Феномен неоконсерватизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 15:34, контрольная работа

Описание работы

Одной из актуальных проблем мировой политики и международных отношений является использование ключевых теоретических подходов для осмысления и объяснения феномена неоконсерватизма. Рассмотрение проблематики неоконсерватизма позволяет, с одной стороны, использовать серьёзные теории международных отношений для объяснения актуальных политических событий, а с другой стороны, проверять и совершенствовать теоретические модели на основе этих политических событий.
Цель работы – рассмотреть и объяснить феномен неоконсерватизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
I. Понятие и сущность неоконсерватизма……………………………………..4-5
1.1. Неоконсерватизм и экономическая политика…………………………….6-7
1.2. Система власти в неоконсерватизме………………………………………8-9
1.3. Социальная база……………………………………………………………10-13
1.4. Неоконсерватизм в США как идеология и политическая трактовка неоклассического либерализма………………………………………………..14-15
Заключение……………………………………………………………………...16-17
Список используемой литературы………………………………………….....18

Файлы: 1 файл

реферат по политологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

     При необходимости выбора между индивидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на первое место общество. По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства, исторически, этнически и логически выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и естественный и социальный характер: естественный потому, что принадлежат человеку, созданному Богом в качестве части великого плана природы, а социальный потому, что человек может пользоваться этими правами лишь в организованном обществе. Правительство является политическим орудием общества, призванным обеспечить и защитить естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика - это слияние индивидуального предпринимательства групповой кооперации и правительственного регулирования. Целью государственно-экономического регулирования является расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем. Другими словами, свободный рынок и свободная конкуренция объявляются единственным надежным средством обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы, а государственному регулированию вменяется в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь - создание и расширение рынков. Все иные виды государственного регулирования, как и либерально-реформистская концепция «планового общества» консерваторами отвергается в качестве социальной утопии.

Консерваторы 70-80-х годов также активно высказывались по общефилософским и историческим вопросам. Но здесь, они, по сути, мало, что добавили к идеям, изложенным в 50-60-е годы ХХ века Росситером, Виреком.

Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном ренессансе состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, способности приспосабливаться к создавшимся условиям. Они четко уловили настроения широких масс населения, требующих принятия мер против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государственных средств, негативных явлений в социальной жизни. В значительной степени разгадка успеха представителей консервативных сил сначала в Англии и США, а затем в ФРГ, Франции и других странах кроется в том, что они предложили перемены в тот момент, когда большинство избирателей желали перемен. Показательно, что лейтмотивом предвыборных платформ большинство консервативных партий стали обещания перемен. Например, на выборах 1979 года, М.Тэтчер претендовала на полное изменение политики господства государства во всех сферах жизни людей, на свертывание такого господства. В программе, предложенной на выборах 1980 г., Р.Рейган подчеркивал необходимость положить «новое начало Америки».

Для современного неоконсерватизма характерна приверженность социокультурному и религиозному традиционализму. Отказ от традиционных ценностей рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе. При этом под традицией подразумеваются универсальные, трансцендентальные ценности и принципы. Как утверждал, например, Р.Уривер, отрицание всего трансцендентального привело к релятивизму, рассматривавшему человека как «меру всех вещей», к отказу от доктрины первородного греха, которую заменили идеей о доброй природе человека.

Собственно говоря, «новое» неоконсерваторов в значительной степени состоит в том, что они делают упор на социокультурных и религиозных проблемах, на религиозном и культурным отчуждении. Как утверждает П.Вьяль, буржуазное потребительское общество, в котором вся система ценностей строится на экономике, оставляет людей в состоянии духовной нищеты.

 В трактовке того, что понимать под действительно традиционными ценностями, неоконсерваторы США и ряда других стран значительно расходятся. Так, большинство американских «неоправых» - ревностные приверженцы протестантского фундаментализма, основанного на буквальном толковании Библии, религиозном фанатизме, враждебности к инакомыслию.

Интерес современных консерваторов к социокультурным и морально-этническим проблемам отнюдь не случаен, а имеет под собой реальную основу. Придавая первостепенное значение культуре в качестве системообразующей категории, одну из своих главных целей новые консерваторы видят в ликвидации «монополии левых в области культуры» и «завоевании культурной власти над обществом», считая это необходимой предпосылкой для завоевания политической власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Неоконсерватизм в США как идеология и политическая трактовка неоклассического либерализма

 

    

     Проблематике идеологии и политической практики неоконсерватизма в США во время президентства Джорджа Буша- младшего посвящено значительное число работ, как публицистических, так и академических. Регулярно издавались публикации, излагающие основные тезисы неоконсерватизма, велась полемика по наиболее острым вопросам. Достоинствами этого дискурса является детальный анализ имеющейся литературы, а также внешнеполитических акций США, вместе с тем, приходится признать, что, во-первых, наряду с серьёзными работами, весьма широко распространены спекуляции на тему «американского гегемонизма» или «тайного мирового правительства» «мировой закулисы»; во-вторых, предпринято недостаточно шагов по фундаментальному изучению феномена неоконсерватизма, рассмотрению его в рамках основополагающих теоретических концепций международных отношений.

