Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 02:47, реферат
Как устроена система образования в школах США, Южной Кореи, Финляндии
США
Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.
В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementaryschool), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten.
Анализ систем образования различных стран мира.
Как устроена система образования в школах
США, Южной Кореи, Финляндии
США
Продолжительность и возраст для начала
обязательного образования детей в США
разнятся в зависимости от штата. Дети
начинают обучение в возрасте от 5 до 8
лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18
лет.
В возрасте около 5 лет американские дети
идут в начальную школу (elementary school), в нулевой
класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является
обязательным в некоторых штатах - тем
не менее, почти все американские дети
посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого
kindergarten буквально означает «детский сад»,
детские сады существуют отдельно в США
и дословно называются «пред-школой» (preschool).
Начальная школа продолжается до пятого
или шестого класса (в зависимости от школьного
округа), после чего ученик идёт в среднюю
школу (middle school), которая заканчивается
восьмым классом. Старшая школа (high school)
— это классы от девятого до двенадцатого,
так что обычно американцы, как и россияне,
заканчивают среднее образование в 18 лет.
Те, кто получил среднее образование, могут
поступать в общественные колледжи (community
college), также называемые начальные колледжи
(junior college), технические колледжи (technical
college) или городские колледжи (city college),
которые после двухгодичного обучения,
выдают степень (associate’s degree) сравнимую
с средним специальным образованием. Другая
возможность продолжить обучение — поступить
в колледжи или университеты, где получают,
обычно за четыре года, степень бакалавра.
Получившие степень бакалавра могут учиться
дальше, чтобы получить степень магистра
(2—3 года) или PhD (аналог российского кандидата
наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные
факультеты и вузы выдают степени доктора
медицины и доктора права, для которых
обязательна специальная подготовка и
на уровне бакалавра.
Бесплатные государственные школы управляются
главным образом демократически избранными
школьными советами (school boards), каждый из
которых имеет юрисдикцию над школьным
округом (school district), чьи границы часто совпадают
с границами графства или города, и которые
содержат одну или несколько школ каждого
уровня. Школьные советы устанавливают
школьные программы, нанимают учителей
и определяют финансирование программ.
Штаты регулируют образование в своих
границах, устанавливая стандарты и экзаменуя
школьников. Финансирование школ штатами
часто определяется тем, насколько повысилась
успеваемость их учеников на экзаменах.
Деньги на школы берутся в основном из
местных (городских) налогов на недвижимость,
так что качество школ сильно зависит
от цен на дома и от того, сколько налогов
родители готовы платить за хорошие школы.
Часто это приводит к порочному кругу.
В округа, где школы заработали хорошую
репутацию, съезжаются родители, стремящиеся
дать детям хорошее образование. Цены
на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных
родителей поднимает школы на ещё более
высокий уровень. Обратное происходит
на другом конце спектра, в бедных районах
так называемых «внутренних городов».
Некоторые большие школьные округа учреждают
«школы-магниты» для особо талантливых
детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда
в одном округе бывает несколько таких
школ, разделенных по специальности: техническая
школа, школа для детей, проявивших талант
в искусстве, и т. д.
Примерно 85 % детей обучаются в государственных
школах. Большая часть остальных идут
в платные частные школы, многие из которых
— религиозные. Наиболее распространена
сеть католических школ, которой положили
начало ирландские иммигранты во второй
половине XIX века. Другие частные школы,
часто очень дорогие и иногда с большим
конкурсом на поступление, существуют,
чтобы подготовить учеников к поступлению
в престижные вузы. Существуют даже интернаты,
собирающие учеников со всей страны, такие
как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире.
Стоимость обучения в таких школах составляет
для родителей порядка 50 000 долларов США
в год.
Менее 5 % родителей по разным причинам
решают обучать своих детей дома. Некоторые
религиозные консерваторы не хотят, чтобы
их детей учили идеям, с которыми они не
согласны, чаще всего теории эволюции.
