Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:14, сочинение
Система государственного управления - молодая, быстро развивающаяся наука. В последние годы в нашей стране быстро растет интерес к достижениям в данной сфере, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных управленцев становится требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда управленческих кадров, что говорит о интересе специалистов к опыту этих стран. Как пример можно привести высказывание Оноре де Бальзака. В прошлом веке он писал: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия». Приступая к написанию эссе можно сказать, что российская школа управления, возможно, и не так хорошо описана, как западная, тем не менее, она имеет свою практику и опыт. Тема бюрократизма в жизни современного общества, безусловно, заслуживает гораздо большего внимания и другого подхода ней. Исключительная важность проблемы бюрократизма для России, где исполнительная власть, государство испокон веков играли определяющую роль в большинстве сфер общества, не вызывает сомнений. Ныне оттого, насколько успешно решают соответствующие задачи органы государственной власти, во многом зависят успех и судьба реформ в России.
Система государственного
управления - молодая, быстро развивающаяся
наука. В последние годы в нашей
стране быстро растет интерес к достижениям
в данной сфере, поскольку подготовка
квалифицированных
В словаре и политике понятие «бюрократия» (буквально «власть конторы, господство аппарата управления»; от фр. bureau - канцелярия, зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий и греч. kratos - власть, господство) - синоним управления, в котором дела решают компетентные служащие. Существуют много типов общества, в которых есть свои особые модели бюрократии которые отличаются: 1) по способам решения государственных задач; 2)по взаимоотношению бюрократии с политическими партиями и политической элитой. Современная наука выделяет два типа бюрократии: 1)традиционную бюрократию как исторически первый тип бюрократии, возникший в Азии, где опорой социального порядка являлась вера в авторитет традиций, обязательных для исполнения всеми членами общества, в том числе для власти; 2)рационально - легальную бюрократию, появившуюся при переходе от традиционного общества к индустриальному. Современная рациональная бюрократия является тем социальным образованием, доминирование которого в отличие от всех старых типов управления опирается не на происхождение и имущественное положение, а на знание и применение законов, понимание функций и задач институтов и органов власти. Сегодня вряд ли кто-нибудь отрицает, что рационально организованная бюрократия является одной из важнейших современной цивилизации. Функции бюрократии необходимы для любой политической системы, потому что ни одно общество не может обойтись без аппарата управления, включающих в себя лиц, постоянно занимающихся ведением государственных дел, без которых воля властвующей элиты осталась бы простым намерением. Имея иерархическую структуру и более или менее высокую квалификацию для выполнения своих функций, бюрократия обладает и бесспорной административной властью. Стараясь стать воплощением всеобщих интересов общества, она вырабатывает на практике свои собственные корпоративные интересы. Имея же возможности реализовать эти интересы при помощи осуществляемого ею повседневного контроля за ведением государственных дел, хорошо организованная и сильная бюрократия может приобрести самостоятельность и встать над обществом, подчинив его себе. В этом смысле государственная бюрократия, унаследовавшая систему властных отношений, представляет одну из главных угроз гражданскому обществу, поскольку существенно ограничивает участие народа в политической жизни. Учитывая это, многие квалифицируют бюрократию как «необходимое зло»: без нее невозможно эффективное управление, однако именно она существенно ограничивает возможности народа влиять на функционирование политической системы, усиливая политическое отчуждение в обществе.
С понятием «бюрократия» тесно связано
понятие «бюрократизм». Они не имеют
общего значения, хотя часто и совпадают.
С точки зрения определения, явления бюрократизм
означает ненормальность и болезнь системы
управления, следовательно государственное
управление может перерасти за свои нормальные
рамки и превращаться в бюрократизм. Государственное
управление превращается в бюрократизм
тогда, когда перестает ориентироваться
на интересы управляемых социальных общностей,
сосредотачивается на удовлетворении
корпоративных интересов. Бюрократизм
в государственном управлении стремится
выдать себя за выражение подлинной государственности,
но, во - первых, это созданная для определенной
группы закрытая государственность, в
во - вторых, он может распространиться
не только в сфере государственной власти,
но и в любой области управления, включая
руководство экономикой и общественными
организациями. Но, государственное управление
и бюрократизм - это не одно и то же. Управление
будет всегда, а бюрократизм должен быть
преодолен нашим обществом.
Итак, бюрократизм изменчив, многолик
и переменчив. Он приспособляем к любым
изменениям. Существует такая тенденция,
что чем дольше существует какой-либо
государственный орган, тем менее прозрачной
становится его деятельность, тем больше
появляются признаки бюрократизма. Поскольку
государственный орган сосредотачивается
не на самом себе, то делает себя ненужным,
а нередко и вредным для государства и
общества в целом. Бюрократизм - как
бы вторая власть, разрушающая единую
систему власти. Это форма управления,
появившаяся на почве исторических
процесса выделения управления в особый
вид , профессионализации аппарата управления
и наделения его необходимыми властными
полномочиями. Это чрезмерная формализация
управления, способствующая оттеснению
народа и его представителей от власти,
обеспечению собственных интересов в
ущерб интересам общества. Таким образом,
изучение бюрократизма и бюрократии как
социально - политических явлений всегда
было связано с многими сложностями,
так как существует множество различных,
противоречащих друг другу определений.
