Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 14:26, контрольная работа
Гражданские качества личности не наследуются, а формируются в процессе ее взаимодействия с обществом, группами, другими индивидами. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения, рост интереса к политике представляет сегодня глобальную тенденцию мирового развития. Вхождение в сложный мир политики новых поколений предполагает формирование у них определенного отношения к политическим целям и ценностям, которые они застают в конкретном обществе.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть типы личностей в политике и факторы их политического поведения; охарактеризовать понятие «политическая социализация», выделить ее основные уровни, факторы, типы и стадии; дать сравнительный анализ отношения личности и политики в различных политических идеологиях.
Перечисленные сильные стороны либеральной демократии свидетельствуют о том, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.
Практическим ответом на недостатки классической либеральной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунистическое и другие движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.
3.2. Коллективистская демократия
Преодолеть недостатки
либерального государства и осуществить
подлинное народовластие
Отметим общие достоинства и недостатки коллективисткой демократии.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Коллективизм в трактовке
народа, признание народа единым
однородным целым, имеющим 2) Отсутствие противоречий
внутри народа, рассмотрение политической
оппозиции как патологии или
врага, подлежащего 3) Коллективистское понимание
свободы как активного 4) Тоталитарность, всепроникающий
абсолютный характер власти, на
деле осуществляемой вождями,
отождествляемыми с народом ( 5) Устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое - государство - и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей; 6) Всеобщая политическая
мобилизация, преимущественно 7) Декларирование социальной
демократии, перенесение главного
акцента с юридического |
1) Попытки осуществления
коллективистских теорий 2) Власть народа (класса,
нации) не может быть реальной
без гарантий индивидуальной
свободы и других прав 3) Так называемая общая
воля, "классовый", "национальный"
или "общенародный" интересы
представляют собой вымысел, |
Несмотря на неудачность своих практических попыток, идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.
3.3. Плюралистическая демократия
Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы.
Отметим общие достоинства и недостатки плюралистической демократии.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Заинтересованная группа
- центральный элемент 2) Общая воля как
результат конфликтного 3) Соперничество и
баланс групповых интересов -
социальная основа 4) Сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу, но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники; 5) "Разумный эгоизм", личный и групповой интересы как генераторы политики; 6) Государство - орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость; 7) Диффузия, распыление
власти между разнообразными
центрами политического 8) Наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона; 9) Демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. |
1) Идеализация действительности,
преувеличение групповой 2) Игнорирование или
недостаточный учет 3) Для принятия решений
требуется широкое согласие 4) Сохраняющееся в
современных демократиях |
Заключение
Таким образом, можно заключить, что демократический режим обладает следующими чертами:
1. Источником власти в
2. Для демократического режима характерно разделение властей (отделение друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом издавать законы. Высшая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом определять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.
3. Демократический режим характеризуется правом народа влиять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой информации, демонстраций или лоббистской деятельности, участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие народа в выработке принимаемых решений гарантируется конституцией страны, а также международными правовыми нормами.
4. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий возможность образования двух- или многопартийной системы, конкуренцию политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оппозиции как в парламенте, так и вне его.
5. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.
Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала. Из этого можно заключить, что демократия не может появиться сразу, как говорится, "на ровном месте". Это сложный процесс преобразований общества и государства.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием демократического государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. Это также сложный процесс, для которого необходимо время.
Список использованной литературы
1. Тавадов Г. Т. Политология: Учебное пособие. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 416с.
2. Демидов Н. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с.
3. http://www.politnauka.org/
4. Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с.
5. http://ru.wikipedia.org/
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. Лекции по политологии Авторский коллектив: Г. М. Заболотная, В. Г. Богомяков, А. Я. Кириницкий Российский образовательный портал DISTANCE.RU 2006 – 66с.
9. http://ru.wikipedia.org/
11. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М. РОССПЭН. 2003.
12. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с.
13. http://www.ecsocman.edu.
14. http://ru.wikipedia.org/