Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ управления молодёжной политикой на муниципальном уровне района Южное Бутово г. Москвы.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- рассмотреть молодёжную политику на муниципальном уровне;
- проанализировать опыт реализации управления молодёжной политикой на муниципальном уровне (на примере муниципального района Южного Бутово г. Москвы)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Молодёжная политика на муниципальном уровне: теоретические основы 6
1.1. Понятие и сущность, объект и предмет муниципальной молодёжной политики 6
1.2. Зарубежный опыт реализации молодёжной политики на примере европейских государств 8
Глава 2. Реализация управления молодежной политикой на муниципальном уровне в районе Южное Бутово г. Москвы 19
2.1. Муниципальные органы реализации молодёжной политики 19
2.2. Проблемы молодёжи в г. Москве на примере района Южное Бутово 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
На федеральном уровне за разработку молодёжной политики отвечает Министерство по делам семьи, престарелых, женщин и молодёжи, в котором есть Отдел по вопросам молодёжи, занимающийся разработкой ежегодной федеральной программы по молодёжной политике (также в разработке плана участвуют федеральные Министерство по образованию и науке и Министерство по экономике и занятости). На земельном уровне соответствующие министерства разрабатывают, ориентируясь на федеральную программу, земельные программы молодёжной политики с учётом потребностей регионов, исполнением молодёжной политики занимаются земельные молодёжные ведомства. На коммунальном уровне происходит непосредственная реализация задач и программ, определённых в федеральной и земельной программах [6, c. 76].
В состоянии мирового кризиса и стагнации в экономике, правительства многих стран, в том числе и Германии, столкнулись с тем, что справиться с существующей проблемой безработицы можно только изменив роль государства на рынке труда. При этом необходимо исходить из основополагающего тезиса, что государство в системе социально-трудовых отношений выполняет не только и не столько посредническую роль между работодателями и наёмными работниками, но само является субъектом социально-трудовых отношений.
В профсоюзах, в рядах социал-демократии распространено убеждение, что без решения проблем безработицы (в ФРГ её уровень очень высок, особенно в Восточных землях) финансирование системы социальной защиты обеспечить весьма сложно. Поэтому любой вклад в сокращение безработицы является одновременно действенным вкладом в стабилизацию системы социального обеспечения. В соответствии с принципами социальной рыночной экономики и в условиях глобализации экономики стратегические задачи государства состоят не только в сохранении старых и создании как можно большего количества новых рабочих мест, но, прежде всего в создании эффективной занятости. Поэтому акцент всё больше делается на активной политике в области занятости, к которой относится профессиональная переподготовка и переобучение. Непрерывное образование - одно из важнейших условий адаптации наёмных работников к стремительной структурной перестройке экономики, основной фактор конкурентоспособности специалистов на рынке труда, что, прежде всего, касается восточногерманских рабочих. Государство идёт по пути стимулирования мелкого предпринимательства, обеспечения равных условий конкуренции [14, с. 74].
Одним из способов решения проблем, связанных с трудоустройством, является то, что сами трудящиеся по своей инициативе создают различные рабочие группы, получившие общее название групп альтернативного производства. Они возникают преимущественно в подверженных кризисным явлениям отраслях производства (на верфях, в машино- и самолётостроении), где значительную долю составляет продукция военного назначения, подведомственная государству. Основной их задачей становится расширение занятости за пределы предприятия, и смягчение на этой основе социально-экономических проблем.
Сотрудничество
В Германии так же проводится регулярный мониторинг проблем молодёжи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей её развития, внося соответствующие коррективы в программы.
Применение комплекса мероприятий по культурно-нравственному воспитанию молодёжи действует через договор между землями и федерацией о защите молодёжи от вредного влияния СМИ, что позволяет проводить успешную пропаганду здорового образа жизни, повышает информированность среди молодежи о проводимых мероприятиях и реализуемых программах во всех сферах жизни [2. C. 94].
Во Франции разработкой молодёжной политики занимается Министерство по делам молодёжи, спорта и общественных организаций при участии Министерства национального образования, Министерства занятости и солидарности, Министерство культуры и коммуникаций. Министерство имеет региональные и департаментские управления, ответственные за реализацию молодёжной политики на местах. Молодёжь рассматривается как единый возрастной массив от 15 до 26 лет без разграничений на социальные подгруппы.
Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодёжных инициатив - программа "Проект М" (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).
Уровень безработицы среди молодёжи составляет 22,7%, что в 2 раза превышает аналогичный показатель по иным возрастным группам. В 1997 г. была введена программа "Новые услуги, новые рабочие места", имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях. Частным компаниям-работодателям государство компенсировало до 80% МРОТ на каждое новое место для молодёжи. С другой стороны, меры государства по борьбе с безработицей должны быть заранее продуманы. Негативным примером может служить принятый в марте 2006 г. французским парламентом закон о борьбе с молодёжной безработицей "О равенстве шансов", который должен был реформировать трудовое законодательство, предусматривая введение нового вида трудового контракта - "договора первого найма", но вызвал массовые акции протеста [14, c. 87].
Закон "О равенстве шансов" обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности. По условиям "договора первого найма", сотрудника в возрасте до 26 лет могли уволить без предварительного уведомления, объяснения причин и права обжалования в суде в течение двухгодичного испытательного срока; молодой человек после увольнения оставался без соответствующего материального пособия, предусмотренного другими видами контрактов. Новый закон должен был подтолкнуть молодёжь к поискам работы и стимулировать желание работодателей нанимать молодых людей, не опасаясь излишних формальностей в случае их увольнения. Но работодателям выгоднее было бы периодически набирать новых выпускников ВУЗов, увольняя не успевших отработать 2 года молодых специалистов.
