Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 07:57, доклад

Описание работы

Денежно-кредитная политика государства – это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП. Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т.д.).

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

 

   Денежно-кредитная политика государства – это способность государства оказывать воздействие на денежно-кредитную систему, а следовательно, на ставку процента и через нее на инвестиции и реальный ВВП.

  Под денежно-кредитной политикой подразумевается комплекс мер, предпринимаемых государством с целью регулирования количества денег в экономике. Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк РФ, казначейство, Министерство финансов и т.д.).

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политики формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России  в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

      В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

· политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

· политика кредитной рестрикции (ограничение банками и государством размеров кредита, чтобы предотвратить утечку золотых запасов за границу, избежать краха банков и инфляционных процессов. ), или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Методы денежно-кредитной политики и их классификация.

Классификацию денежно-кредитной  политики можно проводить по различным  признакам.

Прямое  и косвенное регулирование денежно-кредитной  сферы.

Прямые методы — административные меры в форме  различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики.

 Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

 

Общие и селективные  методы денежно-кредитного регулирования.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Вместе  с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают  основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

 

Основные  инструменты денежно-кредитной политики:

      1. Операции на открытом рынке.
      2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
      3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
      4. Рефинансирование кредитных организаций.
      5. Валютные интервенции.
      6. Установление ориентиров роста денежной массы.
      7. Прямые количественные ограничения.
      8. Эмиссия облигаций от своего имени.

 

Операции на открытом рынке.

Политикой открытого  рынка называют куплю-продажу Центральным  банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложения на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Когда необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, а соответственно и их кредитную активность, Центральный банк выступает покупателем на открытом рынке. В этом случае широко используются перекупочные соглашения, по которым Центральный банк обязуется купить ценные бумаги у коммерческих банков с тем условием, что последние через определенный период осуществят обратный выкуп ценных бумаг, но уже со скидкой — так называемые обратные операции (операции РЕПО).

Рефинансирование  банков.

Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков Центральным банком использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. По мере развития рыночных отношений рефинансирование все активнее стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. Центральный банк, таким образом, превращается в кредитора последней инстанции и выполняет функцию «банка банков». Кредиты рефинансирования позволят им свести до минимума запас ликвидных средств в результате использования заимствований Центрального банка.

Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки.

Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой  процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении.

Обязательные  резервы — один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка — представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Минимальные резервы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне размеров денежной массы в обращении. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк может регулировать кредитную активность банков и тем самым контролировать предложение денег.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

Совокупность мероприятий  в области денежного обращения и кредита представляет собой кредитно-денежную политику. Кредитно-денежная политика разрабатывается ЦБ во взаимосвязи с Правительством РФ. Ее цели согласовываются с правительственной Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Кредитно-денежная политика – один из самых мощных инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их ограничение (кредитная рестрикция).

Кредитно-денежная политика прямо определяется приоритетами и  целями правительства. Такими конечными  целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень  безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс.

Обладая такими средствами, как пересмотр  резервной нормы, изменение учетной  ставки и операции на открытом рынке, центральный эмиссионный банк может  оказывать определяющее воздействие  на денежное обращение, а через его посредство – на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен.


Информация о работе Денежно-кредитная политика государства