Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:19, реферат
Существует множество различных высказываний ученых и философов, которые пытаются дать ответ на представленный вопрос. Первый раздел приводит несколько противоположных друг другу мнений. Сведения для этого раздела были взяты из учебника для вузов под редакцией проф. С.В. Решетникова «Политология». В книге на основе системного подхода раскрывается содержание таких важнейших разделов политологии как теория политической науки, политические институты, политические процессы, политическая культура и идеология, международные отношения и внешняя политика.
4 Раздел
Чтобы понять кто же все таки главнее, рассмотрим как они взаимодействуют.
Начнем с того, экономика выступает важным фактором, определяющим политическую жизнь. Эта зависимость получила всестороннее обоснование в марксизме. К. Маркс исходил из того, что государство, политические отношения ("надстройка") определяются характером экономических отношений и уровнем развития производительных сил ("базис"). Эта идея была развита В. Лениным . Известно ленинское определение политики как "концентрированного выражения экономики".
Политические интересы людей прежде всего детерминированы их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в уменьшении налогов, другие - нет. Одни хотят сократить социальные расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно различные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Вся экономическая система общества с рыночной экономикой заинтересована в политической стабильности: отечественные предприниматели, иностранные инвесторы, акционерные общества, средний и малый бизнес, банки. Это объяснимо и ясно даже на уровне обыденного сознания. Политические потрясения, кризисы власти, политические перевороты с неизбежностью ведут к непредсказуемым ситуациям в экономической сфере: резким изменениям в курсах иностранных валют, усилению инфляционных процессов, падению объемов производства, кризисам платежей. Все эти явления объединяются понятием "дестабилизирующий фактор".
Обеспечение
стабильности — сложный, многофакторный
процесс. Одним из важнейших его
слагаемых является всемерное развитие
"среднего класса" в экономически
высокоразвитых странах. По мере увеличения
в обществе людей, которым есть что
терять, усиливается поддержка
В западной политологии разработаны теории "политического рынка" (Дж. Кэтлин, Э. Дауэнс). Суть их состоит в перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь. Экономический рынок – это рынок товаров, политический рынок – это рынок власти. Власть можно покупать и продавать, учитывая динамику спроса- предложения. В наиболее общем виде политический рынок можно представить как определенную совокупность взаимодействующих на политическом пространстве страны юридически равноправных политических сил в лице прежде всего партий и общественно- политических союзов и блоков, которые в конкурентной борьбе друг с другом стремятся заполучить у народа мандат на государственную власть. Взамен народу предлагают достойных его доверия кандидатов в представительные органы власти. А также развернутые программы по реализации этой власти. Это и есть тот политический товар, из которого народ в качестве покупателя выбирает себе правителей или «вождей», делегируя им свою власть. При этом здесь действуют те же, что и на обычном рынке, правила рыночной торговли; учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей.
Наконец, экономические интересы "заставляют" бизнес-элиту, к которой относят крупных собственников, владельцев корпораций директоров промышленных компаний, руководителей производства, финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений или, напротив, саботируя неугодные политические решения.
Назовем основные аспекты воздействие экономической системы на политическую.
Во-первых, уже сам приход к власти того или иного политика или партии во многом предопределен программой экономических мероприятий, которые они обязуются реализовать в случае обретения власти. Масштабные, обещающие экономический подъем страны и повышение благосостояния народа программы склоняют избирателей голосовать за тех, кто их выдвигает.
Во-вторых, политическую власть важно завоевать, но не менее важно ее удержать и реализовать при этом те цели, которые ставились утвердившейся у власти политической силой. Здесь также роль экономической системы трудно переоценить. Речь идет о легитимации политической власти, признании ее народом, поддержке населением страны. В этом отношении многое зависит от проводимой политической властью экономической политики, политического курса. Народ, несомненно, будет поддерживать политическую власть, обеспечившую экономическую стабильность, рост благосостояния, оптимальную среду для предпринимательской деятельности, социальную защищенность граждан. В случае же, если государство оказывается бессильным выполнить то, что от него ждет народ, политическая власть рискует утратить легитимность.
В-третьих, важная роль экономической системы в развитии политических процессов проявляется в том, что все крупномасштабные политические решения (проведение реформ, осуществление проектов структурной перестройки хозяйства, реализация мероприятий по ускорению темпов развития хозяйства страны и др.) требуют надежного и обоснованного экономического обеспечения.
Таким образом, зависимость политической системы от экономической носит объективно необходимый характер. В свою очередь, развитие экономической системы не может обойтись без государственного "присутствия", без воздействия политической системы. Как писал Василий Леонтьев- американский экономист,- экономика- это корабль, которому нужен парус, наполняемый ветром свободного предпринимательства, и руль государственного управления.
Политика в лице государства выступает прежде всего как функция управления общественными делами функция обеспечения приоритета общих целей перед частными, интересов системы в целом перед интересами отдельных его частей. Воздействие политической системы на экономическую не сводится только к экономической политике. Оно гораздо шире. В частности, изменения в самой политической системе, в организации политической власти могут оказать на экономику существенное влияние, в том числе и отрицательное. Правительственные кризисы приводят, как правило, к потрясениям на рынке ценных бумаг, парализуют многие экономические процессы.
