Новосибирский государственный
аграрный университет
Факультет ветеринарной
медицины
Кафедра эпизоотологии
и микробиологии
Реферат:
Федеративное
устройство РФ
Выполнила: студентка
гр. 6301
Джаналыева Л.Р.
Проверил: Профессор Логинов С.И.
Содержание
1.Введение
2
2. Понятие и принципы
федеративного устройства России
3
3. Конституционно-правовой
статус РФ
9
4. Разграничение предметов
ведения между РФ и субъектами в ее составе
5.Заключение
|
|
|
|
|
Введение
Рассматривая вопрос о федеративном
устройстве Российской Федерации необходимо
для начала прояснить суть самого понятия
государственного устройства.
Под государственным устройством понимается
политико-территориальная организация
власти, определяющая правовое положение
региональных частей государства и их
взаимоотношения с центральной властью.
Исходя из этого положения, можно говорить
о том, что государственное устройство
является фактором, определяющим меру
централизации и децентрализации власти
в государстве. В территориально небольших
государствах этот вопрос решается сравнительно
легко, но в крупных государствах он становится
достаточно серьезной проблемой и приобретает
политическую окраску.
Как известно, Российская Федерация долгое
время (1922-1991 гг.) входила в качестве суверенной
союзной республики в состав другого федеративного
государства – Союза ССР, объединявшего
15 союзных республик. Исторически первой
была образована Российская Федерация
(тогда РСФСР), которая в 1922 г. объединилась
с тремя другими республиками (Белоруссией,
Украиной, Закавказской Федерацией); они
и положили начало Союзу ССР. Права репрессированных
народов в 1991 году были восстановлены,
воссозданы и их национально-государственные
образования. Многие автономные республики
провозгласили государственный суверенитет;
в настоящее время они рассматриваются
как республики в составе Российской Федерации.
Стабилизировать национально-государственное
устройство РФ должен был Федеративный
договор – Договор «О разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти РФ и
органами власти республик в составе РФ
автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга»,
подписанный 31 марта 1992 г.
Отсюда следует сделать вывод о том, что
не только стремление политических и экономических
интересов заставляло Россию встать на
путь развития федеративных отношений,
но и особенности развития мировой политической
и экономической системы, а также опыт
других стран.
Понятие
и принципы федеративного устройства
Российской Федерации
Федеративное устройство России представляет
собой закрепленное нормами Конституции
РФ и других законодательных актов политическое
устройство наций и народностей на основе
их самоопределения (Глава 3 Конституции
РФ).
Российская Федерация
имеет сложную систему государственного
устройства, сочетающую федерализм, унитаризм
и автономию. В ее составе: 21 республика,
7 краев, 48 областей, 2 города федерального
значения, 1 автономная область и 8 автономных
округов - всего 86 субъектов Федерации.
Конституционные основы федеративного
устройства России включают в свое содержание:
закрепление суверенитета и распространение
его на всю территорию Российской Федерации;
верховенство федеральной Конституции
и федеральных законов на всей территории
РФ, целостность и неприкосновенность
территории Российской Федерации; установление
субъектного состава Федерации; закрепление
в качестве основы федеративного устройства
России ее государственной целостности,
единства системы государственной власти,
разграничение предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Федерации и субъектов; равноправие и
самоопределение народов; равноправие
субъектов во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти; единство
и равенство федерального гражданства.
Эти положения главы
1 Конституции РФ, регулирующие вопросы
федеративного устройства, входят в содержание
основ конституционного строя Российской
Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке установленном Конституцией
РФ.
Более детально конституционные
основы национально государственного
устройства России установлены в главе
3 Конституции РФ "Федеративное устройство".
В нормах этой главы закрепляется: состав
субъектов Российской Федерации; порядок
принятия в Федерацию и образования новых
субъектов; основы статуса каждого из
видов субъекта; порядок изменения статуса
субъекта;
вопросы территории
и порядок изменения границ между субъектами
Федерации; государственный язык и право
республик на установление своего государственного
языка; гарантии прав коренных малочисленных
народов;
государственная символика
Российской Федерации;
предмет ведения Российской
Федерации; предмет совместного ведения
и ее субъектов; порядок действия федеральных
законов по предметам ведения и вне их
предела, верховенство федеральных законов;
основы формирования системы органов
государственной власти субъектов; основы
деятельности федеральных органов исполнительной
власти на территориях субъектов; право
Российской Федерации на участие в межгосударственных
объединениях.
Анализируя конституционные
основы федеративного устройства России,
следует отметить, что общественные отношения
в этой сфере во многом регулируются положениями
Федеративного договора 1992 г. По своему
содержанию Федеративный договор состоит
из "Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти суверенных республик в составе
Российской Федерации" от 31 марта 1992
г.; "Протокола к Федеративному договору";
"Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга Российской Федерации”
и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора
о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти автономной области,
автономных округов в составе Российской
Федерации" от 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993
года, по существу, подтвердила конституционный
характер и действие Федеративного договора,
хотя и не включила его в содержание Конституции.
Не отменяя Федеративный договор, статья
1 раздела второго Конституции РФ устанавливает,
что в случае несоответствия положениям
Конституции РФ положений Федеративного
договора действуют положения Конституции
РФ.
Принципы федеративного
устройства Российской Федерации представляют
собой руководящие начала, основополагающие
идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном
договоре и других актах конституционного
права. Эти принципы нашли свое конституционное
воплощение в государственном устройстве
многонациональной России.
Основными принципами
федеративного устройства Российской
Федерации являются:
1. Добровольность
объединения наций и народностей.
