Деятельность политических партий в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Провести комплексное исследование деятельности политических партий в России на современном этапе.
Задачи:
 определить понятие политических партий, их структуру, права и обязанности;
 объяснить порядок создания и государственной регистрации политических партий;
 определить причины приостановления деятельности и ликвидации политических партий;
 рассмотреть проблемы деятельности политических партий в Российской Федерации;
 изучить перспективы деятельности политических партий в Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

2.1 Проблемы деятельности  политических партий в Российской  Федерации

 

    Рассматривая  вопрос о роли политических  партий в России необходимо  обратить внимание на следующие  проблемы их деятельности:

1. проблема «устаревания»  политических партий

2. проблема искусственной  дифференциации политических партий

3. проблема выборов политических партий

4. проблема безответственности  партийных лидеров и отрешенности  политических партий от реальной  жизни общества

5. проблема менталитета  населения России

Проблема «устаревания» партий сегодня актуальна. Сущность проблемы заключается в том, что первые политические партии создавались около двух веков назад в определенных социально-политических условиях того времени и были нацелены на решение проблем общества того периода.

Например, имелась необходимость законодательного закрепления прав и свобод определенных категорий людей: рабочих, ремесленников, крестьян и т.п. С этой целью создавались первые политического толка образования – первые партии, выражавшие политические интересы определенных групп людей, которые возникали вследствие требований справедливости и равных условий существования всех людей на Земле. Движительной силой при реализации требований народа, которые «продвигали» политические партии того времени, выступала «идея справедливости», воспринятая от философов-просветителей.

В современных социально-политических и экономических условиях деятельность партий носит иной характер. В Конституции РФ закреплено равенство всех людей, приоритет прав и свобод человека, права человека являются высшей ценностью государства, определяют смысл законов, деятельность всех ветвей власти и т.д. На фоне этого определение роли

 

политических партий становится затруднительным делом. Ранее, как выше отмечено, движительной силой политических партий являлась идея справедливости, что сейчас движет партиями – непонятно. Исходя из общепринятого определения политических партий, партия – это добровольный союз людей, имеющий цель – получение власти, с помощью которой происходит реализация партийных интересов. Вопрос о движительной силе сегодня отходит на задний план, презюмируется, что интересы политических групп возникают как раз в результате «несправедливости общественных отношений». С таким неопределенным подходом, интересы партий могут быть любыми, в том числе и несправедливыми. Теперь главная цель политических партий не в достижении справедливости, а в захват власти и эта цель не может служить для простых людей.1

 Проблема искусственной  дифференциации политических партий  заключается в том, что в России  при переходе к демократическому  строю возникло несколько тысяч различных политических партий. Но они появились не по объективной необходимости общества в политических партиях. Процесс разграничения партий по интересам населения – искусственное явление, которое происходит ни «снизу», от населения, а «сверху», от партийных идеологов. Это ставит под сомнение понимание партий, как союза людей выражающих интересы населения. Закон в РФ о политических партиях регулирование этого вопроса не предусматривает. С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что партийные интересы не равны интересам народа и не являются их продолжением, партийные интересы возникают без участия населения, не идут от народа, а являются результатом мыслительной деятельности отдельных людей, партийных идеологов. Процесс возникновения определенных партийных интересов – процесс искусственный потому, что основан более на профессиональном анализе проблем выполнения

 

государством своих обязанностей, нежели действительных потребностей населения данного государства. Разумеется, существует определенная связь между ними, однако, следует иметь в виду, что партии выражают интересы населения, и на это должна быть направлена их деятельность.

Тесно связана с проблемой определения интересов народа проблема голосования за политическую партию на выборах в высший законодательный орган страны. Исходя из сложившейся практики, можно делать вывод, что народ голосует не за политическую партию, а за партийных лидеров. Для выборов необходим субъект, за который люди отдадут свои голоса. Человек не может проголосовать за абстракцию, за коллектив, ему нужен субъект, обладающий определенными моральными качествами. В такой ситуации возникает проблема следующего рода: партию с «хорошими» программными установками может возглавлять человек с негативными характеристиками, и наоборот. Возможна неправильная оценка избирателями сущности партийной программы и голосование за человека, за харизму, но не за партию. Другой стороной проблемы голосования за политическую партию является проблема нуждаемости партии в голосах в периоды выборов. Не секрет, что в предвыборные периоды у всех политических партий наблюдается «всплеск» активности направленный на работу с избирателями с целью получения их голосов на выборах. Сам по себе «всплеск» уже настораживает, так как говорит о том, что до того деятельность партии носила более спокойный характер, если таковая вообще осуществлялась. А после достижении своих целей партия «забывает» о том, кто дал ей власть.

Проблема безответственности партийных лидеров и отрешенности политических партий от реальной жизни общества. Здесь не идет речь о безответственности партийных лидеров, как о человеческом недостатке. Идет речь об условиях деятельности партий и их лидеров, создающих почву для безответственности вообще. Яснее выражаясь, партийные лозунги, обещания и т.п. не могут быть в принципе реализованы на ближнесрочной перспективе.

