Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 13:50, контрольная работа
Либерализм - социальная философия и политическая концепция (идеология), которая провозглашает, что инициативная (активная), свободная, то есть неконтролируемая деятельность лиц, главным образом экономическая и политическая, является настоящим источником продвижения в общественной жизни. Направленный на утверждение парламентского строя, свободного предпринимательства, демократических свобод; отстаивает абсолютную ценность человеческой личности ("лицо более важное государства") то равенство всех людей относительно прав личности.
Вопрос 3 (Тема 11) Особенности политического лидерства в странах "третьего мира".
В странах «Третьего мира», где низкий уровень социально-экономического развития требует проведения модернизации, а институты и механизмы демократии весьма слабы,
активность политического лидера, его личные качества и программа действий становятся главными факторами развития. Но, так или иначе, следует признать, что современная ситуация требует институциализации (укрепления связи с существующими политическими нормами и институтами) и профессионализации (повышения профессионализма) политических лидеров.
Столь же возможны такие корреляции и при анализе проблем политического лидерства, где в одних странах господствуют стагнация и политическая неустойчивость, а в других проявились тенденции к глубокому реформированию экономической и политической структуры и поступательной эволюции. Авторитаризм, присущий политическим режимам многих из этих стран, играл совершенно различную роль - стабилизирующую, реформаторскую или дестабилизирующую и застойную - в зависимости от преобладания тех или иных тенденций и соответствующих им психологических характеристик национальных лидеров.
Вопрос 4 (Тема 14) Раскройте конструктивное и негативное воздействие политического конфликта на общество и политическую систему.
Политический конфликт в обществе выполняет как негативные, так и конструктивные функции.
Одна из негативных функций
политического конфликта
В то же время, как показывает практика, в соотношении негативных и конструктивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции конструктивные. Одна из таких функций проявляется в том, что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических разногласий. Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально - политических изменений. Еще одна конструктивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.
Таким образом, содержание политического
конфликта составляют специфические
политические отношения двух и более
сторон, проявляющиеся в их практических
действиях - столкновениях для воплощения
в жизнь целей, направленных на реализацию
коренных политических интересов субъектов
и разрешение существующего социально-
Вопрос 5 (Тема 16) Соотношение понятий "политическая культура" и "национальный характер".
Национальный характер — сложное социальное явление и понятие в философии, культурологии, социальной психологии, этнологии и этнополитологии, описывающее устойчивые особенности, характерных для членов того или иного национального (этнического) сообщества и включающее в себя идеи, интересы, чувства, психический склад, мораль, религию, духовные ценности, мотивы, стремления, социально-психологические защитные механизмы того или иного народа (этноса, нации).
Национальный характер - особый психо - генетический склад народа, возникающий на основе всего его исторического и социокультурного опыта, всей совокупности традиций, идей, ценностей, стереотипов, идеалов, интересов, распространенных в данной этнической общности. Характер народа (национальный характер) проявляется, прежде всего, как система социокультурных норм и как психическое явление.
Политическая культура
- это система исторически
Общество проявляет
и осознает себя в культуре.
От состояния и развития
В отличие от национального характера, политическая культура складывается на протяжении нескольких десятилетий, а под влиянием каких-либо исторических катаклизмов, социально-экономических потрясений или резкой смены политического режима даже еще быстрее. Соответственно она более гибка и изменчива, более податлива разнообразным влияниям. В политической культуре, гораздо более нежели в национальном характере, проявляется социально-классовая и региональная дифференциация, поэтому зачастую корректное исследование требует, наряду с рассмотрением национальной политической культуры, анализа различных субкультур населения, проживающего на данной территории.
Политическая культура, как и национальный характер, формируется под воздействием многочисленных и самых разнообразных факторов.
Во-первых, как уже говорилось, определенное влияние на политические ориентации оказывает более глубинный пласт сознания, некие мировоззренческие основы или национальный характер.
Вторая группа факторов, способствующих возникновению той или иной политической культуры, - исторический опыт. Политическая культура является продуктом и коллективной историей системы, и индивидуальных историй жизни ее членов, так как коренится и в общественных событиях, и в личном опыте. Особое влияние на нее оказывают глобальные исторические события, как предшествующие, так и те, свидетелем которых становится индивид в течение всей жизни. К ним относятся, прежде всего, общественные перевороты, социальные и политические революции, вследствие которых устойчивые системы политических традиций, установок, ориентации приходят в движение, трансформируются, распадаются или заменяются новыми.
На политическую культуру влияют также войны, экономические депрессии и другие кризисы, а также характер внешних отношений страны - степень ее безопасности от угрозы нашествий, опыт общения с другими народами.
Наконец, в политической культуре отражается острота текущей социально-политической конфронтации и зафиксированные в массовом сознании типичные формы ее разрешения. Если эти формы острые, то они фиксируются в политической культуре как наиболее "законные" способы разрешения общественных конфликтов. Если же в решении политических споров преобладал компромисс, то и политическая культура приобретает компромиссный характер. В России конфронтация очень острая, и до сих пор сильны кровавые "революционные" традиции, поэтому возможно оправдание со стороны некоторых слоев населения насильственных способов борьбы с правительством. Национальная политическая культура может способствовать в одних случаях обострению, а в других - смягчению текущих событий.
Третья группа факторов, формирующих политическую культуру – социально - экономические. Политические ориентации сильно варьируются в соответствии с социально-экономическими характеристиками населения. Существует несколько каналов влияния социальных факторов на политические воззрения.
Во-первых, политический статус индивида часто определяется его социальным статусом, люди с разным положением в обществе придерживаются и разных взглядов на политическую жизнь.
Во-вторых, социальный статус связан с уровнем образования, люди с высшим образованием (важно также техническим или гуманитарным), как правило, более уверены в своих политических способностях и мудрости, лучше информированы об общественных событиях, более заинтересованы в участии в политике, что ведет, естественно, к иным ориентациям.
В-третьих, различные социальные характеристики предполагают и разные представления о надлежащих действиях правительства в экономической, политической, социальной сфере и т.д.
И, наконец, четвертая группа факторов влияния на политическую культуру связана с самой существенной политической системой, характером политического режима. Активное политическое участие граждан невозможно в авторитарных режимах, это порождает неуверенность в своих силах в политике, низкую самооценку людей как субъектов политического действия (низкий уровень внешней политической эффективности в отличие от внутренней, связанной лишь с местными психологическими мотивами).
Политические ориентации
неизменно содержат в себе более
или менее четко выраженную поведенческую
направленность, то есть готовность практически
действовать в направлении
При этом роль политико-культурных факторов неодинакова в различных формах поведения. Так, особенно велика роль ориентации при социально-осмысленном (целерациональном по веберовской терминологии) поведении. Ценностно-обусловленное (ценностно-рациональное) поведение не требует от индивида полного сознания собственных интересов, в высшей степени адекватной оценки ситуации, но также основано на самых общих политических ориентациях, обусловленных устойчивой системой ценностей. Менее важна роль ориентации в традиционно-мотивированном (традиционном) поведении, но и там есть набор уже готовых установок. Наконец, и в аффектированном поведении присутствуют ориентации. Правда, хотя здесь они могут быть выражены ярче всего, но действие зачастую не только не определяется ими, но и происходит вопреки им.
Список литературы:
Информация о работе Что позволяет считать Дж. Локка основоположником современного либерализма?