2. Суверенность
и равноправие наций.
3. Федерализм в
сочетании с унитаризмом и
автономией.
4.Национально-территориальный
принцип образования форм государственности
в сочетании с территориальным
принципом образования субъектов
Федерации.
5. Государственная
целостность Российской Федерации.
6. Разграничение
предметов ведения и полномочий
Федерации и ее субъектов.
Равноправие субъектов
Федерации.
Рассмотрим содержание
этих принципов:
1. Добровольность
объединения наций и народностей
в федеративное государство. Этот
принцип построения Российского
государства формировался исторически.
Добровольность объединения
наций и народностей в Российской Федерации
подтверждается содержанием Преамбулы
Конституции РФ 1993 года, а также Преамбулы
документов, составляющих Федеративный
договор, подписанных представителями
субъектов Федерации.
Равноправие наций
проявляется также в конституционном
закреплении положения о том, что "во
взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти все субъекты
Российской Федерации между собой равноправны"
(ст. 5 п.4 Конституции РФ). Кроме того, согласно
Конституции РФ, все субъекты имеют равный
статус в Федерации, равный круг полномочий.
3. Федерализм в
сочетании с унитаризмом и
автономией. Многонациональный характер,
сложный исторический путь развития
обусловили воплощение в национально-государственном
устройстве России всех известных
форм государственности.
Российская Федерация
- исторически сложившееся федеративное
государство. После распада Союза ССР,
в составе которого существовала РСФСР,
являвшаяся Федерацией по действовавшей
тогда Конституции, в России начались
процессы суверенизации бывших автономных
республик, изменения форм государственности
бывших автономных областей. Кроме того,
о намерении стать самостоятельными субъектами
Федерации заявили края, области, города
Москва и Санкт-Петербург.
Заключение Федеративного
договора представляет собой создание
конституционных основ Российской Федерации
в новых условиях. Статья 5 Конституции
РФ устанавливает, что Российская Федерация
состоит из республик, краев, областей,
городов федерального значения, автономной
области и автономных округов - равноправных
субъектов Российской Федерации.
Россия обладает всеми
признаками Федерации: наличием федеративной
территории и территории субъектов; федеративного
гражданства и гражданства республик,
входящих в Федерацию; общефедеративной
конституции и конституций республик
и т.д. Вместе с тем Российская Федерация
имеет своими субъектами не только государства,
но и автономные образования, а также административно-территориальные
единицы.
Унитаризм в национально-государственном
устройстве Российской Федерации проявляется
в том, что, суверенные республики, входящие
в состав России, являются унитарными
государствами, имеющими свою территорию,
гражданство, конституцию и другие признаки
государственности.
Многонациональный
характер населения России исторически
обусловил существование автономных национально-государственных
образований в форме автономной области
и автономных округов.
Автономия - это форма
национальной государственности, воплощающая
национальный суверенитет на началах
самоуправления в рамках федеративного
Российского государства. Содержание
и пределы самоуправления определяются
государственной властью Федерации.
4. Национально-территориальный
принцип образования форм государственности
в сочетании с территориальным
принципом образования субъектов
Федерации. Мировой практике федеративного
строительства известны две основные
формы ее построения: по территориальному
принципу (США, ФРГ и др.) и национально-территориальному
(СССР, СФРЮ и др.). В современном
национально-государственном устройстве
России в силу исторических
обстоятельств нашли свое воплощение
оба эти принципа.
Сущность национально-территориального
принципа построения форм национальной
государственности субъектов Федерации
состоит в том, что они создаются на базе
территорий, отличающихся своеобразием
национального состава населения, компактно
проживающего на исторически сложившейся
экономически целостной, как правило,
территории.
По этому принципу
созданы все республики в составе Российской
Федерации, автономная область и автономные
округа.
В 1918 - 1992 гг. Российская
Федерация строилась только по национально-территориальному
принципу. Ее субъектами являлись нации,
самоопределившиеся в той или иной форме
государственности. Среди них были государства
- автономные республики, национально-государственные
образования - автономные области и автономные
(до 1977 г. национальные) округа.
В 1992 г. в содержание
Федеративного договора был включен Договор
о разграничении предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти краев, областей,
городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской
Федерации. Таким образом, произошло качественное
обновление федеративных отношений. Бывшие
административно-территориальные единицы
стали полноправными и равноправными
субъектами Российской Федерации. Национально-территориальный
принцип был дополнен территориально-административным
принципом формирования субъектного состав
федерации. В этой связи характер взаимоотношении
между Федерацией и субъектами значительно
усложняется, так как автономные область
и округа входят в состав краев и областей.
Автономные образования, таким образом,
являются одновременно самостоятельными
субъектами Российской Федерации и входят
в состав краев и областей - субъектов
Федерации. Отношения между ними регулируются
федеральным законом и договором между
соответствующими органами государственной
власти.
На обеспечение государственной
целостности направлены положения Конституции
РФ о том, что на ее территории не допускается
установление таможенных границ, пошлин,
сборов и иных препятствий для свободного
перемещения товаров, услуг и финансовых
средств (ст. 74); устанавливается единая
денежная единица - рубль, единая система
налогов и сборов на всей территории Федерации
(ст. 75); закрепляется верховенство федерального
законодательства; устанавливается единая
система исполнительных органов государственной
власти (ст. 77).
6. Разграничение
предметов ведения и полномочий
Федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции
РФ, закрепляя принципы федеративного
устройства Российской Федерации, предусматривает
и принцип разграничения предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов.