Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 18:21, статья
Анархизм (от греч. anarhia — безвластие) - общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающее своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения.
Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Поэтому лозунг «Анархия – мать порядка» означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами.
Анархия
«Анархия – мать порядка». Никто не знает, как понимать этот старинный лозунг русских анархистов. Поэтому воспринимается он людьми чаще всего иронично, ассоциируется с беспорядками и насилием. Как его следует понимать?
Анархизм (от греч. anarhia — безвластие) - общественно-политическое и социально-экономическое учение, отрицающее необходимость государственной власти и политической организации общества, провозглашающее своей целью освобождение человека от всех видов политического, экономического и духовного принуждения.
Основная идея анархизма состоит в отрицании всякой государственной власти и
проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Поэтому лозунг «Анархия – мать порядка» означает, что анархия должна стать матерью будущего общественного порядка. Порядок будет основываться не на принудительном подчинении всех и каждого единой насильственной власти, а на добровольных взаимовыгодных соглашениях между отдельными лицами и группами.
Анархисты выступали за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате «самопроизвольного» стихийного бунта масс и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей. Отвергая любой авторитет и государственный строй, в качестве руководящего начала анархисты признают только волю отдельной личности (анархисты-индивидуалисты) или власть общины (анархисты-синдикалисты). Анархизм имеет точки соприкосновения с либерализмом.
Либерализм (от лат. слова liberalis – свобода) – философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека, выступающее за минимизацию вмешательства государства в жизнь граждан.
Анархизм сложился в 1840-1870-х годах в Западной Европе; его идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин. В России в ХIХ веке идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества, в деятельности различных анархистских групп в годы Первой русской революции (1905-1907гг.) и Гражданской войны.1
Идейная традиция отрицания политической власти восходит к античности. Элементы анархизма обнаруживаются уже у стоиков и киников, а позднее в учениях средневековой секты катаров и некоторых течений анабаптистов в период Реформации.
Однако для всех этих учений отрицание политической власти — лишь один из аспектов достижения человечеством духовного совершенства и часть пути к личному спасению.
Впервые основные положения анархизма были выдвинуты вскоре после Английской революции ХVII века Джерардом Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Уинстэнли был одновременно и родоначальником движения анархизма. Утверждая, что только в результате собственной деятельности людей может быть положен конец несправедливому миропорядку, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, получивших прозвище диггеров; они создали коммунистическую общину на захваченных ими пустошах в Южной Англии. Движение вскоре потерпело неудачу в результате противодействия соседних землевладельцев, однако идеи Уинстэнли были усвоены некоторыми течениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793; русский перевод 1958), заложившей основы современной традиции анархизма.2
Годвин не только выдвинул классический аргумент анархизма, состоящий в том, что власть противоречит человеческой природе, а общественное зло существует, поскольку люди лишены возможности свободно действовать в соответствии с разумом, но он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Эти общины обходятся без
______________
1 Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru.
2 Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева, Москва, 2009г., стр. 6.
демократических политических процедур, поскольку даже правление большинства считается формой тирании, а делегирование полномочий при представительном правлении приводит к отчуждению индивида. Он также отрицал собственность как источник власти. Годвин сформулировал концепцию «общества без государства», основанную на тезисе о доброй природе человека, на которую дурно влияют государственные институты. Будучи приверженцем идей Просвещения, Годвин верил в возможность преобразования общества за счет убеждения, пропаганды.
Немецкий мыслитель М. Штирнер, напротив, уже не считал возможным надеяться на добрую волю правительств и буржуазии.1
Основываясь на субъективной трактовке учения Гегеля, в своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.2
Долгое время термин «анархия» использовался как бранный для обозначения общественного хаоса. Первым термин «анархия» в положительном значении употребил французский публицист и социолог П. Ж. Прудон в работе «Что такое собственность?» (1840; русский перевод 1907). Окончательно анархическая концепция Прудона сложилась в результате анализа опыта Французской революции 1848 года и была развита им в работе «Федеративный принцип» (1863). Несмотря на то, что сам Прудон отказывался считать себя основателем анархистского учения, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин видели в нем своего предшественника. Основными элементами доктрины Прудона были мютюэлизм, федерализм и тактика прямого действия. Мютюэлизм означал организацию
______________
1 Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева, Москва, 2009г., стр. 6.
2 Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru.
общества на принципах равенства и взаимности. Считая, что «собственность есть кража», Прудон отвергал использование собственности для эксплуатации чужого труда, но рассматривал «владение» — право рабочего или групп рабочих распоряжаться землей и орудиями труда, необходимыми в процессе производства, — как главное основание свободы.
