Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 06:24, реферат
Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) - одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. демократия, демократизация и демократичность не одно и то же; демократизм - это характеристика режима, способов правления, применяемых методов, образ политических отношений и поведения власти. Поэтому демократическим, в принципе, может быть не только республиканское, ко и монархическое государства ("мягкий" либеральный режим), особенно современное, в котором монархия играет номинальную роль.
Демократия (от греч. demos, народ и cratos, власть - народовластие) -
одна из основных форм правления,
политической и социальной организации
общества, государства и власти,
развивающийся и
Государственные формы демократии были хорошо известны античному миру. В Греции они длительное время чередовались с различными формами монократии (тираниями, деспотиями), в Древнем Риме республиканская демократия в течение нескольких столетий предшествовала правлению монархического имперского типа. В европейском Средневековье неоднократно и на длительное время возникали демократические города-государства, где в форме народных собраний (феодального и феодально-теократического типа, например, в Голландии, Венеции, Лукке, Женеве, Генце и Новгороде. В феодальном Средневековьи, особенно западном, в рамках монархического правления сохранялись от римских муниципальных органов власти и формировались заново условно демократические институты местного самоуправления - провинциальные парламенты с сословными и далеко не полным (городским) правительством, частично выборным, частично основанным на привилегиях ("по праву"). В Новгороде вечевые собрания избирали религиозного владыку, (республика была теократической) - архиепископа (с 1156 г.), посадника и тысяцкого - светскую власть и князя - военачальника, которого вече могло смещать, как и других должностных лиц. Социальная и политическая свобода, представительность власти и суверенность народа -атрибуты демократии хралклись до самого разгрома Новгорода Грозным.
Не исчезали и прямые,
плебисцитарные (хотя и далеко не всеобщие
демократические формы
Таким образом, демократия - исторический процесс, подобный процессу реализации других универсальных ценностей - свободы, справедливости и др., он бесконечен, но реален и проходит через ряд вполне определенных этапов, зафиксированных теорией. История исследования демократии позволяет проследить эволюцию этого типа правления и установить сто основные, универсальные характеристики. Существуют три эпохи эволюции демократии и три теоретические традиции ее объяснения и проектирования.
1. В античной (Аристотелевской)
теории о трех формах
Платон (в его трактате о "Республике") называет пять форм правления - аристократию (правление лучших), тимократию (правление худших и корыстных), олигархию (правление группы сильных и имущих), тиранию и демократию, которую сн считает результатом мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих противников и делящих с оставшимися власть ("Республика", 557 а) Демократия названа или "правлением числа" и "правлением многих (или множества"). Платон различает хорошие и плохие формы правления, и демократия признает хуже хороших, но лучше плохих. В "Законах" Платон свел зту типологию) к двум формам: монархии и демократии Это деление сохраняется на протяжении двух с половиной тысяч лет, признается современным и сейчас. Обе формы, с точки зрения Платона, плохи: одна - из-за избытка власти, другая - из-за избытка свободы. После Платона в аристотелевской традиции была поставлена и другая важнейшая проблема демократии, не менее серьезная, чем проблемы власти и свободы - проблема отношений меньшинства и большинства в демократии Аристотель различал три чистых и три испорченных формы государства и власти, в зависимости от того, правит ли власть в своих или в общих интересах. По этому признаку различаются и две формы: правление большинства, или множества, которое отличается от правления одного (монархия) или многих (олигархия), и есть собственно демократии, т.е. правление в пользу "бедных", с той же оппозицией тирании и олигархии. В средневековой и более поздней традиции представление о демократии как о правлении одной части народа (бедной и более многочисленной) другой сохранилось и стало важнейшей проблемой реальной современной политики - проблемой демократического единства общества и общих демократических ценностей - равенства, справедливости, свободы и права, решение которой оказалось не менее сложным, чем переустройство самой формальной организации общества и власти.
Аристотельсам наметил решение этой и других проблем демократии, разработав альтернативные принципы демократического правления:
1) богатые и бедные
участвуют в правлении на
2) публичные (общественные) должности занимаются на базе очень низкого имущественного ценза;
3) к занятию должностей
допускаются все граждане, исключая
тех, кто подвергается
4) к должностям допускаются все полноправные (т.е. свободные, не рабы) граждане;
5) какими бы ни были
политические права, суверенна
масса, народ, а не закон
(это сфера действия "демагогов",
"испорченной" формой
Несмотря на утрату демократических режимов в позднеантичной и средневековый период и большую часть Нового времени, концепция демократии в ее аристотелевском виде не только сохранилась, но обогатилась в творчестве крупнейших политических мыслителей. Ж.Боден уже в конце XVI в. ("Шесть книг о республике", 1576 г.) выделил понятие демократизма, которое закрепилось и сыграло важную роль в идее демократизации политики и в борьбе против абсолютистских монархических режимов.
2. Позднероманская и
От Средних веков и
раннего периода Нового времени
в теорию и практику демократии вошли
такие ее основополагающие элементы,
как суверенитет народа и власти,
а также идея и практика договорных
отношений, которые регулировали отношения
этих двух суверенных сторон и позволяли
улаживать конфликты между
3. В Новое время возник в более конкретной форме вопрос о политической организации демократии и ее соотношением с республиканским устройством государства, и еще длительное время (до конца XVIII в.) республика представлялась в двух формах - аристократической и народной.
Из трех форм правления, описанных
Монтескье - республика, монархия, деспотия-республика
выступает в двух формах - аристократической
и демократической, хотя подлинно республиканские
добродетели Монтескье
Важной составной частью демократического процесса стала разработка универсальных демократических процедур, которые характеризуют современную демократию:
1) высший политический законодательный орган должен быть избран народом;
2) наряду с ним должны
существовать избираемые
3) избиратели должны быть равны в правах, а избирательное право - всеобщим;
4) все избиратели должны иметь равное право голоса;
5) голосование должно быть свободным;
6) выбор из ряда альтернатив должен исключать голосование списком;
7) выборы должны совершаться
на всех уровнях большинство
голосов, хотя такое значение
этого большинства может
8) решение большинства
ограничивает права
9) орган власти должен пользоваться доверием других, прежде всего важных по отношению к нему и сотрудничающих с ним органов власти;
10) отношения общества
и избираемых им органов
II) демократия существует под непрерывным и пристальным общественным контролем;
12) государство и общество
вырабатывают действенные