Федерации и конфедерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть две формы государственного устройства, такие как федерация и конфедерация.
Задача: вывить сходства и различия двух этих форм

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Цели и задачи 4
I. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. 5
II. ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 9
Основные характеристики государства как федерации: 12
III. КОНФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВННОГО УСТРОЙСТВА 16
Признаки конфедерации 16

Файлы: 1 файл

федерации.docx

— 154.10 Кб (Скачать файл)

Федерация есть сложное государство, где центр власти один, так как  в ней одна, единая система власти; федерализм не является многоцентрализмом власти. Децентрализм всегда имел тенденцию к созданию многих центров власти, независимых друг от друга и лишь условно контролируемых властью федерации. Федерализм, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство. В этой плоскости следует согласиться с В.Е. Чиркиным в том, что деление федерации на централизованные и децентрализованные достаточно условно, что в обстановке современных реалий в мировой практике федеративных государств, с бурными событиями и вызовами, федерация не может быть аморфной, государство должно обеспечивать определенное единство действий его субъектов, и поэтому все современные федерации, в той или иной степени, централизованы.

Основные  характеристики государства как  федерации:

 

- Федерация - это всегда  совокупность обособленных, относительно  самостоятельных территориальных единиц;

- в федерации формируются  два уровня территориальной фирмы  государственной власти: федеральная  государственная власть и государственная  власть субъектов федерации;

- субъекты федерации не  являются самостоятельными государствами,  не обладают государственным  суверенитетом и правом выхода  из состава федерации. В ином  случае имеет место не федерация,  а конфедерация - союз государств, создаваемый для координации  их деятельности в определенной  сфере и выступающий, как правило, в качестве переходной формы либо к федеративному государству, либо к распаду союза государств;

- разделение функций между  федеральной и региональной государственной  властью происходит путем конституционного (договорного) закрепления разграничения  предметов ведения между федерацией  и ее субъектами;

- к ведению федерации  относится регулирование отношений  в сферах. которые обеспечивают существование и целостность единого государства: принятие и изменение федерального законодательства, единое экономическое пространство, единое гражданство, вооруженные силы, международные отношения, регулирование споров между субъектами федерации и т. п.;

- к ведению субъектов  федерации относится регулирование  отношений в тех сферах, которые  наиболее целесообразно регулировать  на региональном уровне: природные  ресурсы, здравоохранение, образование  и т. п.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и Россию:

- добровольное объединение  предприятий государств или государственных  образований в федерацию;

- равноправие субъектов  федераций независимо от величины  их территории, численности населения, экономического потенциала;

- плюрализм и демократизм  во взаимоотношениях субъектов  федерации между собой и с гражданами;

- широкие возможности  граждан активно и беспрепятственно  участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

Существуют национальные федерации, которые характеризуются более сложным государственным устройством. Наряду с общими признаками, которые присущи любому союзному государству, они имеют ряд существенных особенностей. Эти особенности обусловлены многонациональным составом населения, которое более или менее компактно проживает на территории отдельных государств, образующих федерацию.

Национальные федерации  характеризуются независимо от ее разновидностей характеризуются следующими основными признаками:

Субъектами такой федерации  являются национальные государства  и национально-государственные образования;

Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

Гарантированность суверенитета больших и малых наций, их свободное  и самостоятельное развитие;

Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение  ее субъектов. Эта особенность непосредственно  связана с таким общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е. право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей государственности.

Основное различие между  территориальной и национальной федерацией состоит в различной  степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Общенациональная государственная власть осуществляет лишь координацию интересов субъектов федерации, обеспечивая их наиболее оптимальную внутреннюю и внешнюю деятельность. Субъекты национальной федерации в сфере международных отношений могут устанавливать дипломатические отношения с любым государством мирового сообщества, заключить политические, экономические и другие договоры. Национальный признак придает федерации такие особенности, которые объективно не могут быть присущи территориальному федеральному государственному устройству.

Федерация   является   распространенной   формой   государственного

устройства. Ныне в мире  насчитывается  около  30  федеративных  государств,

большинство  из  них  крупные  по   территории   и   численности   населения

сообщества. В их числе  и мощные в политическом  и экономическом отношении

государства  (США,  Канада,  ФРГ,  Австралия),  и  государства   с   высоким

(Швейцария, Австрия, Бельгия)  и  средним  уровнем  индустриального   развития

(Аргентина, Бразилия, Венесуэла,  Мексика, Индия, Пакистан), и   развивающиеся

страны  (Малайзия,  Нигерия,  Объединенные   Арабские   эмираты,   Коморские

острова).

В состав современных федераций  входит  различное  число  субъектов:

США - 50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии  -  3,

ФРГ - 16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии -  26,  Венесуэлы  -  20,

Мексики - 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13,  Нигерии  -

21, Коморских островов - 3. Самое  большое  количество  субъектов  входит  в

состав Российской Федерации - 89.[4]

 

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация.  В  ее

составе   находятся   субъекты,   представляющие   собой    национально    -

государственные и национально  -  территориальные  образования  (республики,

автономные  области,  автономные  округа),   а   также   административно   -

территориальные образования (края, области, города  федерального  значения).

И все же  многонациональность  является  существенным  признаком  России,  а

потому национальный фактор является определяющим в  федеративном  устройстве

государства.

Конфедеративная форма государственного управления

 

Конфедерация - добровольное объединение (союз) суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Объединение нескольких государств в конфедерацию не приводит к образованию нового государства. Зачастую конфедерации создаются на определённое время, для достижения определённых целей. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов. Члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, включая право выхода из конфедерации. Органы конфедерации формируются на основе представительства, а правовые акты принимаются по соглашению сторон либо подлежат утверждению государственными органами сторон. Некоторыми признаками конфедерации обладает Союзное государство (Союз Белоруссии и России).

Признаки  конфедерации

a) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов, но не для управления конфедерацией.

b) Общее гражданство отсутствует.

c) Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.

d) Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования.

e) Обычно в конфедерациях создаются “прозрачные” границы, для пересечения которых не требуется специальных документов.

f) Конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации.

В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов  формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей: оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и так далее.

Примеры конфедераций

Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003—2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982—1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960—1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958—1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958) , Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская  Конфедерация — в настоящее время  представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291—1848) действительно  была конфедерацией.

Список  литературы:

 

Общая теория права. Под ред. проф. А. С. Пиголкина. М., 1996. Гл. 2, параграфы 1-4, с. 40-54.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 5.1, с. 40-53.

Теория государства и  права. Выпуск 1. Под редакцией Венгерова  А. Б. М., 1993, с 22-48.

Теория государства и  права. Выпуск 1. Под ред. проф. Манова Г. Н. М., 1995, гл. 1, параграф 1-3, с. 1-12.

Кокотов А.Н. Об идеальной и реальной формах государственного устройства России // Российский юридический журнал. 1995. №3. Стр. 49 – 57.

Куббель Л.Е. Очерки потестарной и политической этнографии. М. 1988.

Формы государственного (территориального) устройства: исторический подход // Основы государства и права. 1998. №1. Стр. 49 – 52.

 


Информация о работе Федерации и конфедерации