Другие считают, что школы не могут удовлетворить
нужды их отстающих или, наоборот, гениальных
детей. Третьи хотят защитить детей от
наркотиков и преступности, которые являются
проблемой для некоторых школ. Во многих
местах родители, обучающие своих детей
дома, образуют группы, в которых они помогают
друг другу, а иногда даже разные родители
учат детей разным предметам. Многие также
дополняют свои уроки программами дистанционного
обучения и классами в местных колледжах.
Однако критики домашнего обучения утверждают,
что домашнее образование часто не соответствует
стандартам и что дети, так воспитываемые,
не приобретают нормальных социальных
навыков.
Начальные школы (elementary schools, grade schools, или
grammar schools) обычно обучают детей с возраста
пяти лет до одиннадцати или двенадцати.
Один учитель преподает все предметы,
кроме изобразительных искусств, музыки
и физкультуры, уроки которых проходят
раз или два в неделю. Из академических
предметов преподаются, как правило, арифметика
(изредка — начальная алгебра), чтение
и письмо, с акцентом на орфографию и повышение
словарного запаса. Естественные и общественные
науки преподаются мало и не разнообразно.
Часто общественные науки принимают форму
краеведения.
Часто в начальной школе обучение состоит
из художественных проектов, экскурсий,
и других форм учёбы через развлечение.
Это произошло из течения прогрессивного
образования начала XX века, которое учило,
что ученики должны учиться посредством
труда и обыденных действий и изучения
их последствий.
Средние школы (middle schools, junior high schools, или
intermediate schools), как правило, обучают детей
в возрасте от 11 или 12 до 14 лет — с шестого
или седьмого по восьмой класс. В последнее
время шестой класс все чаще включается
в среднюю школу. Обычно в средней школе,
в отличие от начальной, один учитель преподает
один предмет. Ученики обязаны брать классы
по математике, английскому языку, естественным
наукам, социальным наукам (часто включающим
в себя мировую историю), и физкультуре.
Один или два класса ученики выбирают
сами, обычно по иностранным языкам, искусствам
и технологии.
В средней школе также начинается разделение
учеников на обыкновенные и продвинутые
потоки. Ученики, которые учатся лучше
других по данному предмету, могут учиться
в продвинутом («почётном») классе, где
быстрее проходят материал и задают больше
домашних заданий. В последнее время такие
классы, особенно по гуманитарным дисциплинам,
в некоторых местах упразднены: критики
считают, что изолирование хорошо успевающих
учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.
Высшая (старшая) школа (high school) — последний
этап среднего образования в США, длящийся
с девятого по двенадцатый класс. В старшей
школе ученики могут выбирать свои классы
более свободно, чем раньше, и только должны
выполнить минимальные критерии для получения
диплома, которые устанавливает школьный
совет. Типичные минимальные требования
такие:
• 3 года естественных наук (год химии,
год биологии и год физики);
• 3 года математики, вплоть до второго
года алгебры (математика в средних и высших
школах, как правило, делится на первый
год алгебры, геометрию, второй год алгебры,
введение в анализ и математический анализ,
и проходится в этом порядке);
• 4 года литературы;
• 2—4 года социальных наук, обычно включающих
в себя историю и государственное устройство
США;
• 1—2 года физкультуры.
Для поступления во многие вузы требуется
более полная программа, в том числе 2—4
года иностранного языка.
Остальные классы ученики должны выбирать
сами. Набор таких классов бывает самый
разный по количеству и качеству, в зависимости
от финансового положения школы и наклонностей
школьников. Типичный набор необязательных
классов такой:
• дополнительные науки (статистика, информатика,
энвироника);
• иностранные языки (чаще всего испанский,
французский и немецкий; реже японский,
китайский, латынь и греческий);
• изобразительные искусства (живопись,
скульптура, фотография, кинематограф);
• игровое искусство (театр, оркестр, танец);
• компьютерная техника (пользование
компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);
• издательское дело (журналистика, редактирование
ежегодника);
• труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).
В некоторых случаях ученик может вообще
не учиться ни в одном из учебных классов.
