Авторитарный режим политической власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов Можно сказать, что каждое государство в той или иной мере имеет свой особенный политический режим, который отличается от режимов других государств.
Политические режимы, а также их классификация представляет большой интерес и имеют большой значение для теории государства и права. Вопрос классификации политических режимов имеет большое значение при характеристике государства и определения его формы.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и типология политических режимов 5
Сущность, признаки и формы авторитаризма 8
Авторитаризм в истории России (общее и особенное) 19
Заключение 22
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 52.07 Кб (Скачать файл)

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления  Ивана III до 1917 года, была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то переходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредоточивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на насилие.

Особой разновидностью диктаторского  политического режима является диктатура  пролетариата, установленная после  Октябрьской революции 1917 года. Диктатура  пролетариата по определению В. И. Ленина означала, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские рабочие, в состоянии  руководить всей массой трудящихся и  эксплуатируемых в борьбе за удержание  и укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного  строя, во всей борьбе за полное уничтожение  классов». На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. В  составе правительства за весь советский  период рабочих было мало, а в  Коммунистической партии их было значительно  меньше половины. Государство, возглавленное  профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках  всю полноту законодательной, исполнительной и судебной влаги, монополизировало национальную собственность. Постепенно сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности. Вместе с тем политический режим в СССР, для которого больше подходит название «диктатура номенклатуры», стремился реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их. При наличии ресурсов, которые формировались в основном за счет продажи нефти, газа, вооружений, это удавалось делать, однако по мере их сокращения возможности режима также ограничивались. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии привела к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного самоуправления. В 1993 году была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма функционирования власти в стране.

Однако по характеру государственная  власть мало изменилась, по существу она  осталась авторитарной. Это - естественное следствие незрелости гражданского общества в России. Авторитарные начала обнаруживаются сегодня в значительной концентрации власти в руках главы  государства - президента. Авторитарный режим способен обеспечивать концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития общества, эффективно реагировать  на возникающие проблемы. Данная тенденция  особенно характерна для стран, переходящих  к рынку. Однако авторитарный режим  в России имеет и существенные недостатки. Прежде всего, концентрация власти в руках президента в таких  объемах, которые превышают полномочия президентов Франции и США вместе взятых, делают общество весьма зависимым от его субъективной воли.

Слабая степень разделения политических ролей и функций  говорит о неразвитости политического  механизма в целом. Чем выше степень  дифференциации и специализации  функций политических институтов, тем  выше их способность реагировать  на возникающие в обществе новые  интересы и потребности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной  России, обладает высокой степенью инерционности, субъективизма.

Это обстоятельство обусловливает  и недостаточно высокую эффективность  режима. Прежде всего, имеется в виду его неспособность надежно гарантировать  все конституционные права и  свободы граждан, реагировать на возникающие у них потребности. Недостаточная, а в некоторых  случаях и просто низкая эффективность  режима постоянно ставит перед ним  вопрос о его легитимности, необходимости  ее поддержания.

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют  возможности постоянно действенного контроля за их деятельностью, как со стороны общества, так и со стороны  законодателей. Это создает возможности  для бесконтрольного расходования федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система, способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила  своего формирования. Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

Эволюция политического  режима в направлении его демократизации связана с более рациональным разделением функций и полномочий между различными ветвями власти, что позволит защитить общество от субъективизма политических лидеров, элит.

 

Заключение

 

Таким образом, политический режим – это совокупность методов, средств, способов, а так же механизмов осуществления политической власти, определенное устоявшееся (временно итоговое) политическое состояние общества, характеризующееся  существованием определенных политических процессов, набором политических институтов, сложившимися отношениями власти и  общества, господствующей идеологией, социальными взаимоотношениями, экономическими составляющими, определенным видом  политической культуры.

В большинстве пособий  по конституционному праву обычно выделяют три вида государственных или  политических режимов - демократические, авторитарные и тоталитарные. В других специально выделяется дополнительно  и либеральный режим, что представляется более правильным и последовательным. Если ограничиться лишь самым общим  подразделением указанных режимов, то их, как уже говорилось, можно  подразделять просто на демократические  и недемократические. Но раз уж вторые разграничиваются на авторитарные и  тоталитарные, выражающие различную  степень их недемократичности, то, оставаясь  последовательными, необходимо и демократический  тип государственной власти подразделить по степени демократичности и  на собственно демократический и  либеральный, или либерально-демократический. Каждый из режимов обладает своими специфическими чертами.

 

Список литературы

  1. Авторитаризм и власть // Социально-политический журнал. 1997. №3.
  2. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М., 1996.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.
  4. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
  5. Курс политологии: учебник / авт. кол. – М.: ИНФРА, 2003.
  6. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000.
  7. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.
  8. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.
  9. Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А. Василика. – М., 1999.
  10. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.
  11. Политология: учебник / авт. кол. – М.: Дело, 2002.
  12. Политология: учеб. пособие / под ред. В.И. Власова. – Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.
  13. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.
  14. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. Учебно-методическое пособие. - М., 1999.
  15. Фридрих К., Бжезинский З. Тоталитарная диктатура и автократия // Тоталитаризм: что это такое? Т.2 / Ред. кол. Л.Н. Верчёнов и др. - М., 1992.

Информация о работе Авторитарный режим политической власти