10 апреля 2006 года президент Жак Ширак принял решение об отмене "договора первого найма". Новый законопроект предусматривал оказание государственной поддержки работодателям, которые заключают бессрочный трудовой контракт с молодыми людьми, имеющими низкую квалификацию, либо проживающими в пригородных зонах, либо являющимися выпускниками средних школ, не поступившими в ВУЗ.
Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трёх уровнях реализации молодёжной политики является необходимым шагом для уменьшения процента безработных молодых людей. За НПО признаётся важная роль, так как они работают в тесном контакте с молодёжью, содействуя социальному сплочению. Во Франции общественные организации, добровольно зарегистрировавшиеся при Министерстве по делам молодёжи и спорта, рассматриваются как потенциальные партнёры и имеют право обращаться за материальной помощью для реализации конкретных проектов. Национальный совет молодёжи, возглавляемый министром по делам молодёжи и спорта и объединяющий представителей политических, гражданских, профсоюзных молодёжных структур, имеет полномочия инициативы по актуальным молодёжным вопросам. Советы молодёжи действуют как на уровне департаментов, так и во многих муниципалитетах.
Во Франции реализуется ряд министерских проектов в сфере культуры:
Использование для трудоустройства мировой сети Интернет распространено повсеместно и является очень удобным - 36% молодёжи Германии и Франции нашли занятие на постоянной или временной основе через глобальную сеть (по данным исследования, проведенного в 2008 году независимой газетой "Berliner Morgenpost").
В Великобритании, Швеции - государство формулирует общее направление, цели и приоритеты молодёжной политики, но в её реализации главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодёжная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Тем не менее, деятельность по реализации молодёжной политики в Великобритании координируется Управлением по работе с молодёжью Министерства образования и министерским Комитетом по делам детей и молодёжи, а в Швеции - Министерством культуры. Если в британских парламентских структурах комиссии по молодёжной проблематике отсутствуют, то в Швеции действует Государственный молодёжный совет и молодёжные советы на муниципальном уровне.
Центральное правительство определяет общую сумму затрат и её распределение между местными органами власти, которые принимают решение о приоритетных расходах с учётом локальных особенностей (в Швеции также - распределение грантов для местных НПО). НПО имеют существенное значение, в Швеции они охватывают около 3/4 молодёжи. Если в Великобритании молодёжная политика зависит от состояния политико-экономической конъюнктуры в целом, то в Швеции она стабильна [15, c.119].
Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учёбу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодёжной политики в обеих странах. Успешные образованные люди, получившие подготовку по востребованной специальности, являются залогом социальной стабильности.
Наиболее актуальна эта проблема для Великобритании, где, несмотря на рост уровня жизни, навыков и образованности молодых людей, весьма значительны и социально-экономические проблемы в молодёжной среде: 21% детей растут в семьях, где никто не работает, до 10% молодых людей в возрасте 16-18 лет не работают и не учатся. Высок уровень безработицы среди молодёжи 16-24 лет (12% в среднем по стране, причём он в 2-3 раза выше среди представителей этнических меньшинств). Предпринимаются меры, призванные усилить мотивацию к получению и повышению образования - система кредитов для получения профессиональной подготовки, финансовая поддержка молодежи 16-19 лет, которая учится на дневных отделениях и живет с родителями. В целом система финансовых мер по вовлечению молодежи в образовательный процесс пока недостаточно совершенна.
В Швеции обучение, как в средней, так и в высшей школе бесплатное, но стипендия для оплаты проживания и учебных пособий предоставляется в виде подлежащего возврату кредита (4% отчисления от заработка после завершения учебы и устройства на работу).
Минимизация молодежной безработицы является другим направлением. В Великобритании борьба с безработицей осуществляется в рамках программы "Новый курс для молодых людей" - консультации и рекомендации по выбору рода деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. Относительному улучшению положения на рынке труда способствовала и целенаправленная государственная политика.
Таким образом, государственная молодежная политика рассматривается как неотъемлемая часть социальной политики государства. Государственная молодежная политика трактуется как политика приоритетов, среди которых преобладают тенденции, направленные на вовлечение молодежи в социальную практику, развитие творческой, созидательной активности молодежи, ее интеграция в жизнь российского общества.
В начала данной главы я хочу рассказать немного о местном самоуправлении в целом: структура, полномочия, бюджет. Затем углубиться именно в органы управления молодежной политикой местного самоуправления района Южное Бутово.
Статья 32. Органы местного самоуправления.
1. структуру
органов местного
2. Наличие
в структуре органов местного
самоуправления
3. Порядок формирования, полномочия, срок
полномочий, подотчетность, подконтрольность
органов местного самоуправления, а также
иные вопросы организации и деятельности
указанных органов определяются уставом
муниципального образования в соответствии
с настоящим Федеральным законом, законами
субъектов Российской Федерации.
Наименования представительного органа
муниципального образования, главы муниципального
образования, местной администрации (исполнительно-
4. Органы местного самоуправления не входят
в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти
и их должностных лиц в формировании органов
местного самоуправления, назначении
на должность и освобождении от должности
должностных лиц местного самоуправления
допускается только в случаях и порядке,
установленных настоящим Федеральным
законом.
5. Финансирование расходов на содержание
органов местного самоуправления осуществляется
исключительно за счет собственных доходов
бюджетов соответствующих муниципальных
образований. [4, c.8]