В старшей школе, особенно в последние
два года, появляется новый тип продвинутого
класса. Школьники могут брать классы,
которые должны подготавливать их к экзаменам
Advanced Placement или Международного бакалавриата.
Большинство вузов засчитывает хорошую
отметку на этих экзаменах как начальный
курс по соответствующему предмету.
Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются
по системе A/B/C/D/F, где A — лучшая отметка,
F — неудовлетворительно, а D может считаться
удовлетворительно или неудовлетворительно
в зависимости от обстоятельств. Ко всем
отметкам, кроме F, может приставляться
«+» или «−». В некоторых школах не существует
оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется
среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором
A считается за 4, B — за 3, и так далее. Отметки
за продвинутые классы в школе часто поднимаются
на очко, то есть A считается за 5, и так
далее.
Южная Корея
Начальную школу посещают дети в возрасте
от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной
школе предметов входят (однако не исчерпывают
его):
• корейский язык
• математика
• точные науки
• науки об обществе
• языки
• изобразительное искусство
• музыка
Обычно все эти предметы ведет один классный
руководитель, хотя некоторые специализированные
дисциплины могут вести другие педагоги
(например, физкультуру или иностранные
языки).
Продвижение по ступеням образовательной
системы с начальной до высшей школы не
определяется результатами сдачи различных
экзаменов, но исключительно по возрасту
ученика.
До конца 80-х годов XX века английский язык
обычно начинал преподаваться со средней
школы, однако сейчас его начинают изучать
в третьем классе начальной школы. Корейский
язык разительно отличается от английского
в плане грамматики, поэтому освоение
английского происходит с большим трудом,
но с относительно небольшими успехами,
каковой факт достаточно часто является
темой раздумий для родителей. Многие
из них в итоге посылают своих детей дополнительно
обучаться в частные учебные заведения,
называемые хагвонами. Все больше школ
в стране начинают привлекать к обучению
иностранцев, для которых английский язык
является родным.
Помимо общественных начальных школ, в
Корее существует ряд частных школ. Учебная
программа таких школ более-менее соответствует
государственной, однако, она воплощается
на более высоком уровне: предлагается
большее число учителей на меньшее количество
учащихся, вводятся дополнительные предметы
и устанавливаются более высокие стандарты
образования в целом. Отсюда понятно естественное
желание многих родителей устроить своих
детей именно в такие школы, которое, однако,
останавливает относительно высокая стоимость
обучения в них: $130 за месяц занятий. Это
не идет в сравнение с престижными странами
Европы и США, но относительно доходов
корейцев это весьма приличные деньги.
Начальные школы по-корейски называются
«чходын хаккё», что и означает «начальная
школа». Правительство Южной Кореи изменило
это название в 1996 году, с прежнего «гукмин
хаккё», что переводится как «гражданская
школа». Это прежде всего был жест восстановления
национальной гордости.
Корейское школьное образование делится
на среднее и высшее (обучение в средней
и высшей школах соответственно).
Вступительные экзамены в среднюю школу
были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х,
учащиеся все ещё должны были сдавать
вступительные экзамены (однако без соперничества
с другими кандидатами), и результат поступления
определялся либо случайным образом, либо
по месту проживания относительно того
или иного учебного заведения. Школы, чьей
ранг раньше определялся по уровню обучающихся,
были уравнены в получении поддержки государства
и количеству распределенных бедных учеников.
Тем не менее, эта реформа не уровняла
школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые
хорошо сдавали вступительные экзамены,
были допущены к поступлению в более престижные
школы на без привязки к району, тогда
как все остальные поступали именно в
школу «своего» района. Реформы были равным
образом применены к общественным и частным
школам, поступление в которые строго
контролировалось Министерством Образования.
В отличие от США, где номер класса обычно
постепенно инкрементально возрастает
с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый
раз начинает считаться с одного при поступлению
в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы
провести различия между ними, номер класса
обычно указывается вместе с уровнем образовательной
ступени. К примеру, первый класс средней
школы будет называться как «Первый класс
средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён».
