Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 03:50, реферат

Описание работы

Под фискальной политикой страны понимается неизменное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на создание прибыльной доли муниципального бюджета, поднятие эффективности функционирования всей государственной экономики, снабжение экономического роста, занятости народонаселения и стабильности валютного обращения. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики средством конфигураций муниципальных расходов и налогов. На рисунке 1.1 представлены основные цели фискальной политики.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 155.52 Кб (Скачать файл)
  1. Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике

 

    1. Понятие и структура фискальной политики

 

Под фискальной политикой страны понимается неизменное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на создание прибыльной доли муниципального бюджета, поднятие эффективности функционирования всей государственной экономики, снабжение экономического роста, занятости народонаселения и стабильности валютного обращения.

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования  экономики средством конфигураций муниципальных расходов и налогов. На рисунке 1.1 представлены основные цели фискальной политики.

Рисунок 1.1 – Основные цели фискальной политики

 

Налоги и муниципальные  затраты являются главными приборами  фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и  довольно нездорово повлиять на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность денежных мероприятий государства  по регулированию правительственных  расходов и заработков для заслуги  определенных социально-экономических  целей. Потребность в разработке и систематическом проведении фискальной политики увеличилась в особенности во 2-ой половине XX в., когда деньги государства стали играться важную роль в обеспечении стабильного экономического роста.

Среди  задач фискальной политики, образующих так именуемое  древо целей, основными являются:

  • устойчивый рост государственного заработка;
  • умеренные темпы инфляции;
  • полная занятость;
  • сглаживание повторяющихся колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики подключает: манипуляцию разными  обликами налогов и налоговых  ставок, не считая такого, трансфертные платежи и остальные виды государственных  расходов. Важнейшим комплексным  инвентарем и показателем эффективности  фискальной политики является муниципальный  бюджет, соединяющий налоги и расходы  в единственное устройство.

Фискальная политика как  метод денежного регулирования  экономики исполняется с поддержкой массивных рычагов - налогообложения  и государственных расходов.

В связи с этим проводятся 2 вида фискальной политики: дискреционная  политика и политика, основанная на интегрированных (самодействующих) регуляторах.

При дискреционной политике правительство преднамеренно регулирует налогообложение и экономические  расходы для усовершенствования экономического расположения страны. Это регулирование различно на различных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спада изготовления) государство усиливает свои расходы, понижает налоги, что содействует  расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство удерживает бизнес энергичность (убавляет свои расходы, увеличивает налоги).

Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), употребляет таковой  механизм, который без роли государства  избавляет неблагоприятное состояние  на разных фазах экономического цикла (в него входят налоговые поступления  и общественные выплаты). Так, на фазе взлета экономики, когда растут финансы  компаний и тружеников благодаря  прогрессивному налогообложению, еще  быстрее растут суммы налогов. Одновременно миниатюризируется безработица  и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие что убавляются выплаты  пособий по безработице и разряд социальных выплат. В результате уменьшается  общественный размер совокупного спроса, чем удерживается непомерный народнохозяйственный рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений автоматически уменьшаются (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а социальные выплаты (в т.ч. пособия по безработице)растут. В результате растет покупательная  дееспособность населения, что способствует выходу из кризиса.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое модифицирование величины государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических  колебаний совокупного дохода1. Недискреционная фискальная политика подразумевает автоматическое повышение (или уменьшение)незапятнанных налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или убавления) ВНП, которое оказывает стабилизирующее действие на экономику. Эти конфигурации проистекают под действием встроенных стабилизаторов.

Встроенный (самодействующий) стабилизатор – это экономический  механизм, дозволяющий понизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики сравнительно смягчают делему длительных мимолетных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти машины включаются без конкретного вмешательства правительства.

Встроенные стабилизаторы  не избавляют обстоятельств циклических  колебаний равновесного ВНП кругом его вероятного размера, а только ограничивают размах данных колебаний.

Таким образом, фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

 

    1. Инструменты фискальной политики

 

Основными приборами фискальной политики является муниципальные (либо правительственные) затраты и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание ВУЗа страны, а еще правительственные  закупки продуктов и услуг. К  последним имеют все шансы  существовать отнесены очень различные  виды закупок, к примеру, покупка  правительством атомных подводных  лодок, космических ракет, солдатских шинелей, стройку за счет бюджета  электростанций, дорог, каналов, школ, медучреждений, объектов культуры и  просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки  и т.д. Таким образом, покупателем  только вышеназванного является государство. Как верховодило, государственные  закупки подразделяют на закупки  для личного употребления государства, какие более стабильны, и закупки  для регулирования рынка. Эти  расходы отражаются в расходной  доли муниципального бюджета. В современном  сообществе смешанной экономики  роль муниципальных расходов чрезвычайна  принципиальна.Поэтому в многообещающих экономических программах развитиясообщества огромное интерес уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании новейшего свойства экономического роста.

Трансфертные платежи  создаются за счет налогообложения, в том числе подоходного налога, отчислений трудящихся в фонды общественного  страхования, личной благотворительности  и т.д. Таким образом, с поддержкой трансфертных платежей исполняется  перераспределение доходов в  выгоду более скудных.

