все содержание внутренней политики,

Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.

Внешнеполитическое прогнозирование  – это прогнозы в области международных отношений и внешней политики. Международные отношения как область человеческого общения слагается из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между государствами, народами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене.

На основе прогностических методов  оценивается общая обстановка в  мире, регионе, стране, изучаются тенденции, направления развития и факторы, которые определяют то или иное событие, делаются попытки оценить новые возможные факторы развития. В прогнозировании международных отношении прежде всего рассматриваются отношения государств, а затем – прочих участников международной жизни.

Политическое прогнозирование  – часть практической политики. Прогнозов высказывается довольно много. Чтобы не запутаться в их потоке требуется иметь определенную типологию  прогнозов. Различаются два типа прогнозов: поисковые и нормативные.

Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций?

Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз  – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера  и цели того или иного прогноза. Тем не менее такое разграничение необходимо.

Однако следует заметить, что  в определенных обстоятельствах  в сфере политики диапазон между  кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия.

 

2. Методы политического прогнозирования

 

Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный  характер научных методов необходимых  для этого. “Не только результат  исследования, – писал К.Маркс, –  но и ведущий к нему путь должен быть истинным”. Принятие научно обоснованного  прогноза всецело зависит от того, какой метод или система методов  лежит в основе прогностического исследования.

К настоящему времени сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих  как общий характер, так и применяемых  в узких областях знания. Основной вопрос состоит в том, чтобы определить возможную область использования  каждого метода и выбрать наиболее эффективный в каждом конкретном случае.

Рассмотрим более подробно некоторые  методы.

Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политике или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает как бы четыре действия:

• для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов. Они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);

• перед тем, как организовать опрос  экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить  матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых  могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы  для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической  схеме, т.е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);

• в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания  отдельных вопросов, а также независимость  суждений экспертов. Давление “руководящего” мнения должно быть исключено;

• проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют  обобщенное мнение и степень согласованности  индивидуальных оценок экспертов. Обработка  этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как  среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее  нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация идей –  метод “мозговой атаки” – широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при “мозговой атаке” проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод “мозговой атаки” называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Первый этап – формирование группы участников “мозговой атаки” (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап – составление проблемной записки участника мозговой атаки. Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.

Третий этап – генерация идей. Она начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения мозговой атаки: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений не допускается (говори свое), не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.

Запись высказываемых идей лучше  всего вести на магнитофон, чтобы  не пропустить ни одну идею и иметь  возможность систематизировать  их для следующего этапа.

Четвертый этап – систематизация идей группой анализа.

Пятый этап – разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников мозговой атаки, число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают идеи, а выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод “Дельфы”. Он характеризуется тремя особенностями, которые отличают его от обычных методов группового взаимодействия экспертов. К таким особенностям относятся:

а) анонимность экспертов;

б) использование результатов предыдущего  тура опросов;

в) статистическая характеристика группового ответа.

Построение сценариев. По словам известного австрийского специалиста по прогнозированию Э.Янча, написание сценариев означает метод, который пытается установить логическую последовательность событий, чтобы показать, как, исходя из существующей (или какой-либо другой заданной) ситуации может шаг за шагом развиваться будущее состояние. Среди российских политологов это, пожалуй, самый распространенный метод прогнозирования, на основе которого можно более или менее точно предвидеть развитие политических событий в нашей стране. Известна работа С.Кургиняна “Седьмой сценарий”, публикации Института социально-политических исследований РАН, и др.

Информация о работе Анализ политического прогнозирования