Фашизм и национал-социализм-виды тоталитарного режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 20:35, реферат

Описание работы

Цель работы- определить основную сущность фашизма и национал- социализма, как видов тоталитарного режима.
Задачи:
• Раскрыть понятие «тоталитарный режим»;
• Выделить основные признаки тоталитаризма;
• Выяснить, в чем сущность фашизма и национал-социализма;
• Выявить основные черты тоталитарного общества;
• Сделать выводы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие тоталитарного режима……………………………….4
Глава 2. Признаки тоталитарного режима……………………………...6
Глава 3. Разновидности тоталитаризма………………………………..8
a) Фашизм…………………………………………………………………..10
b) Национал-социализм…………………………………………………..12
Глава 4. Основные черты тоталитарного общества………………...15
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

политоллл.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Понятие тоталитарного режима……………………………….4

 

Глава 2. Признаки тоталитарного режима……………………………...6

 

Глава 3. Разновидности тоталитаризма………………………………..8

 

a) Фашизм…………………………………………………………………..10

 

b) Национал-социализм…………………………………………………..12

 

Глава 4. Основные черты тоталитарного общества………………...15

 

Заключение…………………………………………………………………17

 

Список литературы………………………………………………………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человечество уже тысячелетия ищет наиболее совершенные формы государственной организации общества. Эти формы меняются с развитием самого общества. Форма правления, устройства государства, политический режим – это те конкретные сферы, где этот поиск идет наиболее интенсивно.

Политический режим-совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы

Теория государства в зависимости от тех или иных критериев выделяет виды политических режимов, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим, крайними полюсами на всей шкале политических методов власти.

Разновидностью авторитарного режима является тоталитарный режим.   Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризующейся крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Цель работы- определить основную сущность фашизма и национал- социализма, как видов тоталитарного режима.

Задачи:

    • Раскрыть понятие «тоталитарный режим»;
    • Выделить основные признаки  тоталитаризма;
    • Выяснить, в чем сущность фашизма и национал-социализма;
    • Выявить основные черты тоталитарного общества;
    • Сделать выводы.

 

Понятие тоталитарного режима

 

Тоталитарный режим- это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Термин “тоталитаризм” происходит от латинского слова “totalis” (весь, целый, полный).

 Данный термин, впервые появившийся у Джованни Амендолы в 1923 для критической характеристики режима Муссолини, был впоследствии популяризован самими итальянскими фашистами. В частности, в 1926 его начал использовать философ Джованни Джентиле. В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (1931 г.) тоталитаризм понимается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан. Как писал Муссолини, тоталитарный режим означает, что «итал. Tutto nello Stato, niente al di fuori dello Stato, nulla contro lo Stato» — то есть, все аспекты жизни человека подчинены государственной власти. Джентиле и Муссолини полагали, что развитие коммуникационных технологий приводит к непрерывному совершенствованию пропаганды, следствием чего явится неизбежная эволюция общества в сторону тоталитаризма. После прихода к власти Гитлера, термин «тоталитаризм» стал использоваться в адрес режимов Италии и Германии, причём сторонники фашизма и нацизма использовали его в положительном ключе, а противники — в отрицательном. тоталитаризм представляет собой весьма специфическую систему организации политической власти, соответствующую определенным социально-экономическим связям и отношениям

Ханна Арендт- основоположница теории тоталитаризма считала, что толчком к зарождению тоталитарных движений, являются «массы,»которые объединяется не путем позитивного осознания общих интересов, а на основе «негативной самоидентификации

 

 

Признаки тоталитарного режима

 

Первые серьезные научные попытки систематизировать определяющие признаки тоталитаризма были предприняты западными исследователями полвека назад, когда был накоплен достаточный фактический материал, а тоталитарные общественно-политические системы и политико-правовые режимы продемонстрировали свои возможности и наиболее полно обнаружили свою сущность.

В 1954 г. К. Фридрих подготовил доклад «Уникальный характер тоталитарного общества». К числу основных черт тоталитарной диктатуры К. Фридрих отнес наличие: 1) официальной идеологии; 2) единственной массовой партии; 3) контроля за средствами вооруженной борьбы; 4) технически обусловленного контроля над СМИ; 5) системы террористического полицейского контроля за населением страны.

