Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:17, реферат
На протяжении столетий в России господствовала авторитарно-политическая культура, составной частью которой является бюрократическое управление. Смена социально-политического устройства не приводит к немедленному изменению ментальности и внутреннего настроя людей. Поэтому в ежедневных проявлениях бюрократизма постоянно угадываются тени прошлого, которые оставили глубокий след в индивидуальном и коллективном сознании общества.
Для того чтобы иметь более четкое представление что такое бюрократизм, необходимо дать его полное определение.
«Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства»
На протяжении столетий в
России господствовала авторитарно-политическая
культура, составной частью которой
является бюрократическое управление.
Смена социально-политического
Для того чтобы иметь более четкое представление что такое бюрократизм, необходимо дать его полное определение.
Бюрократизм это: концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти, организационно-исполнительных полномочий в руках работников специализированного аппарата различных социальных институтов и организаций в условиях неразвитости или авторитарной деградации демократического контроля.
Когда говорят о бюрократизме, также используют и понятие бюрократии. По сути, это то же самое, но все же, есть некоторые отличительные черты.
Слово «Бюрократия» в буквальном переводе означает господство канцелярии ,власть аппарата управления. Само по себе это слово не несет отрицательного значения. Различные учреждения и конторы, как звенья государственного аппарата, органы управления предприятий и организаций, создаются для управления происходящими в подведомственных структурах процессами, для организации связей между участниками общественной жизни и между ними и обществом в целом. При этом вполне логично, что эти органы наделены определенной властью в рамках своей компетенции. Но, в свою очередь, предполагается, что они стремятся не к собственным выгодам, а действуют в интересах, прежде всего тех, кто уполномочил их управлять, удовлетворяют потребности самих управляемых.
В широком же смысле слова,
и наиболее часто употребляемом
в применении, а также в политической
лексике термин «бюрократия» и все
производные от него употребляются
в ярко выраженном негативном смысле,
как своеобразное «контруправление».
То есть акцент смещается в сторону
извращенных форм управления (раздутость
и запутанность аппарата управления,
многописание, подмена законов подзаконными
актами, волокита, консерватизм, недоступность,
протекционизм и др.). В частности,
в нашей стране слова бюрократия
и коррупция стали почти
В отличие от бюрократического
способа организации
В социально-политическом плане сущность бюрократизма состоит в отрыве аппарата управления от общества, в результате чего он превращается в самостоятельную силу с собственными эгоистическими интересами, которые он всячески продвигает и обеспечивает, используя свое положение распорядителя общественными делами.
Российское чиновничество
(или бюрократия) — один из любимейших
объектов критики со стороны отечественной
публицистики и литературы. Редкий
сатирик обойдет вниманием
Тому есть ряд причин. Основная и, пожалуй, самая характерная для нашей страны — традиционная корпоративная культура российского класса чиновников, в значительной мере опирающаяся на ценности безопасности и служебной тайны. Государственная служба в России, несомненно, обладает определенной спецификой по сравнению с другими странами. Эта специфика заключается прежде всего в том, что отечественный чиновник служит не отдельному человеку, но всей стране в целом. Исторические исследования показывают, что развитие отечественной бюрократии на всем протяжении нашей истории было связано с идеей служения государственной власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не обществу.
Между тем объективных и честных исследований по проблемам реформирования системы государственной службы в РФ не так много.
В современной России государственная служба нацелена на служение государству и обществу, народу. Необходимость реформирования государственной службы обусловлена не только задачами административной и социально-экономических реформ, потребностью совершенствования государственного управления в целом, но и неудовлетворительным современным состоянием государственной службы. Не секрет, что в последние 15–20 лет мы столкнулись с фактами, свидетельствующими об общем снижении профессионального уровня государственных служащих, нестабильности кадрового состава, высокой текучести и старении кадров, незаинтересованности квалифицированных специалистов проходить государственную службу, слабой управляемости государственного аппарата, подверженности его коррупции.
Основная проблема современного российского государства (и чиновничества в частности) заключается, в отсутствии стратегической цели, то есть долговременной перспективы развития. Место общей для всех россиян (и, соответственно, чиновников) цели развития страны заняла идея экономической эффективности, сама по себе полезная и важная, но лишь в системе с другими целями и задачами общественного развития.
К сожалению, тотальная
ориентация последнего
Со своей стороны, сегодня народ оценивает власть прежде всего по ее моральным характеристикам. И оценка эта, к сожалению, весьма низкая. Если суммировать данные различных источников, анализирующих эту проблему, то выявляются конкретные негативные нравственные качества государственных служащих, которые в наибольшей мере возмущают людей. Это прежде всего стремление использовать свою должность в корыстных целях, взяточничество, коррумпированность, забвение государственных интересов во имя личной выгоды. Оторванность госчиновников от народа, безразличие, неуважительное отношение к людям, незнание подлинных нужд населения. Это расхождение между словом и делом, имитация бурной деятельности, пренебрежение к законам.
