Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 11:21, реферат
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
Введение 3
1. Понятие формы государства. Форма государственного правления 4
2. Форма административно – территориального устройства 10
3. Политический режим 13
Заключение 19
Список литературы 20
Московский гуманитарно-
Тверской филиал
Реферат
по специальности "Политология"
на тему
«Форма государства: понятие и структура»
Выполнила:
Студентка группы 151П ТФ МГЭИ
Хандамирян Ани Арамаисовна
Проверил:
Иванов Николай Иванович
Тверь
2013 год
Оглавление
Введение |
3 |
1. Понятие формы государства.
Форма государственного |
4 |
2. Форма административно – территориального устройства |
10 |
3. Политический режим |
13 |
Заключение |
19 |
Список литературы |
20 |
Введение
В теории государства и права равно как и в некоторых иных общественных науках рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека - государства.
Подход к этой проблеме
был различным на разных этапах развития
общества, на разных этапах развития теории
государства и права как
Государство это определенный
способ организации общества, а также
организация публичной
В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.
1. Понятие формы
государства. Форма
Форма государства, так
же как его сущность и содержание,
никогда не оставалось и не остается
раз и навсегда установленной, неизменной. Под
влиянием множества экономических, социально-политических,
идеологических и иных факторов она всегда
изменялась и развивалась. Постоянно менялось
и представление о ней. За всю историю
развития государства и права были выдвинуты
десятки, если не сотни различных теорий
о форме государства. Предлагались самые
различные подходы и варианты решения
данной проблемы. Еще в Древней Греции
и Древнем Риме философы и юристы высказывали
самые различные, порой весьма противоречивые
мнения и суждения по поводу того, что
следует понимать под формой государства,
какие формы государства существуют, чем
они различаются. Один из величайших мыслителей
античности, древнегреческий философ
Платон исходил, например, из того, что
идеальной формой правления "идеального
государства" как государства "лучших
и благородных" является "законная
власть немногих" – аристократия. Кроме
того, им рассматривались "законная
монархия" – царская власть, и "незаконная"
– олигархия. Платон создал целое учение
о динамике государственной жизни и смене,
в силу "испорченности человеческой
натуры" ее формы. Идеальное государство
и его аристократическая форма, согласно
этому учению, не вечны. Государство может
деградировать и соответственно в этом
же направлении изменять свою форму. Аристократия,
согласно учению Платона, приводящая к
появлению частной собственности на землю
и превращению свободных людей в рабов,
может выражаться в так называемую демократию.
Последняя, представляющая собой критско-спартанский
тип государства, господство наиболее
сильных воинов, может постепенно превращаться
в олигархию. Олигархия же, основанная
на имущественном цензе и власти немногих
богатых, - в демократию. Наконец, демократия
как власть народа и для народа, в силу
опьянения последнего свободой сверх
меры, в "неразбавленном виде" может
выражаться в свою противоположность
– тиранию. Тирания – самая худшая форма
государства, при которой безраздельно
господствуют произвол, бесправие широких
масс и насилие. Глава государства – тиран
захватывает от имени народа и выступает
как "ставленник народа" На многообразие
форм государства имел свои взгляды и
Аристотель – ученик Платона и вместе
с тем его критик. Считая форму государства
системой, олицетворяемой верховной властью
в государстве, Аристотель определял ее
в зависимости от числа властвующих (один,
немногие или большинство) как монархию,
аристократию или политодемократию. Эти
формы государства он назвал "правильными",
ибо в них просматривалась общая польза
правителей. Каждая из данных "правильных
форм" могла легко искажаться и превращаться
в соответствующую "неправильную"
форму – тиранию, олигархию или охлократию.
"Неправильные" формы использовались
правителями, по мнению Аристотеля, лишь
в личных целях. В отечественной и зарубежной
литературе нет единого общепризнанного
представления о том, что такое форма государства.
Среди авторов-современников, так же как
и среди предшественников, нет единого
мнения о понятии, видах и форм государства.
Ученые высказывают различные точки зрения.
Существуют различные точки зрения на
понятие "форма государства". Его
трактуют в узком смысле (только форма
правления) или в широком смысле (совокупность
формы правления и формы государственного
устройства), политический режим в этой
ситуации рассматривается как явление,
характеризующее сущность государства],
или область методов осуществления классового
господства. Интересна точка зрения, согласно
которой следует различать внутреннюю
и внешнюю форму государства; под первой
понимается демократия, а под второй -
конкретная организация политической
власти. Так как демократия есть разновидность
политического режима, то его необходимо
понимать как внутреннюю форму государства,
а совокупность форм правления и государственного
устройства представляет собой внешнюю
форму. Традиционным для отечественного
государствоведения и правоведения 60-70-х
годов было представление о форме государства
как об институте, складывающемся из формы
правления и формы государственного устройства.
