Джон Локк политическое учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 08:02, реферат

Описание работы

Локка считают родоначальником английского свободомысления XVIII в. Единственный законный источник политической власти Локк видит в согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем методологическую базу всей его политической системы. Локк отличает власть должностного лица над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой и господина над рабом, на смешении которых строились концепции сторонников

Файлы: 1 файл

локк.doc

— 34.50 Кб (Скачать файл)

      Наиболее ярким выразителем  антиабсолютических  идей  в  70-80-е  годы

XVIIв.  Стали О.  Сидней  и  Джон.  Локк.  Джон.  Локк  последний   крупнейший

политический  мыслитель  Англии  XVII  в. 

Джон. Локк (1632г.-1704г.) сын не богатого  участника  парламентской  армии, студент, а затем преподаватель Оксфорда. Основное политическое произведение Локка- «Два трактата о гражданском правлении» было в значительной мере  подготовлено  в 1679-1681г.

     Политические трактаты Локка преследуют двойную цель:

      Локка считают родоначальником  английского  свободомысления  XVIII  в. Единственный законный источник политической власти  Локк  видит  в  согласии народа, т.е. в общественном договоре, представляющем  методологическую  базу всей его политической системы. Локк отличает власть  должностного  лица  над подданными от власти отца над детьми, хозяина над слугами, мужа над женой  и господина над рабом, на смешении  которых  строились  концепции  сторонников

абсолютизма. Политической властью,  вытекающей  из  общественного договора, Локк считает право издавать законы и применять для исполнения  этих  законов силу сообщества. Разграничение разных  видов власти,  разного рода  связей между людьми приводит Локка к проблеме  соотношения политической  власти  и общества гражданина, стоящей в  центре  всей  его  теории  и противоречащей средневековым концепциям об их единстве, и нерасторжимости.

      Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми  и  интегрировал  в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.

      Эта доктрина начиналась с  вопроса  о  возникновении  государства.  По Джону Локку, до возникновения  государства  люди  пребывали  в  естественном состоянии. В предгосударственном общежитии “нет  войны  всех  против  всех”. Господствует равенство,”при котором  всякая власть и всякое  право  являются взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном  состоянии отсутствуют органы, которые  могли  бы  беспристрастно  решать  споры  между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении  естественных законов.  Все  это  порождает  обстановку   неуверенности,   дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных  прав, равенства и  свободы,  защиты  личности и собственности люди  соглашаются образовать  политическое  общество,  учредить  государство.  Локк   особенно акцентирует момент согласия - “ Всякое мирное образование государства имело

в своей  основе согласие народа”.

2. Государство по  Джон Локку

      Государство  представляет  собой,  по   Локку,   совокупность   людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона  и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между  ними  и наказывать  преступников.  От  всех  прочих  форм   коллективности   (семей, господских владений) государство отличается  тем,  что  лишь  оно  воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать  законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих  законов и защиты  государства от  нападения извне.

      Строя государство добровольно, прислушиваясь только к  голосу  разума, люди предельно точно  отмеряют  тот  объем  полномочий,  которые  они  затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе  индивидов  от всех принадлежащих им естественных прав и  свобод  в  пользу  государства  у Локка  нет  и  речи.  Право  на  жизнь  и  владение  имуществом,  свободу  и

равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких  обстоятельствах.  Эти неотчуждаемые  ценности  -   окончательные   границы   власти   и   действия государства, преступать которые ему заказано.

      Цель этого объединения – общее благо.

       На  закон  и  законность  Локк  возлагал  очень большие надежды.  В установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их  общему согласию в качестве меры добра и зла для разрешения  всех  коллизий,  он усматривал первый конституирующий государство признак. Закон в подлинном смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от  гражданского  общества  в

целом или от установленного людьми  законодательного  органа.  Титул  закона имеет  лишь  тот  акт,  который  указывает  разумному  существу   поведение, соответствующее его собственным интересам и  служащее  общему  благу.   Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может  считаться законом.  Кроме   того   закону   должны   быть   присущи   стабильность   и

долговременность  действия.  Свобода,  по  Локку  –  это  не  анархия,   что стремились внушить Филмер и  другие  сторонки  абсолютизма,  и  гарантия  от произвола, она – основа всех других  прав  человека,  ибо,  потеряв  свободу человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие,  жизнь.  У  него нет больше средств их защитить.