Средняя школа
По-корейски средняя школа называется
«чунхакё», что дословно обозначает «средняя
школа».
В корейской средней школе 3 класса. Большинство
учеников поступают в неё в возрасте 12
лет и заканчивают, соответственно, к 15
годам (по западным меркам). Эти три года
соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской
и 2 и 4 классам (form) британской образовательных
систем.
По сравнению с начальной, южнокорейская
средняя школа предъявляет гораздо более
высокие требования к своим учащимся.
Почти всегда строго регулируются форма
одежды и прически, как и многие другие
аспекты жизни студента. Как и в начальной
школе, школьники проводят большую часть
дня в одном классе со своими одноклассниками;
однако каждый предмет преподается своим
учителем. Учителя переходят из класса
в класс и только у некоторых из них, исключая
тех, кто преподает «специальные» предметы,
имеют свою аудиторию, куда ученики ходят
сами. Классные руководители играют очень
важную роль в жизни учеников и имеют существенно
больший авторитет, чем их американские
коллеги.
У учеников в средней школе по шесть уроков
в день, которым обычно предшествует особенный
блок времени ранним утром, а также седьмой
урок, особенный для каждой специализации.
В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно
варьируется от одной средней школы к
другой. Ядро учебной программы формируется:
• математикой
• корейским и английским языками
• также рядом точных наук.
«Дополнительные» предметы включают:
• различные искусства
• физическая культура
• историю
• ханчча (китайская иероглифика)
• этика
• ведение домашней экономики
• уроки компьютерной грамотности.
Какие именно предметы и в каком количестве
изучаются учащимися варьируется от года
к году.
Продолжительность учебных занятий равняется
45 минутам. Непосредственно до начала
первого урока, у учеников имеется в распоряжении
порядка 30 минут, которые могут быть использованы
по желанию для самообучения, просмотра
программ, вещаемых специальным образовательным
каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения
личных или классных дел. В 2008 году, школьники
посещали занятия полный день с понедельника
по пятницу, а также по полдня каждую первую,
третью и пятую субботы месяца. В субботу
учащиеся занимаются дополнительной деятельностью
в каких-либо кружках.
В конце 1960 годов правительство прекратило
практики вступительных экзаменов в среднюю
школу, заменив их такой системой, при
которой в среднюю школу зачислялись ученики
из одного района на основе принципа случайности.
Это было сделано для того, чтобы усреднить
уровень учеников во всех школах, однако,
в некоторой степени разница между богатыми
и бедными районами сохранилась. До недавнего
времени большинство школ были открыты
только для одного пола, но в последнее
время новые средние школы принимают детей
обоих полов, и прежние школы также становятся
смешанными.
Как и в начальной школе, учащиеся переходят
из класса в класс вне зависимости от их
успеваемости, вследствие чего один и
тот же предмет в одном и том же классе
может изучаться совершенно разными по
уровню подготовки учениками. Оценки начинают
играть очень важную роль в последнем
году средней школы, поскольку они влияют
на шансы поступления ученика в тот или
иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь
хотят сделать научную, а не профессиональную
техническую карьеру. В остальных же случаях
оценки нужны просто для того, чтобы порадовать
родителей или учителей (или избежать
их праведного гнева). Существуют несколько
стандартных форм экзамена для определённых
предметов, а преподаватели «научных»
предметов обязаны следовать рекомендованным
учебным пособиям, однако, обычно учителя
средних школ обладают бОльшими полномочиями
относительно программы курса и метода
преподавания, нежели преподаватели в
ВУЗах.
Многие ученики средней школы после занятий
также посещают дополнительные курсы
(«хагвон», либо проходят обучение у частных
репетиторов. Особое внимание уделяется
английскому и математике. Некоторые из
«хагвонов» специализируются только на
одном предмете, тогда как другие — на
всех ключевых предметах, что может превращаться
во второй раунд школьных занятий с нередко
ещё большей нагрузкой на ученика сразу
после окончания первого (официального).
