Демократия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:24, реферат

Описание работы

Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, ко и монархическое государства ("мягкий" либеральный режим), особенно современное, в котором монархия играет номинальную роль.

Файлы: 1 файл

Демократия.docx

— 34.11 Кб (Скачать файл)

Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) -

 

одна из основных форм правления, политической и социальной организации  общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий  в истории политический режим, обычно связанный с республиканской  формой государства. демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, ко и монархическое государства ("мягкий" либеральный режим), особенно современное, в котором монархия играет номинальную роль. Отсюда и общее наименование демократии для государств разных политических форм правления, но со сходными режимами. демократия известна в истории едва ли не раньше, чем другие (монархические) формы политической организации общества: прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов политического развития человечества (у древних германцев, славян, в частности).

 

Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время  чередовались с различными формами  монократии (тираниями, деспотиями), в Древнем Риме республиканская демократия в течение нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства, где в форме народных собраний (феодального и феодально-теократического типа, например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и Новгороде. В феодальном Средневековьи, особенно западном, в рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно демократические институты местного самоуправления - провинциальные парламенты с сословными и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях ("по праву"). В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку, (республика была теократической) - архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого - светскую власть и князя - военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода, представительность власти и суверенность народа -атрибуты демократии хралклись до самого разгрома Новгорода Грозным.

 

Не исчезали и прямые, плебисцитарные (хотя и далеко не всеобщие демократические формы правления  -кантональные народные собрания (мужчин) в Швейцарии (сохранившиеся в одном из кантонов и по сей день); дворянские собрания, соборы (земские и поместные) в России; наконец, церковные соборы, коллективные органы власти в наиболее замкнутых, но также претендовавших на представительное выражение интересов народа - з структурах церкви.

 

Таким образом, демократия - исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей - свободы, справедливости и др., он бесконечен, но реален и проходит через ряд  вполне определенных этапов, зафиксированных  теорией. История исследования демократии позволяет проследить эволюцию этого  типа правления и установить сто  основные, универсальные характеристики. Существуют три эпохи эволюции демократии и три теоретические традиции ее объяснения и проектирования.

 

1. В античной (Аристотелевской)  теории о трех формах правления  демократии - это правление народа, горожан (жителей города - полиса). Она отличается от монархии (единовластия) и аристократии (правления немногих).

 

Платон (в его трактате о "Республике") называет пять форм правления - аристократию (правление  лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демократию, которую сн считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть ("Республика", 557 а) Демократия названа или "правлением числа" и "правлением многих (или множества"). Платон различает хорошие и плохие формы правления, и демократия признает хуже хороших, но лучше плохих. В "Законах" Платон свел зту типологию) к двум формам: монархии и демократии Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас. Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна - из-за избытка власти, другая - из-за избытка свободы. После Платона в аристотелевской традиции была поставлена и другая важнейшая проблема демократии, не менее серьезная, чем проблемы власти и свободы - проблема отношений меньшинства и большинства в демократии Аристотель различал три чистых и три испорченных формы государства и власти, в зависимости от того, правит ли власть в своих или в общих интересах. По этому признаку различаются и две формы: правление большинства, или множества, которое отличается от правления одного (монархия) или многих (олигархия), и есть собственно демократии, т.е. правление в пользу "бедных", с той же оппозицией тирании и олигархии. В средневековой и более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа (бедной и более многочисленной) другой сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики - проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей - равенства, справедливости, свободы и права, решение которой оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организации общества и власти.

 

Аристотельсам наметил решение этой и других проблем демократии, разработав альтернативные принципы демократического правления:

 

1) богатые и бедные  участвуют в правлении на равных  условиях;

 

2) публичные (общественные) должности занимаются на базе  очень низкого имущественного  ценза; 

 

3) к занятию должностей  допускаются все граждане, исключая  тех, кто подвергается судебному  преследованию; 

 

4) к должностям допускаются  все полноправные (т.е. свободные,  не рабы) граждане;

 

5) какими бы ни были  политические права, суверенна  масса, народ, а не закон  (это сфера действия "демагогов", "испорченной" формой народного  правления).

 

Несмотря на утрату демократических  режимов в позднеантичной и средневековый  период и большую часть Нового времени, концепция демократии в  ее аристотелевском виде не только сохранилась, но обогатилась в творчестве крупнейших политических мыслителей. Ж.Боден уже в конце XVI в. ("Шесть книг о республике", 1576 г.) выделил понятие демократизма, которое закрепилось и сыграло важную роль в идее демократизации политики и в борьбе против абсолютистских монархических режимов.

 

2. Позднероманская и средневековая  политическая мысль искала иное  обоснование демократии как народовластия  доверенного монарху, своеобразной  демократической легитимации верховного  права власти королевской особе  или, иначе говоря, снимала проблемы  выбора между монархией и республикой,  деспотией и демократией. Оставалась при этом дискуссионной проблема; кому принадлежит закон - народу, который доверяет его исполнение монарху, или властелину, является ли исполнение власти только функцией монарха или подлинной прерогативой, кому, в конце концов, реально принадлежит власть, является ли ее передача только уступкой, и при том временной, или она окончательна и безраздельная власть остается в руках самодержца. Для теории демократии уже в тот период существовала проблема источника власти и суверенности этого источника, которым в демократической традиции признавался народ. Ему уже в античной, римской и средневековой теориях принадлежала главная власть -законодательная, и тогда же возникла идея разделения двух фундаментальных властей: этой главной и второй, исполнительной, которая доверялась властелину (Марсимей Падуанский). Это власть производная, которая делегируется властелину в форме отзываемого мандата. Позже, уже в Новое время, была усовершенствована (Дж. Локком) и идея суверенной законодательной власти народа. В его более реалистической трактовке она делегировалась его представителям в парламенте; возникла идея представительной демократии.