Знаменательно, что
анализ данной проблемы
Коррупция в России.
Коррупция в России исторически
различалась по тому, происходило
ли получение неправомерных
Коррупция. Это слово все чаще звучит в выступлениях политических деятелей, все больше внимания ему уделяют и средства массовой информации. Все чаще сталкиваются с этим явлением в повседневной и деловой жизни простые граждане, мелкие предприниматели и крупные бизнесмены. В связи с масштабами коррупции, принявшей системный характер, появляются даже высказывания о том, что это чуть ли не национальная особенность, присущая именно России. На самом же деле это совсем не так. Как заметил в своем интервью для печати первый заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности М.И. Гришаков: «Вест мир прошел длинный и непростой путь организации эффективной работы в сфере борьбы с коррупцией. Сегодня понятно, что стран, свободных от нее, не существует, отличаются лишь ее уровень и масштабы».
В начале 1999 года Россия входила в десятку наиболее коррумпированных стран мира и коррупция являлась одной из самых деструктивных сил в российском государстве. В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».
В 2006 году по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается в 240 с лишним млрд долларов США. Согласно оценкам эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долларов США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.
В 2000 году показатель индекса восприятия коррупции, составляемого организацией «Transparency International», равнялся 2,6, в 2009 году - 2,2 (чем выше показатель, тем меньше уровень коррупции).
В 2007 году председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов заявил, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана.
В рейтинге восприятия коррупции в странах мира, ежегодно составляемом организацией «Transparency International», Россия в 2010 году заняла 154-е место из 180 с индексом 2,1 балла (индекс 0 означает максимальный уровень коррупции, 10 -- отсутствие коррупции). В 2009 году «Transparency International» оценивала коррупционный рынок в России в 300 миллиардов долларов.
Следует отметить, что во
многих статьях и дискуссиях при
упоминании названия этого индекса
слово "восприятие" принято опускать,
в результате чего создаётся ложное
впечатление, что индекс отражает реальное
состояние дел в области
К сферам деятельности, которые в наибольшей степени подвержены коррупции в России, относятся:
· таможенные службы: пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров; возврат конфискованных товаров и валюты; занижение таможенных пошлин; занижение таможенной стоимости товаров; необоснованные отсрочки таможенных платежей;
· медицинские организации: закупка оборудования и лекарств по завышенным ценам; выдача несоответствующих действительности медицинских заключений; приоритетное обслуживание одних граждан за счёт других;
· автоинспекции: необоснованное
предоставление лицензий (водительских
прав, справок о прохождении
· судебные органы: предвзятое рассмотрение обстоятельств дела; принятие неправосудных решений; нарушение процессуальных норм; противоположные решения различных судов по одному и тому же делу; использование судов в качестве инструмента рейдерства;
· налоговые органы: невзимание налогов в полном объёме; возвращение НДС; вызванная конкурентами проверка и остановка производства;
· правоохранительные органы:
возбуждение и прекращение
· лицензирование и регистрация
предпринимательской
· выдача разрешений на размещение и проведение банковских операций с бюджетными средствами;
· получение кредитов;
· получение экспортных квот;
· конкурсы на закупку товаров/услуг за счёт бюджетных средств;
· строительство и ремонт за счёт бюджетных средств;
· нотариальное удостоверение сделок;
· контроль за соблюдением условий лицензирования;
· надзор за соблюдением правил охоты и рыболовства;
·освобождение от призыва на военную службу в вооружённые силы; поступление в государственные высшие учебные заведения (в основном юридической и экономической специализаций);
· государственная регистрация, аттестация и аккредитация негосударственных высших учебных заведений;
· поступление в
· прием на службу, позволяющую иметь значительный незаконный доход от должности в государственных и муниципальных учреждениях;
· формирование партийных избирательных списков
Колоссальная по своим масштабам коррупция - это главная российская проблема. К сожалению, эта беда российской экономики со временем только усугубляется. Многие люди говорили о том, что при Медведеве коррупция выросла еще больше, чем при Путине, а при Путине она усилилась больше, чем при первом президенте России Борисе Ельцине. Военный прокурор заявил, что почти 20% военного бюджета страны «расхищается» из-за коррупции, и что при этом часто используются фиктивные счета и откаты. Если такое происходит в армии, то ситуация в других структурах российского государственного аппарата вряд ли чем-то отличается. Медведев и сам говорил о том, что в 2010 году из государственного бюджета было украдено 35 миллиардов долларов.
Информация о работе Бюрократизм и коррупция в аппарате российского государства