В более поздний период, вплоть до настоящего
времени, в научной литературе утвердилось
мнение, согласно которому форма государства
объединяет форму правления, форму государственного
устройства и форму политического режима.
Форма государства, независимо от того,
какой своей стороной она проявляется
(форма правления, форма государственного
устройства или государственный режим
всегда имеет самую непосредственную
связь с государственной властью. Под
формой правления имеется в виду организация
верховной власти государства, характеризующаяся
ее источником, взаимоотношениями органов
государства между собой и населением.
Под формой государственного устройства
подразумевается административно-
Форма правления, как
один из элементов формы государства,
характеризует способ организации
государственной власти, включающий
порядок образования и
Монархия весьма древняя форма
правления. Она впервые зародилась
в раннеклассовых обществах, государственную
власть в которых захватывали
военноначальники, представители разросшихся
семейных или соседских общин
руководители храмов, жрецы. Свои истоки
монархическая форма правления имела
в той достаточно простой, социально не
слишком расчлененной организации общества,
которая появилась на рубеже IV-III тыс. до
н.э. в итоге так называемой "неолитической
революции". Различные сочетания выше
перечисленных признаков дают различные
виды монархий: неограниченную (абсолютную)
и ограниченную (конституционную, парламентская,
дуалистическую). Перечисленные выше признаки
полно выражены в неограниченных (абсолютных)
монархиях. Данная форма правления характерна
для стран Древнего Востока (Египет, Вавилон,
Ассирия и т.д.), Россия XVII-XVIII вв., Франция
до революции 1789 г., Омана, Бахрейна, Кувейта
в настоящее время. Для абсолютной монархии
характерно полное бесправие народа, отсутствие
каких-либо государственных органов, ограничивающих
полномочия монарха. Ей свойственны наличие
постоянной армии во главе с монархом
и государственной казны с системой постоянных
податей; ликвидируются или приходят в
полный упадок сословно-представительные
учреждения, утверждается политическое
и гражданское бесправие народа. В ограниченной
монархии власть монарха ограничена выборным
органом – парламентом – либо особым
правовым актом – конституцией. В большинстве
ограниченных монархий налицо сочетание
обоих способов ограничения власти монарха
– конституцией и парламентом. Монархии,
ограниченные таким способом, принято
именовать конституционными (парламентарными).
Ограниченная монархия имеет разные формы.
Конституционная (парламентарная) монархия
характеризуется следующими основными
признаками: - правительство формируется
из представителей партий, получивших
большинство на выборах в парламент; -
лидер партии, получивший большинство
депутатских мандатов, становится главой
правительства; - власть монарха является
символической, он “царствует”, но не
правит; - правительство подотчетно в своей
деятельности парламенту. Конституционными
(парламентарными) монархиями в настоящее
время являются большинство монархических
государств: Великобритания, Дания, Испания,
Бельгия, Швеция, Япония и др. Дуалистическая
монархия характеризуется юридическим
двоевластием: законодательную власть
осуществляет парламент, а исполнительную
– монарх. При этом монарх осуществляет
управление страной через подчиненное
ему и ответственное только перед ним
правительство (Япония до 1945 г). Дуалистических
монархий в чистом виде в настоящее время
не существует. Монархию как форму правления
весьма красноречиво характеризуют не
только юридические, но и социально-психологические
признаки. Монархия основана и держится
на патриархальном сознании, представлении,
что “каждый сам за себя, один царь - за
всех”. Монархическая власть сопровождается
доверием к монарху, провозглашением верности
и любви к нему: надеждами на царя-батюшку.
Таким образом, монархия как форма правления
– это сложный конгломерат власти, юридических
основ ее организации и осуществления,
социально-психологического состояния
общества. Республика (лат. res publica – общественное
дело) как форма правления отличается
следующими признаками: - выборность органов
государственной власти на определенный
срок и их коллегиальный характер; - выборность
на определенный срок главы государства;
- власть осуществляется от имени народа,
который делегирует свои властные полномочия
своим представителям; - юридическая ответственность
государственной власти (в том числе и
главы государства). В качестве современных
форм республиканского правления рассматриваются
президентские (США, Франция, Мексика,
Филиппины и др.) и парламентские (Италия,
ФРГ, и др.) республики. Республика или
республиканская форма правления также
является весьма древней формой государственной
организации общества. Уже в первых месопотамских
городах-государствах (IV-III тыс. до н. э),
как впоследствии в древнегреческих полисах,
власть имела сложную структуру (городская
община – собрание и совет, дворец, храм).