Г. Мирский указывает шесть основных критериев, позволяющих, на его взгляд, говорить о наличии тоталитарной власти: 1) тотальная идеология; 2) единственная правящая массовая партия; 3) тотальный контроль над СМИ; 4) контроль над экономикой и профессиональной деятельностью; 5) полицейский и идеологический контроль; 6) беспощадное использование террора.

Как видим, разные авторы по-разному определяют характерные черты тоталитарной системы, зачастую повторяя друг друга. Число и содержание указанных черт варьируется. Помимо вышеназванных, современной отечественной и зарубежной науке известны и иные подходы к разрешению данного вопроса.

Обобщая сказанное, можно определить существенные,  признаки тоталитаризма как общественно-политической системы и политико-правового режима государства.

 

1.Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой посторена политическая система общества

2.Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией. 
3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества. 
4.Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации. 
5.Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации. 
6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения. 
7.Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»). 
8.Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур. 
9.Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

10.Централизованное планирование экономики

11.Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

12.Приверженность экспансионизму.

13.Административный контроль над отправлением правосудия. 
14.Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью.

 

 

 

 

 

 

Разновидности тоталитаризма

 

Мировая практика позволяет выделить две разновидности тоталитарного режима: левую и правую. Правая разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования. Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы.                                                                                                                            Фашизм (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение») — политологический термин, который является обобщающим наименованием специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа.

Фашизм в узком смысле слова, то есть доктрина Бенито Муссолини, выдвигала на первый план идею корпоративного государства — государства как власти корпораций, представляющих и гармонизирующих интересы всех слоёв населения (в противоположность парламентской демократии как власти партий). Фашистская идеология зародилась в Италии в конце 1910-х гг., итальянская фашистская партия пришла к власти и установила диктатуру Муссолини в 1922 г. Сам Муссолини в своей книге «La Dottrina del Fascismo» использовал слово «фашизм» и в значении «система государственного управления», и в значении «идеология». 
Корни фашистских идей и движений уходят в крайний европейский национализм 19 в. Он приобретал наиболее воинствующие формы в тех странах, где, как в Германии и Италии, в силу политической раздробленности создание национального государства происходило с запозданием, либо в национальных государствах, потерпевших тяжелые военные поражения, как например, во Франции после франко-прусской войны. Зарождение фашистских настроений было связано с консервативной реакцией на стремительные общественные перемены в европейских обществах во второй половине 19 в. – индустриализацией, концентрацией финансовой и предпринимательской собственности и т.д Они выступали за «здоровый и производящий», «национальный» капитал в противовес «паразитическому» и «антинациональному». Ультра-националисты восхваляли борьбу за существование, конкуренцию и торжество сильного, требовали создания диктаторского сильного государства, в том числе и для решения экономических и социальных проблем, для защиты мелких и средних собственников.    Психологической основой для роста предфашистских, а затем и фашистских настроений стало явление, которое известный философ Эрих Фромм определил как «бегство от свободы». «Маленький человек» ощущал одиночество и беспомощность в обществе, где над ним властвовали безликие экономические законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с его социальным окружением были размыты или разорваны. Утратив «цепи» соседского, семейного, общинного «единства», люди ощущали потребность в какой-то замене сообщества. Такую замену они нередко находили в чувстве сопричастности нации, в авторитарной и военизированной организации или в тоталитарной идеологии. Именно на этой почве в начале 20 в. появились первые группы, которые стояли у истоков фашистского движения. Наибольшее развитие оно получило в Италии и Германии, чему способствовали нерешенные социальные, экономические и политические проблемы, резко обострившиеся на общем фоне мировых потрясений и кризисов эпохи. Фашизм отверг все направления общественно-политической мысли, делающие ударение на свободу и равенство людей независимо от их национальной и расовой принадлежности, религиозных и политических приверженностей. Лозунг итальянских фашистов «верить, подчиняться, бороться» стал антитезой девизу Французской революции «свобода, равенство, братство».         Государство доминировало над обществом. Единая универсальная цель обусловливает моноидеологию в виде единой государственной идеологии. Все, что не согласовывалось с единомыслием в отношении данной цели, предавалось анафеме и ликвидировалось. Первоначально фашизм представлял собой комплекс технических приемов завоевания и удержания власти с помощью силы С удивительной гибкостью он подчинил все программные вопросы этой единственной цели Фашизм пронизывала установка, которая возносила воинственный дух, армейскую дисциплину, жестокость и прямое действие, при этом отвергались любые моральные соображения как способствующие ослаблению решимости воли. Исходя из таких установок, идеологи фашизма утверждали, что сильный всегда берет верх над слабым, более решительный над нерешительным. При этом важно отметить, что фашизм как особый общественно-политический феномен невозможен без массовой базы, массовости как таковой.                                                           