 

От Средних веков и  раннего периода Нового времени  в теорию и практику демократии вошли  такие ее основополагающие элементы, как суверенитет народа и власти, а также идея и практика договорных отношений, которые регулировали отношения  этих двух суверенных сторон и позволяли  улаживать конфликты между ними, а следовательно, и между законодательной властью народа или его представителей и исполнительной властью носителя мандата доверия.

 

3. В Новое время возник в более конкретной форме вопрос о политической организации демократии и ее соотношением с республиканским устройством государства, и еще длительное время (до конца XVIII в.) республика представлялась в двух формах - аристократической и народной.

 

Из трех форм правления, описанных  Монтескье - республика, монархия, деспотия-республика выступает в двух формах - аристократической  и демократической, хотя подлинно республиканские  добродетели Монтескье обнаруживает только в демократии (как и Сен-Жюст, Руссо, Робеспьер и др.). Новая руспубликанская концепция демократии в эпоху Просвещения и формирования либеральных концепций политики, Французской революции и появления первого значительного документа современной демократии - Американской конституции, связана в еще большей мере, чем когда-либо прежде, с идеями справедливости, равенства и новым пониманием свободы, которое позволило четче разграничить прямую и представительную демократию Свобода прямого участия в формировании законов и выборах власти получила максимальное выражение в собрании граждан. Современная же свобода индивидуальна по отношению к государству, она проявляется не в коллективе и не как коллективная воля. Это свобода индивидуального демократического выбора. Последующее развитие демократического процесса стало целой эпохой борьбы за всеобщность такого индивидуального выбора (за всеобщее избирательное право) и за то, чтобы этот выбор стал подлинно коолективным, т.е. стал выражением интересов и воли общества в целом или достаточно значительных его групп. Результатом этого развития стало не только завоевание демократической свободы выбора представительной власти, но и преобразование прямой демократии во всеобщие и технически допустимые процедуры коллективного волеизъявления (референдумов, плебисцитов) при сохранения свободы примкнуть к одному из вариантов коллективного мнения. В традиции либерально-демократических исследований и реальной политической борьбы XVIII - XIX вв. демократия конкретизировалась как совокупность гражданских, социальных и политических прав и свобод: участие в политической власти, права собраний, ассоциаций, свободы совести, мнений, сознания, передвижения, переписки и т.д., включая я естественные права человека на жизнь, безопасность, жилище, труд и др. Развитие представитеяьной демократии пошло в этот период по двум направлениям: расширения избирательных прав от сословных, ограниченных цензами (по признакам культуры, пола, оседлости) до всеобщего права и умножения числа представительных органов от двух законодательных ассамблей до местных представительных органов управления (в том числе и экономического в корпорациях, на предприятиях) и кончая главой государства. Другим направлением демократического процесса стало создание системы гарантий демократия - политических, культурных, правовых, экономических, идеологических. Важнейшими гарантами, условием и одновременно следствием демократии стал процесс формирования гражданского общества и правового государства в разных странах демократического мира. В этом смысле демократия - не изолированное от других общественных процессов явление или, точнее, развитие, а составная часть целостного изменения: экономического роста, прогресса знания и производительных сил, формирования гражданского общества, правового государства и эволюции культуры, сочетания индивидуального и коллективного развития человека и общества. Каждая из составных частей этого совокупного общественного и исторического процесса - результат и одновременно условие развития других составляющих его компонентов.

 

Важной составной частью демократического процесса стала разработка универсальных демократических  процедур, которые характеризуют  современную демократию:

 

1) высший политический  законодательный орган должен  быть избран народом; 

 

2) наряду с ним должны  существовать избираемые органы  власти и управления менее  высоких уровней, вплоть до  самоуправления;

 

3) избиратели должны быть  равны в правах, а избирательное  право - всеобщим;

 

4) все избиратели должны  иметь равное право голоса;

 

5) голосование должно  быть свободным; 

 

6) выбор из ряда альтернатив  должен исключать голосование  списком; 

 

7) выборы должны совершаться  на всех уровнях большинство  голосов, хотя такое значение  этого большинства может определяться  различным образом; 

 

8) решение большинства  ограничивает права меньшинства; 

 

9) орган власти должен  пользоваться доверием других, прежде  всего важных по отношению  к нему и сотрудничающих с  ним органов власти;

 

10) отношения общества  и избираемых им органов власти  должны быть взаимными и симметричными,  с гарантированной законом и  реакциями избирателей ответственностью  делегированных им носителей  власти;

 

II) демократия существует  под непрерывным и пристальным  общественным контролем; 

 

12) государство и общество  вырабатывают действенные механизмы  предотвращения и изживания конфликтов  на всех социальных и политических  уровнях: между разделенными властями, между большинством и меньшинством, социальными группами, нациями, городом  и деревней и т.д. и т.п.  демократия эволюционирует и  утверждается в постоянной борьбе  за и против нее практически  в большинстве обществ мира, особенно  в той его части, которая  лишь в середине XX в. прошла ряд необходимых и неизбежных этапов исторического развития, не миновав которые прийти к демократии невозможно: процесс национального освобождения, создания национальной государственности, образование базисных производственных структур, социальных и экономических инфраструктур (систем связи, транспорта, средств массовой информации и т.д.), культурных, образовательных основ гражданских и политических отношений и др. преобразований, которые условно охватывакются общим понятием модернизации. Интернационализации демократического процесса способствовали многие международные процессы: ликвидация или распад империй, особенно колониальных, окончание холодной войны я мер по прекращению гонки вооружений и расширение экономического, культурного, информационного обмена в интернациональном масштабе.

Информация о работе Демократия