Демократический политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:57, контрольная работа

Описание работы

Проблема демократии и ее роли в общественно-политической жизни занимает одно из центральных мест в политологии. Поэтому данная тема сейчас достаточно актуальна.
Цель данной работы – проанализировать демократический политический режим, рассмотрев общую характеристику демократического политического режима, основные признаки демократических режимов, исторические и организационные формы демократии, демократический политический режим в современной России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Понятие, сущность и основные признаки демократии…………….......4
Демократизация как главная тенденция современного политического развития. Условия эффективности демократии………………………10
Сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской, плюралистической. Характеристика сильных и слабых сторон…......13
Заключение…………………………….……………………………………16
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

КР по Политологии печать.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

«Волна демократизации — это группа переходов от недемократических режимов к демократическим, происходящих в определенный период времени, количество которых значительно превышает количество переходов в противоположном направлении в данный период. К этой волне обычно относится также либерализация или частичная демократизация в тех политических системах, которые не становятся полностью демократическими.» [4, 26]

По мнению Хантингтона, в современном мире имели место три волны демократизации: первая (или длинная) волна демократизации затронула период с 1828 по1926 гг.; вторая (или короткая) волна демократизации 1943—1962 гг.; третья волна демократизации  - 1974 г. Каждая из них затрагивала сравнительно небольшое число стран, во время каждой совершались переходы и в недемократическом направлении. К тому же, не все переходы к демократии происходили в рамках этих волн.

«За каждой из первых двух волн демократизации следовал откат, во время которого некоторые, хотя и не все, страны, совершившие прежде переход к демократии, возвращались к недемократическому правлению.» [4, с.26] Т.о., 1-ый откат захватил период с 1922 по1942 г., а 2й с 1958 по 1975 гг.

Одним из основных условий  успешного функционирования механизма  демократии является существование  устойчивого гражданского общества, огражденного от не санкционированного законом вмешательства. Другим таким условием является правовое государство - государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только правовым путем и распространяются равным образом на всех. Такое государство предоставляет человеку ту защиту от насилия, при которой только и может проявиться значимость его взглядов и воли, или демократия. [10] Еще одно важное условие эффективности демократии – достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. В последние 2 века наиболее важным фактором жизни западного общества стала промышленная революция. Она привела к резкому росту городского населения, трансформации классовой структуры, уровня образования и медицины и т.д.

Демократия не может  быть эффективной без легальных  и легитимных политических институтов, которые служат реализации свободы  человека. Свобода процветает только в том случае, если обществу удается  создать институты, обеспечивающие ее стабильность и продолжительное существование. Чтобы осуществить демократизацию, необходимы экономические, социальные, политические предпосылки.   

Экономические условия  — создание в обществе достаточно развитой рыночной экономики, которая предполагает: товарный способ производства, основанный на индустриальных и постиндустриальных технологиях; защиту отечественного рынка от внешней «интервенции»; стабильные, прозрачные законы и правовые акты, регулирующие рыночные отношения в стране; равные для всех условия предпринимательской и финансовой деятельности; свободную конкуренцию различных форм собственности и недопущение создания монополий; защиту государством участников рынка от недобросовестной конкуренции и произвола чиновников.

Рыночная экономика  является институтом демократии. Она препятствует концентрации экономической и политической власти в руках немногих, стимулирует развитие свободы, предприимчивости, ответственности и др. Рыночная экономика является наиболее эффективной и способна обеспечить достаточно высокий уровень жизни людей. [2, с. 133]

Социальные предпосылки  демократизации предполагают относительно высокий уровень благосостояния граждан, сглаживание социального  неравенства, социальный плюрализм, наличие  влиятельного среднего класса (он должен составлять две трети общества), наличие слоя предпринимателей, грамотность и образованность населения. [3, с. 115]   

Политические условия  — это создание правового демократического государства, которое предполагает: наличие развитого гражданского общества; правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод; всеобщность прав и их распространение на всех граждан, все организации и институты; взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом; суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер; реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

 Все названные выше условия демократизации общества тесно взаимосвязаны и существуют как единая система отношений.

Для создания экономических, социальных и политических условий требуется много времени. Те страны, которые имеют полное право называться демократическими, затратили несколько столетий на создание истинного демократического строя. Но в мире есть и такие страны, которые считают себя демократическими. Но все это только на словах, поскольку они либо решили в короткие сроки все сделать (как это попыталась сделать Россия в начале 90-х), либо не принимают особых усилий для осознания понятия «демократия» и создания всех условий, которые лежат в демократии. Да и власть мало кому захочется отдать в руки народа.

В России в наше время  «прижилась» коррупция, с которой  никто особо и не борется, очень  низкая эффективность государственного управления, слабая легитимность власти, настоящей рыночной экономики пока тоже нет. Есть только свободные выборы, многопартийность, свобод СМИ. Поэтому наша страна пока не может называться по-настоящему демократичной.

Подтверждение действительной эффективности основных демократических институтов является наиболее трудной проблемой как в теоретическом, так и в практическом плане.

 

3.Сравнительный  анализ  трех  исторических форм политической демократии

 

Либеральная демократия.

Основоположниками либеральной демократии являются Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье.

Отличительные черты: парламентаризм (представительство); отождествление народа как источника власти с собственниками-мужчинами и работающими женщинами при наличии имущественного ценза; Соблюдение прав личности и предпочтение индивидуальности, что гарантировано конституцией и судом; разделение властей, действие системы сдержек и противовесов; узкополитический характер демократии, так как свобода понимается как отсутствие принуждения; государство стоит на охране общественного порядка и безопасности, не вмешивается в дела гражданского общества; ограничение власти большинства над меньшинством, так как меньшинство вправе иметь свое мнение. [3, с.111]

Сильные стороны. Либеральная демократия опирается на главенство закона и всеобщее равенство перед ним. Поэтому именно при демократии обеспечивается наибольший уровень законности и порядка.

Либеральная демократия обеспечивает подотчётность органов  власти перед нацией, облагораживает стремление к власти и вынуждает  правительство работать на благо нации. Это обеспечивает относительно низкий уровень коррупции, который при авторитарном режиме возможно достичь только ценой предельно жёсткой диктатуры.

Поскольку политически  важные решения принимают избранные  представители — профессионалы, состоящие в политических элитах, — это освобождает народ от необходимости тратить время на изучение и обсуждение множества государственных вопросов. Конституционная защита от диктатуры большинства является существенным достоинством этого режима и отличает его от других разновидностей демократии.

Благодаря тому, что меньшинство  способно оказывать влияние на процесс  принятия решений, либеральная демократия обеспечивает защиту частной собственности  для обеспеченных, социальную защиту для бедных, а также сглаживание культурных, этнических и религиозных конфликтов.

Следствием либеральной  демократии является накопление человеческого  капитала, низкая инфляция, меньшая  политическая и экономическая нестабильность и относительно невысокое вмешательство  государства в деятельность предпринимателей.

Слабые стороны: социально-классовая ограниченность, так как она не распространяется на все население; формальность и декларативность ее для бедных, так как царит имущественная поляризация, что создает практические трудности; ограниченность сферы политического участия личности и появление представительной политической элиты, отчуждение граждан от общества и появление политической апатии; принижение роли государства в управлении обществом, ведь демократическое государство – не «ночной сторож», оно должно регулировать конфликты, экономику, социальные процессы; придание излишнего значения индивидуализму ведет к росту эгоизма, подрывает основы общества, игнорирует коллективную природу человека. [3, с.111]

 

Коллективистская демократия.

Основоположники коллективистской демократии Ж.- Ж. Руссо, К.Маркс, Б.И. Ленин, К. Шмит.

Отличительные  черты: тоталитарный характер власти, беззащитность личности и меньшинств; устранение самой проблемы прав человека; отсутствие противоречий внутри народа; коллективистское понимание свободы; всеобщая политическая мобилизация, прямое участие в управлении; декларирование социалистической демократии. [3, с.113]

  Сильные стороны. Идейное и политическое движение за коллективистскую демократию критикой классовой ограниченности либерального государства, постановкой целого ряда важнейших политических проблем и практическим опытом грандиозного по своим масштабам и замыслам социального эксперимента оказало большое воздействие на развитие политической мысли и эволюцию либеральной формы правления в странах Запада.

Слабые стороны. Уроки коллективистских экспериментов показали несостоятельность и несовместимость с подлинной демократией коллективной демократии. [3, с.113]

 

Плюралистическая демократия

Основоположниками плюралистической демократии являются Г. Ласки, Д. Труман, Е. Фраенкель, Р. Даль.

Отличительные черты: центральный элемент системы – заинтересованная группа; общая воля осуществляется через конфликтное взаимодействие групп; динамикой демократической власти является соперничество и баланс групповых интересов; наличие сдержек и противовесов в социальной сфере; государство поддерживает социальную справедливость; распыление или диффузия власти; ценностный консенсус.  [3, с.114]

Сильные стороны. В плюралистических концепциях демократия рассматривается как форма правления, позволяющая различным социальным группам свободно выражать свои интересы и обеспечивающая баланс сил между этими группами, исключающая монополию на власть одной из групп.

Слабые стороны. Слабости плюралистической демократии состоят в том, что сама модель ее консервативна, так как трудно достичь согласия всех групп, кроме того, это не власть большинства, и она игнорирует неравенство в имущественном положении людей. [3, с.114]

Так же не принимает во внимание того факта, что в современных странах Запада к заинтересованным группам (которые она считает субъектом политики) относится не более 1/3 населения, а степень влияния различных групп на власть и жизнь общества неодинакова: среди них есть более сильные и более слабые.

 

Заключение

 

Подводя итоги, хочется  отметить, что в современном демократическом политическом режиме отсутствует единая позиция в отношении определения основополагающих принципов данного политического режима.

Процесс становления демократизма в России имеет сложный и противоречивый характер и далеко не всегда идет по восходящей линии.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое  государство [1]. Его демократизм находит выражение, прежде всего, в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о  том, что становление в России подлинно демократического государства  потребует ещё немало времени  и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ».– Загл. с экрана.
  2. Козырев Г. И. Основы социологии и политологии: учебник/ Г.И.Козырев. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 240 с
  3. Нигматуллина И.В., Семенова А.Н. Политология. Учебное пособие для студентов ВЗФЭИ. Издательство «Башкирского территориального института профессиональных бухгалтеров» – Уфа, 2002. – 129 с.
  4. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. М.- РОССПЭН, 2003. – 367 с.
  5. http://lekciimsal.narod.ru
  6. http://www.demokratos.ru
  7. http://humanitar.ru
  8. http://abuss.narod.ru – Электронная книга А.А.Ивина «Основы социальной философии», глава 4 – социальные институты
  9. http://www.lekziya.ru
  10. http://www.gumer.info – Электронная книга А.А.Ивина «Философия истории»

Информация о работе Демократический политический режим