 В силу своей органической  связи с политической борьбой  споры фашизма с другими идейно-политическими  и идеологическими течениями  неизменно приобретали политическое содержание. Это определяло нетерпимость и непримиримость его приверженцев к позициям и аргументам оппонентов — представителей других течений и направлений, фанатичность в отстаивании собственных позиции и принципов. Поэтому вполне объяснимы характерные для фашистского сознания крайние схематизм и редукционизм, сводящие все и вся к одной-единственной идее — истине.                                                       Это вело к превратному толкованию всех общественно-политических феноменов и процессов в официальной пропаганде фашистских режимов. Был выработан одномерный подход к объяснению окружающего мира по формуле «абсолютно верное против абсолютно ложного», «добро против зла», «свет против тьмы». Середины в таком подходе быть не может.  Тщательно разработан образ врага, чужака, как какого-то недочеловека, ущербного по своей сущности, некоего ненастоящего, которого просто не жалко оскорблять, унижать и даже физически уничтожать. Такой подход рано или поздно перерождается в концепцию крестового похода и манихейский мессианизм, основывающийся на резком и бескомпромиссном разделении мира на сферы божественного и дьявольского, проводящий непреодолимую грань между добром и злом При этом неукоснительно действует принцип — «кто не с нами, тот против нас». Исключая возможность какого бы то было компромисса, эта теория заговора не оставляет места для сил, занимающих нейтральную позицию. Цементирующим началом выступает идеология, а в качестве средства реализации целей — физическая сила, насилие и террор.

Национал-социализм(нацизм) – германская разновидность фашизма, основанная на теории превосходства биологически «избранной» расы, а также аналогичные течения, возникшие по германскому примеру в других странах.                                                                                                        Идеология германского нацизма построена на социальном дарвинизме. При правлении Гитлера нацисты создали сильное централизованное государство под руководством вождя (фюрера) и провозгласили своей главной задачей создание «расово-чистого государства» и завоевание «жизненно-важного пространства».  
Политика нацизма базировалась на её одобрении большинством населения, что привело Гитлера к власти путём победы на свободных демократических выборах. Весьма многочисленные вначале сторонники коммунизма были либо изолированы, либо сменили ориентацию  на поддержку нацизма «де факто».                                                                                                         Национал-социалисты называли свое государство «Третьим Рейхом». В германских преданиях так именовали грядущий счастливый век. Одновременно это название должно было подчеркнуть преемственность имперских притязаний: первым рейхом считалась средневековая Священная римская империя, вторым – созданная Бисмарком Германская империя. В немецкой исторической литературе эпоха Третьего рейха называется временем «восхищения и террора». Для объединения нации в то время весьма эффективно использовался лозунг: «Один народ, одно государство, один вождь».  
Существовала строгая цензура, а вредные с идеологической точки зрения книги публично уничтожались. В результате за короткое по историческим меркам время создалось единство воли фюрера, партии и народа, в последние годы войны сменившееся страхом перед расплатой за агрессию, до конца поддерживавшего военные усилия народа и армии.  
Сравнительно немногочисленные диссидентски настроенные лица преследовались, практиковались их убийства (в том числе «при попытке к бегству»), поощрялось доносительство. Этому способствовала эффективная работа всех видов весьма сложно организованной и разветвлённой системы государственной безопасности.  
Крайне антимодернистские установки обнаруживаются и у НСДАП(Национал-социалистическая рабочая партия Германии), у Железной гвардии. Но и эти движения не отказывались применять специфически современные орудия и методы в пропаганде, политике, военном деле и экономике.          

Информация о работе Фашизм и национал-социализм-виды тоталитарного режима