      В  государстве  абсолютно  никто,  никакой  орган  не может  быть  изъят  из  подчинения  его  законам.  Высокий  престиж   закона проистекает из того, что он, по  Локку,  решающий  инструмент  сохранения  и расширения  свободы  личности,  который  также   гарантирует   индивида   от произвола и деспотической воли других лиц. «Там, где нет законов, там нет  и свободы»

   

  В  классификации  форм  государства  Локк  придерживался  трехчленной системы  (демократия,  олигархия  и  монархия)   не   исключая   возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления  он  ставит  на  почву общественного договора, объявляя ее производной от  народного  суверенитета, возникающей по доверенности.

      Абсолютная монархия вообще  не  признавалась  им  формой  гражданского правления.

      Локк отлично понимал, что нет таких  идеальных  государственных  форм, которые были бы раз  и  навсегда  застрахованы  от  опасности  вырождения  в тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление  власти  помимо права”. Когда органы власти  начинают действовать, игнорируя право  и  общее согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда  не

только  дезорганизуется   нормальное  управление   страной   и   становится беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ.  Ссылки узурпаторов таким способом  обеспечить  порядок,  спокойствие и   мир   в государстве Локк  парировал указанием на  то,   что   желаемое   тиранами спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее  состояние  насилия  и  грабежа,

выгодное  единственно разбойникам и угнетателям.

Суверенитет народа ,  по  Локку,   в  конечном счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях)  выше,  значительнее суверенитета созданного  им  государства.  Если  большинство  народа  решает положить предел наглости  нарушивших  общественный  договор  правителей,  то

вооруженное народное восстание с целью вернуть  государство на путь  свободы, закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным. 

 Локк о государстве и праве

      Джон Локк (1632-1704) - идеолог социального компромисса, учение которого изложено в “Два трактата о государственном правлении”(1690).  Разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей,

законности  восстания против тирана. Но он дополнил ранее известные учения и создал доктрину раннебуржуазного либерализма.

      До возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, не завися ни от чьей воли свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью, господствует равенство. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим

наказаниям. Однако в естественном состоянии  отсутствуют органы, которые могли  бы беспристрастно решать споры между  людьми. Все это порождает обстановку неуверенности. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

       Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в

одно  целое под эгидой или же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Государство воплощает политическую власть, то есть право во имя всеобщего блага создавать законы и право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

      Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые  ему заказано.

      Главная цель политического сообщества - чтобы все и каждый могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу и “владение такими внешними благами, как деньги, земли, дома, домашняя утварь и др. Средства, призванныесодействовать осуществлению данной цели - законность, разделение властей,оптимальная для нации форма правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблением властью и др.

      Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия.

      Кто бы конкретно не обладал верховной властью в государстве, от должен управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом, а не путем импровизированных указов.

      Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным.

      Принцип разделения властей. Законодательная власть — представительное учреждение всей нации - парламент. Исполнительная - монарх, кабинет министров. Они ведают также сношениями с иностранными государствами -федеративная власть.

      Принципы связи и взаимодействия отдельных ветвей власти: законодательная власть - верховная. Другие власти оказывают на нее активное влияние - с помощью комплекса официальных нормативно закрепляемых сдержек и противовесов.

      Форма государства должна вырастать из общественного договора и добровольного согласия людей, иметь надлежащую структуру правления, охранять естественные права и свободы индивида, заботиться об общем благе всех. Локк отдавал предпочтение конституционной монархии.

     

    1. В области общественно-научных  представлений Локк является  защитником конституционной монархии.

    2. В своих взглядах Локк исходит  из естественного состояния общества, в к-ром вся власть и правомочность является взаимной. Один имеет не больше, чем другой.

    3. “Это состояние свободы, но  это не состояние произвола.  Хотя человек в этом состоянии  имеет неконтролируемую свободу  делать с собой и своим имуществом все, что угодно, он, однако, не имеет свободы погубить себя самого или какое-либо существо”.

    4. Ограничивает человека естественный  закон, к-рый гласит, что “никто  не имеет права ограничивать  другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свобода человека, таким образом, не абсолютна.

    5. Поэтому власть правителя, полученная  на основе” договора”,  не  может быть абсолютной. Она ограничена  именно тем, что является содержанием  естественного закона.

    6. Естественный закон Локка выражает  основные интересы и потребности класса, от имени к-рого он выступал.

    7. Значительной составной частью  рассуждений Локка об упорядочении  общества являются идеи о разделении  власти. Они изложены в работе  “Два трактата об управлении  государством”, где он различает  власть “законодательную, исполнительную и федеративную”. Его обоснование разделения законодательной и исполнительной власти во многом повлияло на идеологов французской предреволюционной буржуазии.

Информация о работе Джон Локк политическое учение