Налоги представляют собой 2-ой важный инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная выкройка обложения  доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, нужный для его обычного функционирования. Использование налогов в качестве инструмента централизованного действия на экономическое формирование государства имеет долговременную историю[7, c.99]. Первый валютный общий налог на людей был введен еще в Римской империи во II в. н. э. По мере развития размена и экономической цивилизации валютные налоги вытесняют остальные виды платежей, в том числе и естественный, и стают главенствующими.Практика экономической жизни располагает широким диапазоном видов налогов (см. рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 – Классификация  налогов

По платежеспособности и  способу взимания налоги разделяются  на прямые и косвенные. Прямые налоги конкретно уплачиваются конкретным плательщиком. Как правило, они напрямик пропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это неприменные  платежи, включаемые в стоимость  продукта или сервисы. Значительную их дробь образуют акцизы. По применению налоги подразделяют на общие, поступающие  вобщую прибыльную часть бюджета, и  специальные (целевые). Они употребляются  взыскательно на определенные цели. Эти  налоги, например, на продажу бензина, горючего, смазочных масел и др. В согласовании с муниципальным  бюджетом и экономной структурой налоги подразделяются на государственные  и местные. Государственные налоги взыскиваются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный  бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль с компаний, таможенные пошлины и т.п. Можно  отметить 3 ступени развития взоров на роль налогов в реализации государственных  интересов:

  • на начальных шагах рыночной экономики налоги рассматривались только в фискальных заинтересованностях как лекарство пополнения государственной казны;
  • затем пришли к выводу о необходимости завести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало заявочное пожелание не взрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике;
  • для реального времени стало соответствующим рвение все в большей степени применять налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.

В России последнее направленность главного подхода к налогообложению  было типично для эры Петра I, когда  налоговая политика была ориентирована  исключительно для финансирования боевых действий. Налоги как из худого решета, посыпались на головы российских плательщиков, приведя к оскудению  крестьянских хозяйств, сокращению населения  страны и убавлению собираемости налогов.Экономика требовала более  разумной налоговой политики, которая  бы не подрывала критерий воспроизводства. Примером ориентации на такие малые  запросы можно отнести налоговую  политику русского периода, начиная  с 30-х гг. тогда работающим компаниям  оставлялись финансы, обеспечивающие только обычное воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься  боязливые пробы бросить предприятиям часть заработка для снабжения  расширенного воспроизводства за счет личных источников. В развитых странах  это направление налоговой политики получило более обширное развитие. Считается, что налоги не обязаны  тушить стремление производителя увеличивать  выпуск продукции.

Следующая степень развития концепции налогообложения связана  с осознанием того, что манипуляция  налоговыми ставками, увязка налогов  с внедрением ресурсов превращает их в мощнейший стабилизатор хозяйственных  пропорций. Например, вступление платы  за ресурсы (землю, чистую воду и др.) содействует экономии ресурсов в хозяйственной деловитости. Плата за землю обычно ведет к увеличению вышины производственных спостроек. Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации провоцирует рост производства.

Теория предложения рекомендует  помогать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до внедрения  налоговых каникул для небольшого коммерциала, или для тех, кто  осуществляет выпуск товаров, в большей  степени отвечающих заинтересованностям общества.

Налогообложению подлежит главная  дробь заработков народонаселения, их затраты и собственность. В  форме налогов в госбюджет  поступают значимые суммы с домохозяйств и компаний [16, c.123]. Однако конкретные трудности налогообложения являются предметом остальных наук. Проблемы размеров налогов, их численности в всяком государстве являются животрепещущими с точки зрения верности и равенства их взимания. Данные вопросы являются предметом дискуссий как на уровне профессионалов, этак и на уровне обывателей. Вряд ли станет обозначать сходство в налогообложении, ежели все люди будут оплачивать одну какую-то сумму налога самостоятельно от их доходов, т.е. и обеспеченный и неимущий будут выплачивать идиентично. На лицо будет явная несправедливость. В предоставленном случае равенство будет означать интерес в облике налога схожей части из заработка всякого индивида, как болезненного, так и здорового, как холостяка, так и многодетного, как скудного, так и обеспеченного.

Кривая Лаффера (см. рисунок 1.3) указывает, что при определенных критериях понижения налоговых  ставок может сотворить стимулы  для коммерциала, содействовать  образованию доп сбережений и  тем самым содействовать вкладывательному процессу.

Рисунок 1.3 – Кривая Лаффера

 Уменьшение банкротств  обязано способствовать расширению  налогооблагаемой базы, так как  численность налогоплательщиков  при этом должно возрасти.

Однако не следует мыслить, что снижение ставки налогов должно сходу же дать результат роста  валового государственного продукта. Последний происходит только при  расширении вкладывательного процесса, в особенности, когда возникает  спрос на главный основной капитал2. Спрос же на него варьируется в движение цикла, а в стадии депрессии может совсем скрыться. Это значит, что итоги снижения ставок налогов в депрессивной ситуации имеют все шансы обнаружиться лишь через годы.Современная система налогообложения России создавалась под воздействием западной как наиболее распространенной и применяемой в мире. Эта система дозволяет выводить соглашения об сбежании двойного налогообложения, без которых вовлечение иностранных инвестиций осложняется. Набор видов налогов у нас подходит западным эталонам: налог навыручка, НДС, акцизы, подоходный налог, налоги на актив как физических, так и юридических лиц и т.д. Трехуровневая налоговая система, т.е. федеральные, региональные и местные налоги также действуют практически во всех странах. В USA – это федеральные налоги, налоги штатов, а также местные налоги. В Швейцарии – Это федеральные, кантональные и местные налоги.

Информация о работе Фискальная политика как инструмент в рыночной экономике