Что позволяет считать Дж. Локка основоположником современного либерализма?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Либерализм - социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни. Направленный на утверждение парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную ценность человеческой личности ("лицо более важное государства") то равенство всех людей относительно прав личности.

Файлы: 1 файл

Контрольная по политологии.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 3 (Тема 11) Особенности политического лидерства в странах "третьего мира".

 

В странах «Третьего мира», где низкий уровень социально-экономического развития требует проведения модернизации, а институты и механизмы демократии весьма слабы,

активность политического  лидера, его личные качества и программа действий становятся главными факторами развития. Но, так или иначе, следует признать, что современная ситуация требует институциализации (укрепления связи с существующими политическими нормами и институтами) и профессионализации (повышения профессионализма) политических лидеров.

Столь же возможны такие  корреляции и при анализе проблем  политического лидерства,  где в одних странах господствуют стагнация и политическая неустойчивость, а в других проявились тенденции к глубокому реформированию экономической и политической структуры и поступательной эволюции. Авторитаризм, присущий политическим режимам многих из этих стран, играл совершенно различную роль - стабилизирующую, реформаторскую или дестабилизирующую и застойную - в зависимости от преобладания тех или иных тенденций и соответствующих им психологических характеристик национальных лидеров.

 

Вопрос 4 (Тема 14) Раскройте конструктивное и негативное воздействие политического конфликта на общество и политическую систему.

 

Политический конфликт в  обществе выполняет как негативные, так и конструктивные функции.

Одна из негативных функций  политического конфликта заключается  в том, что в процессе своего развертывания  и обострения борьбы между его  субъектами за власть он способен резко  ослабить политическую систему, в которой  сталкиваются между собой конкурирующие  политические силы. При неблагоприятных  для политической системы внутренних и внешних условиях политический конфликт способен привести к ее разрушению. Третья негативная функция политического  конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием  политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная  своими активными действиями повернуть  вспять цивилизационно - культурное развитие страны и ее народа.

В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и конструктивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции конструктивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально - политических изменений. Еще одна конструктивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.

Таким образом, содержание политического  конфликта составляют специфические  политические отношения двух и более  сторон, проявляющиеся в их практических действиях - столкновениях для воплощения в жизнь целей, направленных на реализацию коренных политических интересов субъектов  и разрешение существующего социально-политического  противоречия.

 

Вопрос 5 (Тема 16)  Соотношение понятий "политическая культура" и "национальный характер".

 

Национальный характер —  сложное социальное явление и  понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).

Национальный характер - особый психо - генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется, прежде всего, как система социокультурных норм и как психическое явление.

  Политическая культура - это система исторически сложившихся,  относительно устойчивых ценностей,  установок, убеждений, представлений,  моделей поведения, проявляющихся  в непосредственной деятельности  субъектов политического процесса  и обеспечивающих воспроизводство  политической жизни общества  на основе преемственности.

   Общество проявляет  и осознает себя в культуре. От состояния и развития духовной  культуры, от качества культурных  ценностей зависит и интеллектуальный  потенциал общества, и степень  осознания им своих проблем,  уровень их решений.

В отличие от национального  характера, политическая культура складывается на протяжении нескольких десятилетий, а под влиянием каких-либо исторических катаклизмов, социально-экономических  потрясений или резкой смены политического  режима даже еще быстрее. Соответственно она более гибка и изменчива, более податлива разнообразным  влияниям. В политической культуре, гораздо более нежели в национальном характере, проявляется социально-классовая и региональная дифференциация, поэтому зачастую корректное исследование требует, наряду с рассмотрением национальной политической культуры, анализа различных субкультур населения, проживающего на данной территории.

Политическая культура, как  и национальный характер, формируется  под воздействием многочисленных и  самых разнообразных факторов.

Во-первых, как уже говорилось, определенное влияние на политические ориентации оказывает более глубинный пласт сознания, некие мировоззренческие основы или национальный характер.

Вторая группа факторов, способствующих возникновению той  или иной политической культуры, - исторический опыт. Политическая культура является продуктом и коллективной историей системы, и индивидуальных историй  жизни ее членов, так как коренится  и в общественных событиях, и в  личном опыте. Особое влияние на нее  оказывают глобальные исторические события, как предшествующие, так  и те, свидетелем которых становится индивид в течение всей жизни. К ним относятся, прежде всего, общественные перевороты, социальные и политические революции, вследствие которых устойчивые системы политических традиций, установок, ориентации приходят в движение, трансформируются, распадаются или заменяются новыми.