Бюрократизм рассматривался и рассматривается
с различных точек зрения, в которых он
определяется как с хорошоей, так и с плохой
сторон. Также можно сказать о том, что
исторически бюрократия и бюрократизм
появляются вместе с возникновением государства.
Бюрократия как специфическая деятельность
аппарата государственных органов естественно
отличается от бюрократизма, изменением
деятельности этого же аппарата по удовлетворению
своих корыстных интересов. Первое нацелено
на добросовестное обслуживание общества,
второе сделано для себя. Но между этими
состояниями есть отличия. Бюрократия
при определенных условиях может перерасти
в бюрократизм. И наоборот, бюрократизм
под воздействием государственного контроля
может стать рациональной бюрократией
или аппаратным управлением. Специфика
развития России, которая неблагоприятным
образом отразилась на развитии власти
и государства в стране, состоит в том,
что бюрократия, бюрократический слой
на протяжении всей ее истории становился
единственным реально правящим слоем
в стране. С бюрократизацией боролись
представители и выразители идеи государства.
Первая попытка изменения российской
бюрократии была предпринята Петром I.
Она была направлена на создание в России
европейского устоя общественной жизни.
Следует заметить, что западноевропейское
влияние того времени мало компенсировало
восточный бюрократический образец, потому
что носило «полуимперский» характер,
унаследованный от средневекового абсолютизма.
Во второй половине XIX в., в эпоху реформ
Александра II, Россия претерпела первые
попытки изменения в духе, близком к современной
идее рациональной бюрократии. Именно
тогда она получила название «либерально-консервативной
просвещенной бюрократии». В такой форме российская бюрократия
успешно прожила до революции 1917 года,
пережила ее и была унаследована советской
системой, именно на советском этапе своего
развития она получила наиболее мощный
импульс развития, вобрала в себя атрибуты
партийности и тоталитаризма. Все эти
особенности дореволюционной российской
бюрократии сохранились и даже усилились
в советский период, когда на основе национализации
экономики бюрократия приобрела новую
организационную форму - коммунистической
«номенклатуры». Отличительной чертой
советской модели бюрократии было единство
администрации и политики: базовая административная
роль изначально принадлежала политикам,
а подбор кадров осуществлялся не столько
по деловым, сколько по политическим качествам
и на основе принципа личной преданности.
Своеобразие, однако, заключалось в том,
что, завися от строго ранжированной системы
льгот и привилегий, построенная по принципу
«привилегий за службу»,ставшему несущей
конструкцией советского «служилого государства»
и условием его эффективности, советская
бюрократия обладала в то же время огромными
возможностями. В отличие от бюрократий
которые существовали раньше, бюрократии
- это, прежде всего, властвующая бюрократия,
собственник и распорядитель всех общественных
благ. Она не только определяла судьбу
государственной собственности, но и она
имела доступ к ограниченным в условиях
советской России материальным и духовным
благам, используя «монополию как
дефицит» как важнейшее средство управления
и контроля над обществом. Бюрократия,
таким образом, стала своеобразным символом
системы русской власти. На процессы формирования
бюрократии накладывают свой опечаток
и новые информационные технологии, и
тесно связанные с ними вопросы подготовки
управленческих кадров нового мирового
порядка. Так, в 2003 г. Россия подписала
Болонский протокол и уже начался осуществляться
переход к подготовке кадров на основе
Болонского протокола.
После подписания Болонского протокола
закладываются основы для еще большей
зависимости и контролируемости российской
бюрократии со стороны международных
институтов. Но уже и сегодня влияние глобализации
достаточно сильно сказывается на бюрократии,
поэтому необходимо обратить особое внимание
на качества современной бюрократии.
Я считаю что от бюрократии, как и от бюрократических методов, никогда не избавиться, по крайней мере, в будущем. Бюрократия исторически сложилась в нашей стране, и искоренить ее либо очень сложно либо невозможно вообще. Бюрократизм - это свойство любой системы управления. Но его можно поставить под контроль общества, как и преступность, ограничить его возможности, свести к минимуму его проявления. В этом отношении ярким примером является пример Французской революции, которая устранила королевский произвол, обеспечила верховенство закона в области управления и ограничила круг вопросов, решаемых должностными лицами по их собственному усмотрению. Она не отказалась от бюрократического управления, она только поставила его на правовую и конституционную основу. Поэтому французская административная модель XIX века представляла собой попытку максимально ограничить бюрократический произвол при помощи законов. Она служила моделью для свободолюбивых стран, которые стремились обеспечить верховенство законов и законности в системе государственного управления.
