Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 10:25, контрольная работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства. Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие монополии и антимонопольной политики;
- ознакомиться с антимонопольным законодательством и антимонопольной политикой в России;
- рассмотреть конкуренцию и её государственное регулирование.
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Антимонопольная политика государства………………………...4
Заключение…………………………………………………………………13
Список литературы………………………………………………………...14
Приложение………………………………………………………………...15
Другой важнейший элемент
в системе антимонопольного регулирования
— определение видов
- изъятие товаров из обращения для создания дефицита и повышения цен;
- навязывание контрагенту неприемлемых для него условий договора;
- нарушение установленного порядка ценообразования;
- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- установление монопольно высоких (низких) цен;
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства соответствующего товара и др.
Непременный элемент любой системы антимонопольного регулирования — совокупность антимонопольных органов, их задачи, функции и полномочия. В России главный антимонопольный орган – это Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Система антимонопольного
регулирования включает также и
меры ответственности за нарушения
антимонопольного законодательства. И
России это в основном меры административно-
В экономике современных государств всегда существуют такие сферы, в которых сохранение и поддержание рыночной конкуренции не целесообразны по причине ее экономической неэффективности или по иным причинам, среди которых — обеспечение системы национальной безопасности страны. Антимонопольная политика, следовательно, не означает ликвидации монополизма вообще. Она должна опираться на основательную инвентаризацию рынков, на их разграничение на конкурентные рынки и в принципе неконкурентные, т. е. такие, где сохранение монополии экономически оправданно. Сферы экономики, исключенные из рыночной конкуренции, — это так называемые естественные и государственные монополии.
Естественная монополия — такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства.
Наряду с естественными монополиями из сферы рыночной конкуренции могут быть исключены и иные сферы деятельности, называемые государственными монополиями. Сохранение конкуренции в этих отраслях нецелесообразно не только в силу ее экономической неэффективности, но и по причине особой роли этих отраслей в формировании общих условий экономического и социального развития страны, обеспечения национальной безопасности, а также особой социальной значимости производимых товаров и услуг. В качестве субъектов государственной монополии в России выступают, как правило, государственные унитарные предприятия, имеющие лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Такими государственными монополиями могут выступать: денежно-эмиссионная деятельность, осуществляемая Центральным банком страны, некоторые виды внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт отдельных товаров), часто производство, и сбыт алкогольной продукции и др. Режим государственной монополии имеет исключительный характер.
Таким образом, антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование.
Суть и смысл любой
антимонопольной политики состоит
в том, чтобы использовать выгоды
крупномасштабной экономики и нейтрализовать
ее возможные негативные последствия,
связанные с ослаблением
Заключение.
Таким образом, рыночные отношения в РФ, как известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется.
В данной работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; что собой представляет антимонопольная политика и как её регулировать. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики различных стран. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Список литературы.
Приложение 1.
Эволюция отечественного монополизма
Конец XIX в. 1917 г. Бурное развитие отраслей тяжелой промышленности. Поддержка крупных предприятия со стороны государства. Процессы концентрации производства и капитала. Преобладание монополий в промышленности. Создание крупных синдикатов. |
1917-1929 гг. НЭП. Активизация мелкой промышленности, производственных кооператив Создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализация крупного капитала. |
1929-1956 гг. Тотальное властное доминирование административной системы. Высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра. Централизованный государственный монополизм. |
1957-1965 гг. Децентрализация
властно-хозяйственных |
1965-1987 гг. Дезинтеграция функций экономического центра путем воссоздания отраслевых министерств, определяющих и проводящих техническую политику всех предприятий отрасли. Формирование ведомственно-корпоративных монополий |
1987-1997 гг. Перестройка экономических отношений, диверсификация форм собственности. Создание рыночных структур, демонополизация и развитие конкурентной среды. |
С 1996 г. Волна горизонтальных слияний, создание вертикально-интегрированных систем. Перераспределение капитала и собственности. Рост темпов концентрации |