 

Механизм деятельности партии во властных структурах, в частности, законодательном органе страны, не позволяет партиям решать сиюминутные проблемы. Обещания партии решить сегодняшнюю проблему, в принципе невыполнимы, так как действия по ее решению могут быть предприняты гораздо позже, через механизм принятия законов. Причем в тот момент самой проблемы уже может и не быть. Создается ситуация, при которой многочисленные партийные обещания, приобретая «правомерный окрас», абсолютно не обязывают (в правовом плане) обещавших к их выполнению. Большой разрыв во времени между действиями партии в законодательном органе страны и конкретным решением социальных проблем делает партии безучастными в реальной жизни страны.

Проблема менталитета населения России. Всем известно, что Россия – это государство, имеющее особенности (исторические, культурные и т.д.) своего образования и развития. Как отмечают многие ученые огромная территория государства, необходимость защищать эту территорию от многочисленных внешних и внутренних врагов, предопределила развитость и масштабы государственного аппарата. В свою очередь мощный аппарат государства, аппарат принуждения определил особенности взаимоотношений между народом и государством. Исторически сложившиеся взаимоотношения народа и государства обуславливают приоритет последнего. Менталитет населения России отражает принятие народом недемократических способов управления, как более действенных.1

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы деятельности политических партий в Российской Федерации

 

Общее становление новых контуров партийной системы в настоящее время завершилось. Как отметил первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.Володин на семинаре-совещании для вице-губернаторов российских регионов по внутренней политике: «Наша партийная система, которая формировалась на протяжении двух лет, приобрела определенные контуры и сформировалась ...».

Сейчас наступает следующий этап - повышение эффективности сложившейся партийной системы. Для этого, следует предусмотреть меры, которые бы стимулировали развитие партий, решающих задачу политического представительства и отфильтровывали бы тех, кто этим не занимается. Для нормальной конкуренции необходимо соревнование идей, программ, подходов, ярких личностей, представляющих все слои общества, а не механическое умножение численности политических организаций в избирательном бюллетене. Этот тезис подтверждается и результатами социологических опросов. По данным Фонда «Общественное мнение», о своем скептическом отношении к дальнейшему увеличению числа партий в январе заявили 53%, а в августе 54% опрошенных.

Основная задача, стоящая перед партийной системой на современном этапе - повышение качества представительства. В ходе встречи с представителями непарламентских партий 20 ноября 2013 г. Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул: «Нам вместе нужно подумать, как сделать так, чтобы многопартийность у нас укреплялась, а не превращалась в профанацию».

Деятельность партий должна четко увязываться с интересами конкретных социальных групп и сообществ. Партии не могут существовать как оторванные от общества структуры, находящиеся в изолированном политическом пространстве. Каждая из них должна апеллировать к интересам определенных общественных сред, стараться выстроить свою политическую активность в соответствии с запросами своих избирателей. Как следствие, в своей активности партии должны стремиться избираться в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и Государственную Думу ФС РФ для того, чтобы реализовать интересы представляемых ими социальных групп.

Ученые отмечают, что есть только два направления по которым может пойти наша партийная система. Первый – консервировать существующую партийную систему, наращивая противоречия между обществом и государством. Второй путь – путь модернизации, но данная модернизация должна проходить на базе основополагающих конституционных принципов, так называемой идеологии конституционализма, используя их в качестве инструмента обеспечивающего правильность предпринимаемых реформаторских шагов. Партийное строительство должно происходить не со стороны государства, а со стороны общества. Уже сегодня необходимо всерьез задуматься над созданием системы гарантий, которые представляли бы собой действенный и действующий правовой механизм выявления и выражения воли среднего класса в партийной деятельности. В этом контексте наиболее актуальным является вопрос о формировании конкурентной политической среды.

В Российских политических партиях существует еще большое количество проблем. Эти проблемы наиболее требуют решения для наиболее эффективной деятельности политических партий в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Права и обязанности политических партий изложены в законодательстве Российской Федерации.

Политическая партия может быть создана двумя способами: первый способ, это на учредительном съезде политической партии, второй способ, это путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения.

Политическая партия является юридическим лицом, по-этому Политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Приостановить деятельность партии можно только в судебном порядке. Ликвидация производится по различным причинам.

Политические партии в России не идеальны, имеют большое количество проблем в отношениях с обществом.

В России существует кризис «партийной формы», который обусловлен тем, что меняется облик общества и иерархия потребностей, ценностей; их становится все труднее представить в цельной программе, служащей объединяющим началом. В обществе проявляется тенденция прямого выражения интересов и прямого влияния на государственные институты. Снижается роль такого посредника, как партия. Возрастает воздействие СМИ на

 

формирование общественного сознания и позиции общественности, значительно сужая традиционную воспитательно-педагогическую функцию партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативные акты и другие официальные документы:

      1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 20014. – № 4
      2. О политических партиях: федеральный закон [от 11.07.2001 № 95-ФЗ (ред. от 21.07.2014)] [Электронный ресурс] // URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
      3. Гражданский кодекс: федеральный закон [ от 21 октября 1994 года] [Электронный ресурс] //  URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
      4. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный закон [от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ] [Электронный ресурс] //  URL: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm 

Учебная литература:

  1. Баглай М.В Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007.

Информация о работе Деятельность политических партий в России на современном этапе