Исходя из этого, одна из главных причин живучести бюрократизма в современной России - это неподчинение определенной части управленцев законам, изданными государством, и превращение такой социальной группы в самостоятельную силу. Разве нет примеров, когда именно бюрократические силы, образовав особую социальную группу, обладающие определенной независимостью и преследующие свои корпоративные интересы, чтобы обеспечить свое привилегированное положение в обществе, готовят и продвигают через парламент те законы, которые делают все их действия законными. Более того, они не только стремятся закрепиться в аппарате управления сами, рассматривая его как пожизненную кормушку, но и делают все возможное для передачи доступа к этой кормушке по наследству. Так же я считаю к источнику живучести бюрократизма можно отнести жажду власти. Власть позволяет легче, быстрее и на более высоком уровне удовлетворить материальные потребности.
Это приводит к произволу. В России на практике действуют совсем иные правила и порядки, чем закрепленные в законодательстве. Например:
-провозглашается многопартийность и демократия , в действительности доминирует «Единая Россия»
- депутатам Государственной
-открыто говориться о конкуренции в предпринимательстве, в реальности российский рынок поделен между несколькими монополистами, которые устанавливают завышенные цены и тарифы, яркий пример «Лукойл».
Таким образом бюрократизм - это коварное явление. Он имеет множество причин и хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям. Поэтому для борьбы с ним важно использовать комплекс мер, разработанных на основе тщательного изучения причин его возникновения и сохранения в современных условиях.
Я считаю что нам нужно антибюрократическое
законодательство, правовая защита человека
от всех возможных форм бюрократизма,
разработка и принятие законов о непременной
компенсации за нанесенный материальный
и моральный ущерб. Целесообразно в данном
случае было бы принятие парламентом страны
закона о борьбе с бюрократизмом, предусматривающим
меры уголовной ответственности за проявление
злостного бюрократизма, выразившегося
в бездушном отношении к нуждам и запросам
граждан, нарушении их законных интересов,
равно как и экономических интересов страны.
В качестве дополнительного наказания
должно быть предусмотрено отстранение
от занимаемой должности с запрещением
восстанавливаться в течение определенного
срока времени. Существующая практика
Верховного Суда РФ исходит из того, что
проявление бюрократизма при отягчающих
обстоятельствах следует квалифицировать
как халатность или злоупотребление служебным
положением. В законе о борьбе с бюрократизмом
необходимо более четко урегулировать
и вопросы дисциплинарной ответственности
как разновидности ответственности. К
сожалению, случаи привлечения к ответственности
за бюрократическое отношение к своим
обязанностям единичны. Вместе с тем целесообразно
было бы и создание из числа депутатов
Государственной Думы специальной комиссии
по отслеживанию и искоренению бюрократизма,
члены которой занимались бы вопросами
преодоления бюрократических препон в
различных сферах жизнедеятельности общества.
Стоит отметить, что, Правительство
РФ пытаются както справляться с масштабами
этой болезни государства, и начинают
принимать меры в направлении борьбы с
коррупцией и бюрократией. Это и создание
при правительстве антикоррупционного
комитета, и широко оговариваемая в печати
борьба с «оборотнями в погонах», и тенденция
по передаче функций от госвласти в частные
организации (например, передача полномочий
ГИБДД по техосмотру, в руки частных компаний).
Так же всем известен громкий скандал
в Министерстве обороны, где были украдены
миллиарды рублей( спасибо антикоррупционному
комитету). Подводя итоги сказать, что
в России бюрократия представляет собой
симбиоз специфических российских черт,
обусловленных историческими обстоятельствами,
унаследованных от западной бюрократии,
и свойств, связанными с процессами глобализации.
На современном этапе развития российская
бюрократия не совсем состоятельна. Это
выражается в ряде проблем, связанных
с эффективным функционированием системы
государственного управления. К ним относятся:
низкая эффективность государственного
управления, непрофессионализм чиновников,
коррупция и отсутствие борьбы с ней, разрастание
аппарата управления и многое другое.
И если не предпринимать никаких мер для
их нейтрализации, то неизбежен крах всей
нашей системы государственного управления.
В работе я рассмотрел основные пути
преодоления бюрократизма в России. В
связи с этим установил, что преодоление
бюрократизма является одним из важнейших
направлений развития и эффективного
функционирования государственного управления.
Были изучены взгляды различных исследователей
на эту проблему, изучены их предложения
по борьбе с бюрократизмом. Для преодоления
бюрократизма в целом, необходимо не только
изучать это понятие, его исторические
корни, проводить критику бюрократического
аппарата чиновников, а нужна целенаправленная,
последовательная политика всего государства.