Четыре политических мыслителей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 10:29, доклад

Описание работы

Специфика социокультурного развития России отразилось на характере государственной власти и взаимоотношений этой власти с народом, темпах становления гражданского строя. Разрешить многие проблемы современной России можно только опираясь на исторический опыт, исследования выдающихся российских политических мыслителей. Каждый период в Российской истории влиял на дальнейшую жизнь страны, определял последующую жизнь народа на долгие годы. Одним из таких важнейших этапов Российской истории были вторая половина XIX века и начало XX века - время развития революционного движения, время кардинальных перемен в жизни нашей страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
1. Развитие политической мысли в России…………………………………………….4
2. Политические портреты мыслителей XIX- начала XX веков…………………….10
2.1 Бердяев Николай Александрович (1874-1948)…………………………………....10
2.2 Градовский Александр Дмитриевич (1841 - 1889)……………………………….11
2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954)…………………………………………12
2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)……………………………………13
Заключение……………………………………………………………………………...15
Список использованной литературы………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

4 политических мыслителя России - копия.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

В годы Первой мировой войны появилась  серия статей о русском национальном характере, которые он затем собрал в сборнике «Судьба России». Рассуждая об особенностях русского народа, Бердяев выделяет в качестве главной из них антиномичность, т.е. сочетание противоположностей в характере. Так, русский народ, указывает Бердяев, является одновременно и самым анархичным, безгосударственным, и, в то же время, наиболее бюрократизированным и склонным к обожествлению власти. Русские, по его мнению, являясь самым терпимым и нешовинистическим народом, сочетают эти качества с самыми дикими проявлениями национальной ограниченности. Наконец, свойственное русским вольнолюбие, стремление к свободе духа, неприятие мещанской ограниченности, вполне уживаются с тем, что Россия – «страна неслыханного сервилизма».

Бердяев приветствовал Февральскую  революцию как народную и резко выступил против Октябрьского переворота, осуждая большевиков за революционный экстремизм и развязанную ими стихию насилия. Величайший гуманист, Бердяев вообще призывал перейти к неполитическим формам совершенствования человеческого общежития через повышение нравственности.  Какое-то время он относительно мирно уживался с Советской властью, однако в силу своих взглядов и убеждений рано или поздно должен был стать лицом, неугодным режиму. В 1922 году был арестован, выслан из страны на «философском пароходе», в конце лета 1922 года. За границей написал множество книг, снискал мировую славу. Среди эмигрантов слыл «левым». В 1937 году на немецком и английском языках вышла его книга «Истоки и смысл русского коммунизма».

Бердяев прошел сложную эволюцию от марксизма к либерализму и затем к православному реформизму; связывал обновление русского общества с реформой православия и предлагал свести политику до минимума, растворить её в культуре религии.

 

2.2 Градовский  Александр Дмитриевич (1841 - 1889)

 

Выдающийся юрист-государствовед. Образование получил в харьковской второй гимназии и в Харьковском университете. Был редактором «Харьковских Губернских Ведомостей», потом чиновником особых поручений при воронежском губернаторе. В 1866 году Градовский защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию на степень магистра государственного права. В 1867 начал чтение лекций по государственному праву. В 1868 он назначен был исполняющим должность экстраординарного профессора в императорском Александровском лицее. В 1868 году Горадовский защитил свою докторскую диссертацию «История местного управления в России», после чего был избран экстраординарным, а через год - ординарным профессором университета. «Государственное право важнейших европейских держав. Часть историческая» представляет собой анализ тех фактов политической истории Западной Европы, которые привели почти все западноевропейские государства к конституционализму. Много лет Градовский был постоянным сотрудником «Голоса», а также «Русской Речи».

Обширный капитальный труд Градовского «Начало русского государственного права» вышедший в 1875 году, является замечательным, а по времени первым серьезным опытом систематического изложения основ русского государственного права и весьма удачно соединяет исторический и догматический методы в освещении всех главных вопросов нашей государственной жизни. В смысле обстоятельной исторической разработки отдельных сторон русского государственного строя (например, Сената, сословий) некоторые отделы труда и до сих пор не потеряли своего крупного значения.

Как публицист Градовский в первом периоде своей деятельности до 1881 года был представителем либерализма  в наиболее умеренной его форме. Градовский верит в возможность  укрепления и развития начатых в  первой половине 1860-х годов реформ при сохранении незыблемым неограниченного самодержавия и в то же время является сторонником буржуазной национально-либеральной политики. Но когда после 1881 году курс «новой национальной политики» окончательно выяснился, и надежды на самые умеренные реформы совершенно исчезли, Градовский примкнул к оппозиционному лагерю.

 

          2.3 Ильин Иван Александрович (1883-1954)

 

Русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и противник  советской власти в России, идеолог  Русского общевоинского союза (РОВС). Родился в Москве в дворянской аристократической семье.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских  интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.