На политическую культуру влияют также войны, экономические  депрессии и другие кризисы, а  также характер внешних отношений  страны - степень ее безопасности от угрозы нашествий, опыт общения с  другими народами.

Наконец, в политической культуре отражается острота текущей  социально-политической конфронтации и зафиксированные в массовом сознании типичные формы ее разрешения. Если эти формы острые, то они  фиксируются в политической культуре как наиболее "законные" способы  разрешения общественных конфликтов. Если же в решении политических споров преобладал компромисс, то и политическая культура приобретает компромиссный  характер. В России конфронтация очень  острая, и до сих пор сильны кровавые "революционные" традиции, поэтому  возможно оправдание со стороны некоторых  слоев населения насильственных способов борьбы с правительством. Национальная политическая культура может  способствовать в одних случаях  обострению, а в других - смягчению  текущих событий.

Третья группа факторов, формирующих политическую культуру – социально - экономические. Политические ориентации сильно варьируются в соответствии с социально-экономическими характеристиками населения. Существует несколько каналов влияния социальных факторов на политические воззрения.

Во-первых, политический статус индивида часто определяется его  социальным статусом, люди с разным положением в обществе придерживаются и разных взглядов на политическую жизнь.

Во-вторых, социальный статус связан с уровнем образования, люди с высшим образованием (важно также  техническим или гуманитарным), как  правило, более уверены в своих  политических способностях и мудрости, лучше информированы об общественных событиях, более заинтересованы в  участии в политике, что ведет, естественно, к иным ориентациям.

В-третьих, различные социальные характеристики предполагают и разные представления о надлежащих действиях  правительства в экономической, политической, социальной сфере и  т.д.

И, наконец, четвертая группа факторов влияния на политическую культуру связана с самой существенной политической системой, характером политического  режима. Активное политическое участие  граждан невозможно в авторитарных режимах, это порождает неуверенность  в своих силах в политике, низкую самооценку людей как субъектов  политического действия (низкий уровень  внешней политической эффективности  в отличие от внутренней, связанной лишь с местными психологическими мотивами).

Политические ориентации неизменно содержат в себе более  или менее четко выраженную поведенческую  направленность, то есть готовность практически  действовать в направлении зафиксированного отношения к действию. Через эту  тенденцию ориентации и преобразуются  в действия. Хотя данный процесс  носит крайне сложный характер, в  самом общем виде можно сказать, что политическая культура, подобно  национальному характеру, влияет на политическое поведение двояко: непосредственно  и путем формирования политических мнений.

При этом роль политико-культурных факторов неодинакова в различных  формах поведения. Так, особенно велика роль ориентации при социально-осмысленном (целерациональном по веберовской терминологии) поведении. Ценностно-обусловленное (ценностно-рациональное) поведение не требует от индивида полного сознания собственных интересов, в высшей степени адекватной оценки ситуации, но также основано на самых общих политических ориентациях, обусловленных устойчивой системой ценностей. Менее важна роль ориентации в традиционно-мотивированном (традиционном) поведении, но и там есть набор уже готовых установок. Наконец, и в аффектированном поведении присутствуют ориентации. Правда, хотя здесь они могут быть выражены ярче всего, но действие зачастую не только не определяется ими, но и происходит вопреки им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Тематика контрольных работ по политологии для студентов-заочников всех специальностей. :   доц. Карпов В.В., доц. Сидоров Н.М., С-Пб, 2010г.
  2. Локк Дж. Два трактата о правлении //Соч.: В 3т. М., 1988. Т.3.кн.2.
  3. Политология: Учебное пособие для технических университетов (Под ред. Василика М.А.) СПб., 2000.
  4. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобщему анализу // Пер. с франц. М., 1992.
  5. Пугачев В.П. Политология. М., 2004.
  6. Шестопал Е. Б. Политическая психология: Учебник для вузов. М., 2002. Гл.8, 11.
  7. http://rudocs.exdat.com
  8. http://xreferat.ru
  9. www.auditorium.ru
  10. www.rapn.ru

 

 


Информация о работе Что позволяет считать Дж. Локка основоположником современного либерализма?