Воздействие политической системы на экономическую может быть успешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку оно диктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.
Первое обстоятельство отражает необходимость государственного "присутствия" в экономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловой активности не представляет интереса для частного предпринимательства из-за весьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск не получить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этих отраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом. Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальной инфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: система водоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройство городов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательства организация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц для малоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научные исследования не вызывают энтузиазма частных инвесторов вследствие не исключенной возможности не получить прибыль. Перефразируя известное суждение К. Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительства железных дорог, можно с полной уверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий в области космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы не было государственного содействия развитию производственной и социальной инфраструктуры.
За многие годы взаимодействия экономической и политической систем достаточно четко определились границы между той частью хозяйственной сферы, где господствует частное предпринимательство, и той ее частью, развитие которой может осуществляться практически только усилиями и средствами государства. В США, например, уже много десятилетий назад представители бизнеса заявили:
"Мы хотим, чтобы государство ушло из всех сфер деловой активности, где оно конкурирует с частным предпринимательством". Примечательной в этом отношении является следующая ситуация. За годы второй мировой войны в США было построено более 2,5 тыс. государственных предприятий (главным образом военного назначения). Практически сразу же после окончания войны большая их часть была продана частным компаниям со скидкой от 25 до 75% от первоначальной стоимости. Другая часть предприятий передавалась также частным компаниям в аренду за символическую плату (1 дол. в год). В числе этих предприятий были нефтепроводы, переданные компании Рокфеллеров, судостроительные верфи и др. Остальные предприятия (третья группа), которые выпускали чисто военные материалы и не могли сразу после войны выдавать продукцию, приносящую прибыль, были законсервированы . В настоящее время в американской экономике практически нет государственных промышленных предприятий, т.е. тех, которые приносят прибыль.
Прежде чем говорить о втором обстоятельстве, делающем необходимым проведение определенной политики государства в отношении экономической системы общества, уместно вспомнить цитату, которую К. Маркс привел в "Капитале": "Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы". Может быть, в этом суждении и содержится элемент преувеличения, но, как показывает мировой опыт, свободная рыночная экономика рождает все новые и новые формы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом и отдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договоров о высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели); о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукцию низкого качества; производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, и многое другое.
Для предотвращения такого рода явлений исключительную важность обретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов, проведение специальных мероприятий, способствующих развитию честной (добросовестной) конкуренции, и др. В частности, практически во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство, предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения.
Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики в экономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своего развития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладают ограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей. В экономической теории данное явление обозначается понятием "редкость ресурсов" - это "нехватка (ограниченность) земли, капитала, труда и предпринимательской способности для удовлетворения безграничных материальных потребностей людей". Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство в распределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоев общества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политической системы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поиске наиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтов политической системы общества, в частности института исполнительной власти.
Четвертое обстоятельство, делающее необходимым политическое воздействие на экономическую систему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своей основе самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в части обеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может решить многие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.), подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестоко и беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д. Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько лет назад. О масштабах этой общественной цены человечеству до сих пор не дает забыть глубочайший мировой кризис 1929-1933 гг., который, казалось бы, уже так далеко ушел в прошлое. В этой связи неоценимой является заслуга государственной политики, если не в предотвращении, то уж, несомненно, в существенном смягчении кризисных ситуаций в экономике. Именно благодаря государственной экономической политике человечество больше не испытало столь глубокого экономического потрясения, которое оно пережило в 1929-1933 гг.
Таким образом,
четвертое обстоятельство (подчеркнем
еще раз), делающее вмешательство
политических институтов в экономическую
сферу необходимым, связано с
несовершенством рыночного
Вопрос о том, насколько политический фактор (которым, в первую очередь, выступает государство) может присутствовать в экономике, является спорным. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Командование экономикой посредством директив оборачивается ростом теневой экономики, дефицитом товаров, потерей экономической заинтересованности, что в итоге заканчивается кризисом общественной системы. Но столь же опасен и "дикий рынок", не имеет внешнего регулирующего начала. Соответственно существует необходимость поддерживать порядок экономических отношений, сдерживать негативные проявления рынка средствами политики.
Заключение
Проблема
взаимоотношения политики и
Политика- это сфера жизнедеятельности общества, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу обретения, организации и использования власти и управления социальными процессами в государственно- организованном сообществе.
Бизнес — это всегда юридически оформленный вид человеческой деятельности, который может осуществляться только в рамках одной из установленных законом форм хозяйствования.
Экономические интересы бизнеса реализуются разными методами, в том числе и политическими, поэтому компании взаимодействуют со всеми политическими субъектами. В свою очередь как политические интересы людей детерминированы их экономическими интересами.
Воздействие экономической системы на политическую проявляется в следующем:
• Приход к власти того или иного политика или партии во многом предопределен программой экономических мероприятий, которые они обязуются реализовать в случае обретения власти.
• Политическую власть важно завоевать, но не менее важно ее удержать и реализовать при этом те цели, которые ставились утвердившейся у власти политической силой.