В идеале ему рисовалось общество, состоящее из независимых крестьян и ремесленников, где фабрики и заводы находятся в собственности рабочих ассоциаций, а
весь общественный механизм объединяется системой взаимного кредита на основе народных банков. Централизованное государство Прудон предлагал заменить федерацией автономных местных общин и промышленных ассоциаций, связанных
договорными отношениями; суд заменялся арбитражем; бюрократия — рабочим
контролем, а академическое образование — общим образованием. Последователи Прудона не пользовались термином анархизм и предпочитали именовать себя мютюэлистами по названию тайной рабочей организации, действовавшей в Лионе в 1830-х годах, к которой принадлежал Прудон.1 Прудон отвергал прямое народное управление и говорит на этот счет: «Раз остается в силе тот же принцип, т.е. правительство, то и результаты получаются те же».2
Дальнейшее развитие теории анархизма связано с работами главного противника Маркса внутри Интернационала, М.А. Бакунина, испытавшего влияние Прудона и развившего идеологию анархо-коллективизма. Бакунин разделял федерализм Прудона и убеждение в необходимости непосредственных действий рабочего класса, однако он полагал, что система отношений собственности, предлагаемая Прудоном, нереалистична. Средства производства, согласно Бакунину, должны находиться в общественной собственности, причем каждый рабочий должен получать плату только за реально проделанную работу. Второе отличие Бакунина от Прудона состояло в отношении к революционным методам. Прудон был убежден, что организации мютюэлистов возможно создавать внутри существующего общественного строя, что постепенно приведет к его трансформации без насильственной революции. Бакунин, утверждая, что
______________
1 Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru.
2 Стеклов Ю. М. Прудон, отец анархии, Петроград, 1919г., стр. 19.
«страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть», отрицал возможность мирного пути развития общества, полагая, что насильственная революция, разрушающая все существующие институты, есть необходимая прелюдия к строительству свободного общества.1 Бакунин резко характеризовал государство как «самое вопиющее, самое циничное и самое полное отрицание человечности», объединяющее лишь узкую группу людей «с целью уничтожения, завоевания и порабощения всех остальных».
По мнению Бакунина, в силу того, что никакое государство не может существовать, не совершая преступлений, государство должно быть ликвидировано как институт с предоставлением абсолютной свободы всем его членам объединяться, согласно действительным потребностям и естественным стремлениям всех частей, через свободную федерацию индивидов и ассоциаций, коммун, округов, провинций и наций в единое человечество.2
Преемником Бакунина в роли ведущего идеолога анархизма стал П.А. Кропоткин,
который сосредоточился на теоретической разработке идеала будущего анархического общества, обобщенного им в книгах «Хлеб и воля» (1892) и «Поля, фабрики и мастерские» (1899). Кропоткин пошел дальше коллективизма Бакунина и разработал идеологию анархо-коммунизма. Новый общественный строй мыслился им как вольный союз самоуправляющихся общин, где господствует обязательный для всех труд и полное обобществление не только средств производства, но и предметов потребления. Предусматривалась ликвидация «аристократии умственного труда» как одной из форм неравенства и упразднение «университетов и академий..., если ими не пользуется каждый без исключения член общества».
Стремясь обосновать возможность анархического общества, Кропоткин приступил к разработке этики анархизма, основанной на достижениях «позитивной науки» («Современная наука и анархизм», 1901). Он утверждал, что конкурентной борьбе за существование и в природе, и в обществе противостоит принцип «взаимной помощи», главный фактор человеческой эволюции и этического прогресса («Взаимная помощь как
______________
1 Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru.
2 Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм, Москва, 1867г., стр. 53.
фактор эволюции», 1890). Уничтожение государства, сковывающего действие этого фактора, будет означать переход к естественному анархическому состоянию. Принципы морали Кропоткин выводил из биологических оснований, полагая, что понятие зла имеет источником естественный отбор, а представление о добре — взаимную помощь внутри видов («Этика», 1922).1
К идеологам анархизма часто относят и Л. Н. Толстого, который отрицал государство, считая его преступлением перед Богом. «Лжеучение государства, - заявлял писатель, - состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного народа, одного государства, и отделенным от остальных людей других народов и других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, которое одно и то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в те человеческие учреждения, которые разъединяют то, что соединено Богом».2
Противники анархизма, наоборот, доказывали, что «права личности» вообще могут возникать только в государстве и гарантироваться государством, т.к. в противном случае возникает «война всех против всех», где никакие права не соблюдаются, а прав всегда сильнейший. Согласно Гегелю, свобода – фундаментальное начало духа. Однако свобода возможна только в рамках государства. Именно в государстве человек обретает свое достоинство как независимая личность.3
Однако у анархии имеется и другое значение. Согласно анархистской философии, анархия – это наивысшая степень развития человеческого общества. Если исходить из того, что власть – это принуждение совершать что-либо, то по-настоящему развитому обществу она не нужна. В таком случае, анархия является не синонимом слова «хаос», как принято в обществе, а синонимом слова «стабильность».
______________
1 Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru.
2 Толстой Л. Н. Суеверие государства, 1910г., стр. 7.
3 Большая актуальная политическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева, Москва, 2009г., стр. 6.
А смотря с другой точки зрения, если будут отсутствовать государственные институты, то не будет существовать, соответственно, и закона. В таком случае, люди будут вольны делать то, что им заблагорассудится, не неся никакой ответственности за свои действия и поступки. Потому как некому будет урегулировать отношения людей, то следствие межличностных конфликтов может привести даже к убийству; возрастет в разы неконтролируемое количество преступности. И наступит тогда настоящий, как говорится, вселенский хаос.
Исходя из этого, можно полагать, что на данном этапе нашего культурного развития анархия невозможна. Для нашего общества она останется утопией.
Список литературы:
1. Большая
актуальная политическая
О. Матвейчева, Москва, 2009г.
2. Толстой Л. Н. Суеверие государства, 1910 г.
3. Электронный источник: Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, http: //www.megabook.ru
4. Стеклов М. Ю. Прудон, отец анархии, Петроград, 1919г.
5. Бакунин М. А. Федерализм, социализм и антитеологизм, 1867г.