В 1906 году закончил юридический факультет в Императорском Московском университете и остался работать там же. Читал лекции также на Высших женских курсах в Москве. В 1909 году — приват-доцент кафедры истории права и энциклопедии права. В 1918 году защитил диссертацию на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и стал профессором правоведения. Официальные оппоненты — профессор П.И.Новгородцев и профессор князь Е.Н.Трубецкой.

В годы первой русской  революции Ильин был человеком  достаточно радикальных взглядов. После 1906 года Ильин обращается к научной карьере, а политически мигрирует в сторону правого крыла кадетской партии.  В 1922 году за антикоммунистическую деятельность был выслан вместе с другими 160 философами, историками и экономистами на пароходе из России. В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом, а также ярым противником коммунизма и большевизма. С 1923 по 1934 год работал он профессором в Русском научном институте в Берлине, содержавшимся на средства Министерства иностранных дел Германии. После 1930 г. финансирование РНИ германскими правительством практически прекратилось, и Ильин зарабатывал, выступая на антикоммунистических митингах и публикуясь в кругах т. н. «политического протестантизма» (изд-во «Эккарт»). С 20-х гг. Ильин стал одним из главных идеологов русского Белого движения в эмиграции, а с 1927 по 1930 год был редактором и издателем журнала «Русский колокол».

Иван Ильин написал  более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и  английском языках. Наиболее известны: труды о юриспруденции и праве, в том числе: «О сущности правосознания», «Общее учение о праве и государстве», двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», «О сопротивлении злу силой» и др.

 

2.4 Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)

 

Теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского  и международного социалистического  движения. Входил в число основателей  РСДРП, газеты «Искра».

Родился в семье отставного штабс-капитана. В 1876 вступил в народническую организацию «Земля и воля», участник Казанской демонстрации 1876; после Воронежского съезда — организатор «Чёрного передела». С 1880 года Плеханов находится в эмиграции. В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию - группу «Освобождение труда». На втором съезде РСДРП 1903 года Плеханов сказал: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким ограничением преступно было бы остановиться». После 2-го съезда РСДРП Плеханов разошёлся с Лениным и был долгое время одним из лидеров меньшевистской фракции социально-демократической партии России. В Первую мировую войну был оборонцем, одним из руководителей группы «Единство», стоявшей на позициях социал-шовинизма. Во время первой революции 1905-1907 не мог приехать в Россию. Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Он поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В.И.Ленина, называя их «бредом».

К Октябрьской революции отнёсся  отрицательно, так как считал, что  Россия к социалистической революции  не готова: «русская история ещё  не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Предостерегал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.

Автор множества работ  по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России.

 

 

Заключение

 

Как видим, в Российской истории личность всегда играла важную роль. На политической арене XIX- начала XX веков действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов.

Сейчас в нашей стране к нам возвращаются не только их имена, но и их книги, идеи. Приходит и понимание того, что теоретические  разногласия не преодолеваются силой  запретов. Непрерывный диалог между  учеными-политологами и политиками разных направлений, властью и оппозицией - вот непременный атрибут демократического общества.

Подводя итог, отметим, что  изучение политических и правовых учений прошлого (а каждый прожитый нами день с позиции наступающего дня становиться  прошлым) помогает лучше понять не только прошлое, но и настоящее. Связь прошлого и настоящего настолько велика, что нередко сейчас, в XXI веке, мы продолжаем анализировать тексты сочинений выдающихся мыслителей прошлого, даже ведем с ними полемику как с живыми, нашими современниками.

Об этом говорил и великий русский мыслитель-патриот И.А.Ильин, обращая внимание на то, что мы должны «все изболеть и осмыслить, чтобы выстрадать и приобрести тот духовный опыт, который будет потом светить нашим потомкам в поколениях».

 

Список использованной литературы

 

  1. Арсланов, Р.А. Кавелин: человек и мыслитель / Р.А.Арсланов. - М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2000. - 387 с.
  2. Волобуев, П.В. Политические деятели России (биографический словарь) / П.В.Волобуев. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001. - 432 с.
  3. Главацкий, М.Е. Хрестоматия по истории России 1917-1940 / М.Е. Главацкий. - М.: Аспект-Пресс, 2008. – 421 с.
  4. Государственная дума Российской империи 1906-1917: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. - С.415-416.
  5. Гринин, Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса / Л.Е.Гринин. - М.: УРСС, 2007. - 272 с.
  6. Зернов, И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России / И.Н.Зернов. - М.: Алгоритм, 2007. - 240 с.
  7. История России в портретах государственных и политических деятелей. - М.: Омега-Л, 2002. - 336 с.
  8. Справочник по истории Отечества / сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков, Т.А. Спиченко. – Томск: Изд. ТПУ, 2003. - 75 с.
  9. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki.

 


Информация о работе Четыре политических мыслителей России