То или иное соотношение и взаимодействие
различных органов власти, те или иные
способы образования (избрания) собраний,
советов определяют различные республиканские
формы правления. Но всегда при этом республика
характеризуется выборными высшими органами
власти, в которые входят избранные представители
народа. Разумеется, республиканские,
точно так же, как и монархические, формы
правления определяются не только соотношением
классовых сил, стремлением тех или иных
социальных сил господствовать, эксплуатировать
другие классы, но и историческими традициями,
национальной психологией, экологическим
(географическим) фактором, различными
контактами с окружающими государствами
(подражания, завоевания) и т.п. История
государственно-
Эпоха капитализма и современная
практика знает президентскую и
парламентскую республики – формы,
неизвестные прежним эпохам. Президентская
республика представляет определенное
соотношение полномочий президента –
главы государства, парламента – законодательного
органа и правительства – органа исполнительной
власти, при котором в руках президента
соединяются полномочия главы государства
и главы правительства (США, Мексика, Бразилия,
Аргентина). В частности, законодательную
власть в РФ осуществляет двухпалатное
Федеральное Собрание (Государственная
дума разрабатывает и принимает законы,
Совет Федерации их одобряет). Однако закон
не может вступить в силу без подписи Президента.
В республике этого вида государственное
управление строится по принципу жесткого
разделения властей. Президент управляет,
парламент (конгресс, национальное собрание
и т.п.) принимает законы. Президентская
республика отличается, как правило, внепарламентским
способом избрания президента (всенародное
избрание) и формирования правительства,
отсутствием ответственности правительства
перед парламентом. Правительство формирует
президент, но зачастую с согласия парламента
и возглавляет его (США) или назначает
премьер-министра, утверждает состав правительства,
представленный премьером, контролирует
деятельность правительства (Франция,
Россия). Правительство ответственно перед
президентом. Президент лишен права роспуска
парламента, и, наоборот, парламент может
возбудить против президента процесс
его отстранения от власти ("импичмент").
Это происходит тогда, когда президент
допускает злоупотребление своей властью,
совершает преступление, умышленно, грубо
нарушает конституцию. Иной моделью президентской
республики является такое устройство
формы правления, когда президент является
главой государства, но не совмещает этот
статус со статусом главы правительства.
Тогда кроме распределения полномочий,
закрепленных конституцией, президент,
как упоминалось выше, образует систему
органов – государственных и общественных
– при Президенте, которые содействуют
ему в выполнении его полномочий как главы
государства, гаранта конституции. Президентская
республика является весьма гибкой формой
правления, поэтому она и получила довольно
широкое распространение Большинство
государств, составляющих Организацию
Объединенных Наций, имеют президентские
системы правления. Парламентская республика
– разновидность формы правления, при
которой значительная роль в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
Правительство формируется парламентским
путем из числа депутатов, принадлежащих
к тем партиям, которые имеют большинство
голосов в парламенте, оно ответственно
перед ним, правомочно осуществлять управление
страной до тех пор, пока пользуется его
доверием. Главной функцией парламента
является законодательная деятельность
и контроль исполнительной власти, разработка
и утверждение государственного бюджета,
определение основных направлений социально-экономического
развития страны, решение вопросов внешней
политики. Формальной отличительной особенностью
этого вида республики является наличие
должности премьер-министра, которого
избирает (назначает) парламент. В парламентской
республике правительство несет ответственность
только перед парламентом, но не перед
президентом. Парламентская республика
является менее распространенной формой
правления, чем республика президентская,
но она также весьма распространена (ФРГ,
Индия, Турция, Финляндия и др.). Иногда
встречаются смешенные формы правления,
парламентско-президентские, которые
не укладываются четко в приведенную классификацию
республик, а дают своеобразный синтез,
сочетание президентской и парламентской
властей (Франция). Для республик смешанного
типа правления характерно отсутствие
непосредственной юридической связи между
президентом и правительством. Одним из
признаков, присущим республикам смешанного
типа правления, является возможность
роспуска парламента или его нижней палаты
по инициативе президента в случае возникновения
непреодолимого конфликта между органами
исполнительной власти и парламентом.
Приведенные выше многообразные формы
правления, их зависимость от многих факторов
не позволяют однозначно, абстрактно оценивать
ту или иную из них. Как правило, республики
представляют более прогрессивную форму
правления, чем монархии, позволяют эффективнее
управлять социально структурированным
обществом. Форма правления, как подчеркивалось
выше, зависит не только от классовой сущности
государства, если таковая проявляет себя,
но и многих иных факторов. Вопрос о форме
государства – это, прежде всего вопрос
таком элементе, как форма правления. Но
не только. Это еще и вопрос о национально-государственном
и административно-
2. Форма административно – территориального устройства
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенности не будет создавать угрозу целостности России.
Гармонизация федеральных
отношений требует гибкой политики
межнационального согласия. В этих
целях разрабатывается