Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:08, шпаргалка
В данной работе раскрываются базовые модели и основные принципы зарубежных моделей европейской социальной политики
Базовые модели европейской социальной политики
В настоящее время внутри ЕС существуют несколько моделей социальной политики. Поэтому трудно говорить об изменениях в социальной политике "Европейского дома", но во всех странах-членах ЕС видны перемены.
Каждая страна с
учетом своей специфики
1. Первая модель, часто
называемая "бисмарковской" (по
имени ее родоначальника, канцлера
Отто Бисмарка), устанавливает жесткую
связь между уровнем
Ответственность за
финансовое равновесие и
Конечно, для семей
со слабыми возможностями
2. Вторая модель, которую комиссия ЕС называет "бевериджской" (Beveridge), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих материальных ресурсов. В тех странах, которые выбрали эту модель, действуют системы страхования по болезни, прикрепление к которым является автоматическим, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы (так называемые "социальные" пенсии в отличие от "профессиональных"). Такие системы социальной защиты финансируются через налоги из государственного бюджета. В данном случае преобладает принцип национальной солидарности, строящийся на концепции распределительной справедливости. Приверженцами этой системы являются Англия и страны скандинавского социализма, в первую очередь Швеция, достигшие весьма различных результатов в решении, например, проблем бедности.
В литературе используются различные обозначения моделей социальной политики.
Проанализируем их
с учетом способности "
Таблица 3
Характеристики различных моделей социальной политики
Католическая |
Консервативная |
Либеральная |
Социал-демократическая | |
Центральная единица |
Семья |
Местный рынок |
Центральное правительство |
Местные органы управления |
Уровень затрат на социальное обеспечение |
Низкий |
Высокий |
Высокий, налогоплательщики требуют понижения |
Высокий |
Занятость |
Низкая, многие женщины не работают |
Высокая, широко представлена неполная "распределенная" занятость |
Высокая |
Высокая, стимулируется государством |
Частный сектор, обеспечивающий предоставление социальных услуг |
+ |
+ |
+ | |
Главный источник финансирования |
Рынок и инфраструктура. Самопомощь. Семейная помощь |
Рынок (страховые выплаты) |
Государство для бедных и неработающих (налоги), страховые выплаты для налогоплательщиков |
Государство и коммуны (муниципалитеты). Налоговое перераспределение |
Упор на обязательное страхование |
+ |
++ |
+ |
+ |
Упор на добровольное страхование или волонтерскую помощь |
+ |
+ |
+ |
Модели социальной политики, занятость и социальное перераспределени
Модели социальной политики |
Занятость |
Уровень бедности |
Перераспределение |
Социал-демократическая |
высокая |
низкий |
высокое |
Консервативная |
низкая |
умеренный |
умеренное |
Либеральная |
высокая |
умеренный |
высокое |
Католическая |
низкая |
высокий |
низкое |
Из таблиц видно, что в
социалистической или социал-
В консервативной модели также высок акцент на занятости, но не на социальном перераспределении. Имеется феномен «работающего бедняка»: множество людей работает, но заработная плата, которую им выплачивают, не позволяет избежать бедности, или же они заняты непостоянно — сезонные работы, неполный рабочий день и т. д.
При либеральной модели
уровень распределения
Однако это лишь одна сторона медали. Системы социальной защиты практически всех стран Западной Европы в 90-е годы столкнулись с финансовыми трудностями, вызванными, главным образом, старением населения и быстрым ростом расходов на страховые гарантии по старости и болезни. Эта тенденция будет углубляться, так как демографическая ситуация последних лет свидетельствует о постоянном росте этих затрат наряду со стабилизацией затрат на семейные пособия в связи с почти неизменным числом их получателей.
Вопрос 2. Основные принципы зарубежных моделей
Социал-демократическая модель
Под этим заголовком
рассматриваются основные
"Финансовая подкладка"
этой модели держится на
Государственные налоги,
как правило, имеют косвенный
характер и связаны с
Хотя первой ввела
обязательное страхование
В 1930-е годы в Швеции
и Норвегии (Финляндия в силу
исторических причин
В этот период оформилось разделение пенсии на "народную" (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и пропорциональную объему страховых выплат. Если "народная" пенсия не превышает установленный государством и одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется.
Тогда же впервые
были введены дотации на
В результате сложилась некая "картина социального мира", где четко обозначились группы, связанные с конкретными проблемами, а не с бедностью, которая "исчезла". Это, например, следующие "слабые группы":
— дети до 6 лет;
— неправильно воспитанные дети (имеющие плохих родителей) и трудные подростки;
— старики;
— инвалиды (люди с дизабилитациями);
— безработные;
— "зависимые" (алкоголики, наркоманы и т. п.).
Итак, активная
1. Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности. Общество не может "выбросить" слабые элементы и должно предоставить возможности слабым "респектировать" свои потребности.
2. Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Только если клиенты не могут нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.
3. Социальная защита должна быть непрерывной, охватывать все сферы жизни человека и давать возможность жить нормальной жизнью.
4. Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной выравнивать социальные условия для всех групп населения. Нормализационный подход помогает преодолеть разрыв как в физических, так и в социальных возможностях "слабых" групп и всего общества. В частности, все должны иметь возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.
Для реализации этих
принципов в социальных
Модель предполагает
достаточно успешное
Консервативная модель
Эта модель имеет несколько названий. Некоторые называют ее "континентальной" европейской в соответствии с ее геополитической доминантой, другие предпочитают определение "институциональной". Центральный принцип, тем не менее, у всех один — упор на рынок и принцип страхования под государственным наблюдением. Из-за приверженности к системе социального страхования, организуемой и финансируемой "социальными партнерами", как называют в ЕС нанимателей и нанимаемых, консервативная модель базируется на принципе достижений, где труд определяет последующее социальное обеспечение. Для хорошо организованных рабочих в процветающих отраслях результат может быть очень высок. Проблемы возникают при рассмотрении тех слоев населения, которые не заняты постоянно или вообще не заняты, и поэтому они не имеют страховок, а степень налогового перераспределения невелика. Они вынуждены рассчитывать на местные благотворительные органы и общественную помощь, обычно не очень большую. Соответственно консервативная модель социальной политики ведет к появлению двойного общества, описанного одним немецким социологом как Первая и Вторая Реальности.
Информация о работе Базовые модели европейской социальной политики