А, помимо этого, особо стойкие посещают
ещё и кружки боевых искусств или музыкальные
школы.
Домой обычно возвращаются поздним вечером.
Особое отношение в корейских школах —
к техническому обеспечению. К 2011 году,
если верить декларациям корейского правительства
— школы страны полностью перешли с бумажных
учебников на электронные.
Финляндия
В Финляндии каждый ребенок имеет право
на предварительное начальное образование,
которое вообще начинается за один год
до начала обязательного образования,
то есть в тот год, когда у ребенка его
шестой день рождения. Предварительное
начальное образование может быть получено
в школе или детском саду, семейном детском
саду или в другом подходящем месте. Это
решает муниципалитет.
Обязательное образование ребёнок начинает
в тот год, когда ему исполняется семь
лет и продолжается до 16—17. Государство
гарантирует бесплатное основное образование.
Сюда входят обучение, учебники, тетради,
основные канцелярские принадлежности,
питание в школе тоже бесплатное.
В 3 классе начинается изучение английского
языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный
иностранный язык (французский, немецкий
или русский). В 7 классе начинается изучение
обязательного шведского.
Вторая ступень
Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio
После получения основного образования
перед учащимися встаёт выбор:
• получать профессиональное образование,
после которого начать работать по специальности.
Обучение происходит в профессионально-технических
школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности
профессиональном училище (фин. ammattiopisto),
также можно выбрать обучение на производстве
по договору (фин. oppisopimuskoulutus).
• продолжить обучение в лицее, где идет
серьезная подготовка к поступлению в
высшую школу. Учащиеся, которые идут в
лицей, должны показать достаточно высокую
степень подготовленности (средний балл
полученных оценок в основной школе и
будет этим определением). В Финляндии
выпускники лицея и являются абитуриентами
— подают документы в высшую школу, будучи
еще лицеистами.
Интересно, что, как и в России, в Финляндии
практикуется «скрытая платность» некоторых
видов среднего образования. Так, если
в общей школе учебники предоставляются
бесплатно, то в гимназии их нужно покупать
— это около 500 евро в год, причем выложить
всю сумму необходимо сразу. Что же касается
частных школ, то на обучение там придется
потратить 30 — 40 тысяч евро в год.
Какая система больше других подходит
в качестве ориентира для российского
среднего образования? Об этом для
«СП» кратко высказалась Ирина Абанкина,
директор Института развития образования
Высшей школы экономики (ВШЭ):
- Это очень непростой вопрос. Вкратце
— пожалуй, никакая система нам не подходит
полностью. С одной стороны, исторические
корни нашей системы образования уходят
в Германию, это общеизвестно. При этом
в самой Германии сейчас идет активная
реформа средней школы. В Великобритании
их традиционную модель сейчас тоже меняют
— этим занимается Майкл Барбер. При том,
что это великолепные и престижные системы,
там есть пока множество вопросов.
С другой стороны, по результатам международных
тестов — того же PISA — вперед за последние
годы вырвались страны Юго-Восточной Азии.
Чудеса показал Шанхай, авангард китайского
образования, впечатлил Тайвань; ранее
не менее активно рванулись вперед Южная
Корея и Япония.
Это значит, что восточной моделью образования
тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная
модель, скажем прямо, не так приятна для
наблюдателя, как европейская или американская.
Это полнонаполненные классы — до 40 человек!
Это жесткая дисциплина, напоминающая
золотые годы советской школы. Но это еще
и отсутствовавший в нашей старой школе
фактор — поголовное тьюторство, то есть
репетиторство. Без индивидуальных —
платных — занятий хорошо подготовить
школьника там очень трудно. Как свидетельствует
работающий в Шахнайском университете
профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства
в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах
большинства семей расходы на дополнительные
образовательные услуги — весомая статья.
Что касается России, то, повторюсь, ни
одна из сложившихся в мире систем нам
не подходит без адаптации. Строя новую
школу для страны, нужно будет комбинировать
решения со всех концов мира.
Информация о работе Анализ систем образования различных стран мира