     Таким образом, одной  из актуальных проблем мировой  политики и международных отношений  становится использование ключевых  теоретических подходов для осмысления  и объяснения феномена неоконсерватизма. Одним из таких подходов, весьма перспективным, является неоклассический реализм Р. Швеллера.

     Теоретическим источником, основой для неоклассического  реализма является структурный  реализм Кеннета Уолтса, рассматривающий мировую политическую систему, внешнюю по отношению к нациям-государствам, в качестве основного фактора, влияющего на поведение этих государств на международной арене. Вместе с тем, неоклассический реализм не сводит всё многообразие действий государств к механическому следованию импульсам, исходящим от мировой системы. Международную политику можно представить как интерактивный процесс взаимодействия политических элит государства с внешней средой, подразумевающий выработку эффективных решений и адаптацию поведения государства к изменяющимся условиям. Кроме того, по Кристенсену, для успешной адаптации необходимо поддержание определённого уровня внутренней мобилизации общества, которое и позволяет выполнять такого рода внешнеполитические проекты. В условиях биполярности международная система обладала определённым запасом прочности. Однако в рамках однополярного мира США как единственный лидер столкнулся с необходимостью такого проецирования силы, которое существенно превышает имеющиеся у него возможности. Наш принципиальный тезис заключается в том, что для достижения успеха в исполнении внешнеполитических проектов Соединённых Штатов понадобилось существенно увеличить уровень внутренней мобилизации, и именно неоконсерватизм выступил в роли такой идеологии и политической практики, которая обосновывала и обеспечивала соответствующую готовность США проецировать силу. Политическая практика в данном случае подтверждает (как минимум не противоречит) объяснениям, которые предлагаются теоретическим дискурсом.

     Рассмотрение проблематики неоконсерватизма под углом зрения неоклассического реализма представляется перспективным направлением исследований, поскольку позволяет, с одной стороны, использовать серьёзные теории международных отношений для объяснения  актуальных политических событий, а с другой – проверять и совершенствовать теоретические модели на основе этих политических событий.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В целом неоконсерватизм в тех или иных пропорциях интегрировал отдельные элементы остальных вариантов консерватизма и сводится к следующему: вера в естественный закон, не зависящий от воли людей, убеждение в том, что человеческое общество представляет собой своего рода «духовную корпорацию», такую как церковь.

     Порядок, справедливость  и свобода являются продуктами  очень длительного периода человеческой истории. Поэтому для сохранения стабильности «общества-корпорации» первостепенное значение имеет сохранение «беспрерывной преемственности и связи жизненной артерии». Изменения в обществе не должны производиться каким-либо искусственным образом, поскольку оно само производит их естественным путем. Консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое - будущему.

     Для сохранения  стабильности человеческого общества  безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный” вопрос на основе личных мнений и личного разума. «Индивид глуп, а род мудр». Неоконсерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное образование, в котором уживаются самые разнообразные, порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями. В наиболее отчетливой форме высвечивается противоречивость позиций консерваторов в трактовке проблем свободы, равенства, прав человека и соотношения последних с традицией, государством. Такая позиция вполне объяснима, если учесть, что проблемы слишком сложны и деликатны, и их невозможно объяснить с помощью простых и однозначных формул, доводов и аргументов. По мнению автора, особенно бережно и осторожно к трактовке этих проблем следует подойти в периоды крупных социально-экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, которые почти всегда чреваты непредсказуемыми негативными последствиями. Таким образом, мы рассмотрели феномен неоконсерватизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1) Политология. Энциклопедический  словарь. – М.,1993.

2) Акчасов В.А. Политология: Учебное  пособие для вузов. – М.: Высшее  образование, 2008.

3) Василенко И.А. Политология: Учебник. – М.: Гардарики, 2006.

4) Мусихин Г.И. Дискурсивный анализ  идеологий: возможности и ограничения. Полис. – 2011.

 


 



Информация о работе Феномен неоконсерватизма