Демократия и участие граждан в функционировании политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 01:20, реферат

Описание работы

В результате изученной темы, мы выяснили суть таких политико-правовых феноменов как демократия, политическая система и политическое участие, изучили формы, виды, методы и среду политической деятельности общества; перспективы дальнейшего развития демократических процессов и усовершенствования деятельности государства, выявили уровень политического участия граждан, а также формы его проявления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ДЕМОКРАТИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ 6
1.1. Понятие демократии 6
1.2. Основные принципы демократии 8
1.3. Виды и формы демократии 9
РАЗДЕЛ II. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 14
2.1. Понятие политической системы общества 14
2.2. Политическое участие 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Referat_po_politologii Долгова.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

В первом случае непосредственным источником власти считается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политических систем. Они определяют глубокие, принципиальные различия между разного рода демократиями.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

При прямой форме народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления. Распространенность такой демократии прямо зависит от того, насколько возможной является передача права принятия решений сравнительно небольшим, локальным коллективам (производственным предприятиям, общинам, городам).

Важным источником участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле над их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование. Плебисцитарные институты (особенно референдумы и опросы) достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.

Третьей, ведущей в  современных государствах формой политического  участия является представительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда вследствие различных причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для их понимания.

В зависимости от строения и порядка формирования органов, институтов власти демократические государства делятся на парламентские, президентские, смешанные республики, парламентские монархии и т.д.

В зависимости от характера  равенства, обеспечиваемого государством, демократия делится на политическую, предполагающую лишь формальное равенство, равенство прав, и социальную, основывающуюся на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством.

Важные отличительные  качества различных демократических  систем позволяет выявить анализ подчинения меньшинства большинству  при принятии и осуществлении  решений. Такое подчинение может не иметь границ и распространяться на любые стороны жизнедеятельности человека. В этом случае имеет место деспотическая демократия. Она представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства, связанную с преходящими настроениями масс и произволом. Если же власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля, то демократия становится тоталитарной.

Полной противоположностью таким формам правления является конституционная демократия. Она ограничивает полномочия и функции большинства с помощью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства и даже отдельной личности.

Таким образом, представленная выше типология демократии дает возможность для объективного анализа данного феномена как общественно-политического явления.

 

РАЗДЕЛ II

 УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

2.1. Понятие политической системы общества

Любое классовое общество имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм и есть политическая система. Данный феномен является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из жизни общества в целом, установить наличие связей между ними.

Политическая  система общества – это целостная  совокупность политических институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть. Она включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.

Основы теории политических систем были заложены американским политологом Д. Истоном. Он рассматривал политическую систему как саморегулирующийся и развивающийся организм. Согласно его точке зрения, у системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований, которые могут возникать как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Они отражают ожидания, мотивы поведения и интересы людей. Д. Истон разделял требования на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, об услугах); регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком); коммуникативные (о предоставлении политической информации, о демонстрации политической силы).

Поддержка со стороны  общества требований, возникающих внутри системы, может выражаться в различных действиях: в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании. Требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах при соблюдении определенных процедур.

Выход информации – результат функционирования политической системы – осуществляется в виде решений и политических действий, которые влияют на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоев и групп населения. В случае несоответствия политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к кризису политической системы.

Другой основатель теории политической системы – американский политолог Г. Алмонд – рассматривал ее как множество взаимодействий, поведений как государственных, так и не государственных. Г. Алмонд больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящей верхушки. Основное внимание уделено множественности различных интересов  внутри системы, их столкновению и объединению, учету интересов системой.

Коммуникативная модель политической системы была создана американским теоретиком К. Дойчем. Он исходит из представления о политической системе как процессе управления и координации усилий общества по достижению поставленных целей. Этот процесс он разделил на четыре последовательно расположенных блока, составляющих единый информационно-коммуникативный процесс управления обществом. В первом блоке расположены многочисленные принимающие элементы, в которые поступают непрерывные потоки информации из внешней и внутренней среды (государственных и общественных, официальных и неофициальных источников). Здесь производятся отбор необходимых данных и их кодирование. Во втором блоке происходят сравнение полученной информации с преобладающими в государстве ценностями, традициями и нормами и ее отбор в соответствии с поставленными целями, а также ее накапливание и хранение. Варианты возможного развития процессов и вызванные ими изменения передаются в третий блок, или в центр принятия решений. Готовые решения для их реализации передаются в блок реализации решений - исполнителям, которые не только выполняют решения, но и информируют систему о результатах реализации решений и о состоянии самой системы (подают на вход системы сигнал обратной связи). Обратная связь играет в системе важную роль: она стабилизирует эту конструкцию. Дойч считал, что, используя информационно-коммуникативную модель, можно объективно и достоверно оценить эффективность реальных политических систем, которые сегодня во многом зависят от качества самых разнообразных коммуникаций.

Существуют и другие варианты теории политической системы. Но, в итоге, при всем их разнообразии, все они играют одну и ту же роль – помогают наиболее глубоко изучать  различные стороны политической жизни общества и предвидеть перспективы  развития той или иной страны.

2.2. Политическое участие

Политические системы  демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан  в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения). В то же время многие индивиды не желают оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (терроризм).

Под политическим участием понимается неотъемлемое свойство политической или иной управляющей или самоуправляемой деятельности людей, которое служит одним из средств выражения и достижения их интересов. Политическим участие возникает тогда, когда индивид или группа вовлекаются во властные политические отношения, в процесс принятия политических решений и управления. Наиболее развитым типом такой политической общности является государственно-организованное общество.

Свободное, добровольное участие граждан в политике является одним из важнейших индикаторов степени демократизма политических систем. В демократическом обществе такое участие — всеобщее, равноправное, инициативное и действенное, особенно в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан и находящихся в их непосредственной компетенции. Оно выступает для них средством достижения своих целей и интересов, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении, чувства гражданственности. Такое участие обеспечивается соответствующими государственно-правовыми институтами, нормами и процедурами, в совокупности составляющими основы правового государства, демократического политического режима.

Важнейшими посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. Основная форма политического участия — выборы и избирательные кампании. Если целью демократического общества является максимальное политическое участие граждан, то другие типы политических режимов имеют свои особенности.

В авторитарном обществе часть населения полностью или частично отстраняется от участия в политике. Там торжествует «власть немногих», которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы делиться этой властью.

Тоталитарное же общество стремится к вовлечению населения в своеобразные формы квази-участия (массовые ритуальные действия поддержки правящего режима). Именно поэтому при минимальной возможности политического участия, при тоталитаризме создается иллюзия всеобщей политизации общества. В этом случае, политическое участие играет преимущественную роль инструмента контроля над политическим сознанием и поведением населения со стороны тоталитарного режима.

В демократическом обществе политическое участие выполняет функции политической социализации и воспитания. В отличие от тоталитарного демократическое общество допускает определенные формы протеста.

Само по себе политическое участие еще не позволяет судить о степени собственной, внутренней активности граждан и их добровольности в этом участии. Реально понимать все это дает только знание внутренних психологических мотивов участия граждан в политике. Согласно многим исследованиям можно выделить следующие основные виды мотивов политического участия:

  1. мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности. Для определенного типа людей политика просто интересна как сфера занятий;
  2. познавательные мотивы. Политическая система дает человеку устойчивую картину мира. Политические знания дают преимущество над теми, кто хуже ориентирован в политике;
  3. мотив власти над людьми;
  4. идеологические мотивы. Это устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы;
  5. мотивы преобразования мира. Это очень сильные мотивы, связанные с пониманием несовершенства существующего мира и настойчивым стремлением улучшить, преобразовать его;
  6. традиционные мотивы. Очень часто люди участвуют в политике потому, что так просто принято в их местности, среди родственников, друзей и знакомых
  7. меркантильные мотивы. Политика, как и иная сфера деятельности, представляет собой, на определенном уровне, оплачиваемый труд. Соответственно, для определенных людей занятия политикой — просто способ заработать;

Разные мотивы побуждают  к разным вариантам политического участия. Обычно принято выделять активные и пассивные формы политического участия. Среди активных форм выделяют следующие: 

  1. простейшие реакции (позитивные или негативные) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов и их представителей, не связанные с необходимостью высокой личной активности человека (реакция зрителя в театре или перед телевизором, воспринимающим некоторые новости);
  2. участие в действиях, связанных с делегированием собственных полномочий (электоральное поведение);
  3. личное участие в деятельности политических организаций, посещение собраний и других мероприятий;
  4. выполнение постоянных конкретных политических функций в рамках институтов политической системы или оппозиционных ей;
  5. прямое действие (выход с товарищами на митинг, помощь в строительстве баррикады, участие в политических столкновениях и т. п.);
  6. активная, в том числе руководящая деятельность во вне-институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее смены или конечной перестройки (лидерство).

Информация о работе Демократия и участие граждан в функционировании политической системы